Сафонова Светлана Сергеевна
Краткосрочный проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Моя малая родина»
«С чего начинается Родина? –
С картинки в твоём букваре…»
(М. Матусовский)
Актуальность
Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.
Публикация «Краткосрочный проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, братьям и сёстрам, бабушке и дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины, это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России.
Проблема:
Педагогический мониторинг, проведённый в начале учебного года, показал, что у современных детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о семейных традициях, о своей малой родине.
Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания дошкольников, в частности, о понятии «малая Родина». Некоторые родители считают, что любовь к дому, семье – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.
Направление: познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие воспитанников посредством интеграции всех образовательных областей.
Цель проекта : формирование нравственно-патриотических основ у воспитанников посредством приобщения их к истории и культуре родного края, воспитания любви к семье и ближайшему окружению.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники старшей группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Срок реализации проекта : октябрь-ноябрь
Задачи для педагогов:
- формировать активную позицию по отношению к истории, культуре, природе родного края;
- развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;
- обогащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Моя малая Родина»;
- создавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные представления о родном крае;
- приобщать родителей к участию в работе по проекту;
- оформить мини-музей по теме проекта.
Задачи для воспитанников:
обучающие:
- расширять представления воспитанников о своей семье, о семейных традициях;
- продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (дом, детский сад, улица);
- углублять и уточнять представления детей о родном городе, его историческом прошлом;
развивающие:
- развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки;
- развивать связную речь детей, активизировать и расширять словарный запас;
- побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет, посещение с родителями музеев, просмотр телепередач, видеофильмов);
- вызвать желание представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, художественно-творческие выставки, сочинение стихотворений и др.);
воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к своей семье, к близким и родным людям;
- воспитывать чувство любви к своему городу, любовь и привязанность к стране;
- воспитывать толерантность по отношению к сверстникам в детском саду.
Задачи для родителей :
- познакомить детей с историей своей семьи (роль поколений в разные периоды);
- формировать у детей уважение к семейным традициям, к старшему поколению;
- знакомить детей с достопримечательностями своего города, посещать места боевой славы;
- активно участвовать в мероприятиях ДОО, в расширении предметно-развивающей среды по данной теме.
Ожидаемый результат:
Для педагогов:
- успешно используют инновационные технологии (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- разрабатывают конспекты НОД, досугов, дидактические игры по теме проекта;
- создают в группе мини-музей «Мой город»;
- проводят подготовительную работу с детьми и родителями к квест-игре;
- оформляют, обобщают и распространяют опыт по теме проекта.
Для воспитанников:
- расширяются и обогащаются знания о родном городе;
- дети знают символы своего города, района, области (герб);
- развивается связная речь детей: они могут самостоятельно рассказать об интересных событиях, выразить своё отношение, сделать выводы;
- активно участвуют в сборе необходимой информации совместно со взрослыми, делятся полученной информацией с воспитателями и сверстниками;
- отражают в продуктивной деятельности свои представления, впечатления;
- формируются гражданственно-патриотические чувства: дети интересуются событиями прошлого своего родного края; знают о подвигах героев своего города; участвуют совместно со взрослыми в городских праздниках, шествиях; бережно относятся к памятникам, к родной природе;
- дети активно взаимодействуют со сверстниками и родителями в проектной деятельности;
- дружески относятся к сверстникам разных национальностей.
Для родителей :
- расширяют собственный кругозор в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности;
- собирают совместно с детьми необходимую информацию по теме проекта;
- знакомят детей с родословной и традициями своей семьи;
- знакомят детей с родной улицей, рассказывают о назначении каждого объекта;
- посещают вместе с детьми памятные места города, выставки, музеи;
- выполняют совместные с детьми творческие работы;
- читают детям литературу о своём крае, городе, о его героях;
- принимают активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ по теме проекта.
Этапы проекта
I этап - подготовительный (1 неделя октября)
- изучение методической литературы;
- выяснение проблемы – педагогический мониторинг;
- проведение анкетирования родителей;
- информирование родителей об актуальности, цели и задачах проекта;
- разработка цели и задач, плана деятельности с воспитанниками, форм работы с родителями;
- подготовка предметно-развивающей среды по проекту.
2 этап – внедренческий (октябрь-ноябрь) :
Формы работы:
Работа с воспитанниками:
- совместная деятельность взрослого и детей (непрерывная образовательная деятельность, индивидуальная работа, режимные моменты);
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей;
- праздники и развлечения;
- квест-игра «Бусы для мамы».
Работа с родителями
- коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения);
- информационные формы работы (педагогические беседы, тематические консультации);
- наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки);
- совместное мероприятие (квест – игра).
Взаимодействие со специалистами ДОО
Музыкальный руководитель:
- музыкальный репертуар: песни о семье, о Родине, об армии, о природе;
- совместная подготовка к праздникам и развлечениям;
- совместный подбор пособий, атрибутов для НОД и развлечений;
- совместнаяподготовка и проведение квест-игры по теме проекта.
Инструктор по физической культуре:
- пальчиковые игры, подвижные игры в соответствии с возрастом детей (по теме проекта);
- сотрудничество в проведении совместных спортивных развлечений, праздников, квест-игры.
