Татьяна Бондаренко
Краткосрочный проект «Моя семья» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Аленушка»
Краткосрочный проект : «Моя семья».
Вторая младшая группа.
Автор проекта : Бондаренко Татьяна Ивановна – воспитатель МБДОУ детский сад «Аленушка»
Участники проекта : дети в возрасте 3-4 лет, родители воспитанников, педагоги.
Продолжительность проекта : февраль (с 10.02.2021г. по 26.02.2021г.)
Публикация «Краткосрочный проект „Моя семья“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Тип проекта : групповой.
с. Куйбышево
2021г.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой
Нужно помнить, что будущее создается сегодня! С семьи начинается всё. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны. Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.
Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. И задача воспитателя детского сада - донести эту мысль до родителей.
Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
В нашем детском саду был разработан и реализован педагогический совет на тему «Правовое воспитание детей». В реализации проекта принимали участие педагоги, дети и родители.
Работая с детьми 3-4 лет, появилась идея выделить одно из основных прав ребенка «Право на воспитание ребенка в семье» и реализовать это право в проекте.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках.
Чтобы изменить такое положение проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта :
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье,
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта :
1. Дать представление о понятиях «семья»; «родные», «близкие», расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Линии развития личности:
• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие;
• эстетическое развитие;
• развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Обеспечение проекта :
Методическое обеспечение:
• создание тематических папок «Методические рекомендации»
• дидактические игры: «Моя семья»; «Мой дом»; «Домашний труд»
Методы проекта :
познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, усвоят имена своих бабушек и дедушек.
Особенность проекта заключалась в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы) : педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Сколько у вас братьев (сестер?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку?
- Как вы думаете, это чужие люди или родные?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т. д. Были оформлены альбомы. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», изготовить генеалогическое древо семьи.
В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Готовили подарки маме и папе своими руками. Как итог музыкального развития был проведен праздник, посвященный Международному женскому дню. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», выполняли домашнее задание «Моя родословная. Генеалогическое древо». Участвовали в спортивном мероприятии, как итог физического развития.
4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка работ и рисунков по теме, онлайн фотовыставка «Я и моя семья».
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Список использованной литературы.
1. Алямовская В. Г. "Как воспитать здорового ребенка".
2. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А.
3. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
4. Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т. А. - М. :ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.
6. Нестерюк Т. Е. "Гимнастика маленьких волшебников".
7. Сайкина Е. Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".
8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. - М. : Просвещение, 1990 -420 с. :-ISBN 5-09-001646-1.
9. Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru www.maam.ru/. /integrirovanoe-zanjatie-moja-rodoslovnaja- genealogicheskoe-drevo.html
Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет
Образовательная область Формы работы с детьми
Познавательное развитие: Конструирование Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи. Беседа на тему «Как мы проводим выходные»
НОД: «Катя и ее семья гуляют по парку»
Социально – коммуникативное развитие Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Как я могу помочь маме» «Семейный праздник – День рождение». Дидактические игры: «Мой дом, моя семья» «Домашний труд»
НОД: Составление рассказа на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку,дедушку) «Моя семья»
Художественное – эстетическое развитие НОД: рисование с аппликацией -
Аппликация - «Подарок для папы»
Художественная литература Чтение и разыгрывание по ролям сказки с семейным содержанием «Три медведя»; «Волк и семеро козлят»
Речевое развитие
Физкультминутка «Семья».
Проведение совместного с родителями спортивного мероприятия, посвященное «Дню защитника Отечества»
Музыкально-эстетическое развитие Проведение музыкального праздника, посвященного «Мамин день 8 марта»
Физическое развитие Развлечение, посвященное Дню защитников Отечества.
Работа с родителями :
• Проведение родительского собрания- онлайн на тему «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня»
• Домашняя работа на тему «Моя родословная».
• Выставка
Результативность проекта :
- Понимание детьми смысла стихов о семье
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
- Привить детям чувство собственного достоинства,
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать понимание самого необходимого для ребенка право «Право жить и воспитываться в семье», а также возможности воспитания патриотизма у детей.