Алена Ашихмина
Краткосрочный проект «Неделя экологии» в подготовительной группе
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение расширяет больше возможностей для формирования экологической культуры, что влияет на развитие нравственных, патриотических чувств.
Экология - наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить
4 закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
- все связано со всем;
Публикация «Краткосрочный проект „Неделя экологии“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- все куда - нибудь девается;
- все что - нибудь да стоит (ни что не дается даром);
- природа знает лучше.
Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействиями на ребят в семье.
Таким образом, в ознакомлении дошкольников с природой, формирование основ экологического сознания, культуры есть еще много нерешенных проблем.
2. Участники
Дети старшей группы, Родители
3. Принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
4. Форма и тип проекта
Краткосрочный (первая неделя декабря)
5. Цель проекта : создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного
поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
6. Задачи проекта :
Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи между объектами природы.
Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность.
Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда.
Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам,
человеку.
7. Предполагаемый результат
Дети наблюдают за объектами живой и неживой природы и умеют
делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между объектами природы.
Сопереживают и имеют желание помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
8. Методы проекта
Наблюдение
Совместные творческие игры
Экспериментирование
Обучающие проектные игры
Познавательная деятельность
Презентации
9. Этапы проекта
1. Составление перспективного плана проведения СОД и наблюдений по развитию экологической грамотности воспитанников.
2. Подбор программно – методического материала по направлению работы.
3. Совершенствование развивающей среды (подобрать материалы; игрушки; атрибуты для игровой, театрализованной деятельности).
4. Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.
5. Посев семян.
6. Организовать родителей для совместного творчества со своими детьми.
Работа с родителями:
Анкетирование родителей по выявлению
организации экологического воспитания детей дома;
проведение консультаций;
оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома.
II -ой этап основной:
Реализация плана проекта
Понедельник : «Мы хотим, чтоб от народа не страдала природа» 1половина дня
• Утренняя гимнастика.
Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.
• Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»
Цели: организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира; развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты; воспитывать культуру поведения в окружающем мире.
• Рассматривание экологического лэпбука.
Цель: развивать познавательный интерес к природе, логическое мышление, познавательно – исследовательскую деятельность
• Эксперимент проращивания пшеницы.
Цель: наблюдение за процессом прорастания побегов из зерен пшеницы.
• Составление правил для сохранения чистоты природы.
Цель: предложить детям ответить на поставленные вопросы и
придумать свои вопросы. Учить оценивать свои ответы. Формировать умение выявлять ошибочные суждения, пояснять суть ошибки.
• Игры по интересам.
Цель: учить детей объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения.
Вторник: «Вода источник жизни»
1 половина дня
• Утренняя гимнастика.
Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.
• Беседа: «Что мы знаем о воде?»
Цели: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.
• Опытно – экспериментальная деятельность: «Как вытолкнуть воду?»,
«Для чего нужна вода?» и т. д.
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; Для всхода травы не обязательна почва. Иногда достаточно даже воды, чтобы появились ростки.
• Малоподвижная игра «Море волнуется»
Цель: Учить детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.
Среда «Лес богатство и краса! Береги свои леса!»
1 половина дня
• Утренняя гимнастика.
Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.
• КВН «Люби и знай свои край родной»
Цель: формирование экологической грамотности
• Чтение произведения Д. Мамина – Сибиряка «Лесная сказка».
Цель: активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях. Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации. Поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес.
• Презентация «Правила поведения в лесу»,
Цели: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться.
• Рассматривание иллюстраций «Цветы садовые и полевые занесенные в красную книгу
Цель: Закрепить знания о травах и цветах как представителях флоры земли, их красоте и пользе. Рассказать о Красной книге растений, в которую внесены редкие и исчезающие виды.
Четверг «Зимующие птицы»
1 половина дня
• Утренняя гимнастика.
Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.
• Беседа: «Покормите птиц зимой»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
• Пословицы и загадки о зимующих птицах.
Цель: закрепление пословиц и поговорок о зимующих птицах и пояснение смысла пословиц.
• Дидактическая игра «Угадай, что за птица, по словам - описаниям» Цель: закрепление признаков зимующих птиц, формировать умение образовывать сложные слова (красногрудый, длиннохвостая и т. д.).
• Дидактическая игра: «Отгадай ребус – узнай, что это за птица» Цель: формирование навыков для умения отгадывать слова – ребусы, используя знания предлогов.
• Раскраска «Птицы». Цель: закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, учить раскрашивать силуэты птиц, не выходя за границы контура
• Заучивание стихотворения А Барто «Снегири» научить запоминать стихотворение по схемам-рисункам мнемотаблице.
Пятница «Животные зимой»
1 половина дня
• Утренняя гимнастика.
Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.
• Загадывание загадок «Дикие животные».
Цель: Расширить знания детей о диких животных родного края, учить проявлять заботу к ним.
• Рассказывание по схеме мнемотаблице «Расскажи о диких животных зимой»
Цель: Закрепление знаний о диких животных и их детенышей,
развивать коммуникативные навыки детей, учить составлять связный рассказ по схеме мнемотаблице.
• Самостоятельная деятельность: рисунки на тему «Дикие животные зимой».
Цель. Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа
жизни. Учить раскрашивать силуэты животных, не выходя за границы контура.
III -ий этап заключительный:
Дети группы «Солнечные зайчики» создали плакаты по охране природы.
Подготовка фотоальбома по проекту