Взаимодействие с социумом:
- сотрудничество с городской библиотекой (посещение библиотеки семьёй);
- просмотр семьёй спектаклей и концертов в ЦКиД, посвящённых знаменательным датам;
- посещение художественно-творческих выставок, музеев;
- участие в городских мероприятиях (День города, городской субботник и др.);
- сотрудничество с ОО «Филармоника»;
- сотрудничество с музыкальной школой.
3 этап – итоговый (4-я неделя ноября)
Подведение итогов по проекту :
- сбор и обработка методических, практических материалов в ходе реализации проекта;
- обобщение материалов проекта.
Готовый продукт: лэпбук «Моя семья», «Я люблю свой город».
Перспективное планирование на октябрь
Тема: «Мой дом, моя семья»
Задачи:
- углублять представления детей о семье, развивать интерес к истории своей семьи;
- закреплять знание домашнего адреса, имён и отчеств родителей, бабушек и дедушек;
- формировать интерес к профессиям родителей;
- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
Совместная деятельностьпедагогов и воспитанниковв режиме дня:
Познавательное развитие - беседы: «Я люблю свою семью», «Мои дедушка и бабушка», «Расскажи о братике (сестричке)»; просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка».
Речевое развитие - НОД: «Составление творческого рассказа по картине «Семья»; чтение художественной литературы: О. Осеева «Сыновья», «Волшебное слово»; В. Катаев «Цветик-семицветик», Ш. Перро «Мальчик – с пальчик», Е. Благинина «Посидим в тишине»; пословицы, поговорки о семье; пальчиковая гимнастика: «Наша семья».
Социально-коммуникативное развитие - игровые ситуации: «Поздравляем дедушку с днём рождения»; «Печём с бабушкой пирожки»; развивающая игра «Мама, папа, я».
Художественно-эстетическое развитие - аппликация: «Бабушкины заготовки»; рисование: «Салфетка с цветами для мамы».
Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Автослесарь», «Семейный доктор».
Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня:
- развивающие игры: «Мама, папа, я», «Знаю профессии», «Кому что нужно»;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья» : кукольная посуда, скалка, ситечко, ведёрко;
- солёное тесто, глина для лепки;
- природный материал: скорлупки орехов, жёлуди, засушенные листья, шишки;
- репродукции картин для рассматривания: «Опять двойка» (Ф. П. Решетников, «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья» (З. Серебряков);
- книги А. Л. Барто, К. И. Чуковского, Г. Остера, С. Михалкова для чтения детям.
Взаимодействие со специалистами
Музыкальный руководитель - слушание: «Колыбельная» (Г. Свиридов); «В церкви» (из «Детского альбома» П. Чайковского); песни: «К нам гости пришли» (муз. А. Александрова, «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова).
Инструктор по физической культуре - подвижные игры: «Гори, гори, ясно!», «Мышеловка»,«Гуси-гуси», пальчиковая игра «Семья».
Взаимодействие с родителями и социумом - информация VK : «Высказывания о семье»; совместная художественно- творческая выставка «Семейное дерево»
Перспективное планирование на ноябрь
Тема: «Мой город. Улицы города»
Задачи:
- развивать у детей интерес к истории своего города;
- закреплять названия улиц, желание узнать, в честь которых они названы;
- формировать уважительное отношение к памятникам, достопримечательностям города;
- развивать воображение, память, творческие способности;
- воспитывать гордость за свою малую родину, желание приумножать красоту родного города.
Совместная деятельность педагогов и воспитанников в режиме дня:
Познавательное развитие - НОД: «История моей страны, моего города»; ситуативный разговор «Символы нашего города».
Речевое развитие - составление рассказа по картине «Мы играем в магазин»; словесная игра «Узнай улицу»; дидактическая игра «Жилое – нежилое здание»; чтение художественной литературы: С. Маршак «Вот какой рассеянный», А. Андреева «Улица».
Художественно - эстетическое развитие: - рисование: «Мой подарок городу»; аппликация: «Машины едут по улицам города»; конструирование: «Дома в новом микрорайоне».
Социально - коммуникативное развитие - НОД: «Памятные места моего города»; презентация «Чьи имена носят наши улицы»; игровая ситуация «Я иду по улице…».
Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры: «Новостройка», «Экскурсия по городу».
Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня:
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Семья», «Водитель автобуса», «Школа», «Экскурсовод»; иллюстрации, открытки о городе; раскраски городских пейзажей; цветная бумага, природный материал; кукольные домики с набором мебели; машинки (разнообразные, светофор, дорожные знаки: конструкторы: «Строитель», «Магнитный»; макет завода.
Взаимодействие со специалистами
Музыкальный руководитель: игра «Узнай, кто позвал»; этюд «Городские цветы»;
Инструктор по физической культуре: подвижная игра «Бездомный заяц», пальчиковая игра «Люблю по городу гулять»
Взаимодействие с родителями и социумом
- консультация для родителей VK : «Воспитание у детей любви к родному городу»;
- фотовыставка «Вот моя улица, вот мой дом»;
- концерт в ЦКиД ко дню матери (посещение семьёй).