Елена Жидкова
Краткосрочный проект «Мир сказок» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект N6 «Смешарики» Дскв N2
«МИР СКАЗОК»
средняя группа N6 «Смешарики» ДСКВ N2 (г. Сертолово)
Авторы проекта : Жидкова Е. В., Румянцева Н. Ю. (2019)
Актуальность
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Публикация «Краткосрочный проект „Мир сказок“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Издавна сказка считалась не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей. Всем хорошо известны традиционные персонажи русских сказок : Баба-яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и другие). В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой.
Что же помогает героям сказок одерживать победы : хитрость, коварство, а может быть обман? Ни то, ни другое, ни третье. Иван-царевич побеждает благодаря своей человечности и доброте, ведь он всегда сражается за слабых и угнетенных. Крестьянину помогает его житейская мудрость и смекалка, а Василисе – ее мягкий нрав и незлобивость.
Среди русских народных сказок мы выделяем сказки о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. п., у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Затем идут бытовые сказки, в которых прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», «Жена-спорщица» и т. п). Наконец, самые интересные – волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами («Сивка-бурка» и т. п.).
Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают – так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот, Михаил Потапыч (медведь, Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на людскую жизнь.
И хотя назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями, дело не только в этом… Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь.
Гипотеза
Мы предположили, что сказка обогащает мир ребенка и расширяет его представления о жизни, об отношениях людей и их взаимодействии. А так же способствует развитию выразительной речи.
Тип проекта
- Информационно-творческий
- Кратковременный
- Групповой.
Методы
Чтение сказок и их обсуждение, вопросы, рассматривание иллюстраций, создание групповой сказки.
Участники проекта
Воспитатели, дети средней группы, родители.
Задачи проекта
Дети:
- обогащать словарный запас детей;
-развивать артистические способности;
-развивать у детей образные представления, фантазию;
-побуждать детей к размышлению и желанию задавать вопросы.
Родители:
-развитие совместного творчества родителей и детей;
-благотворное влияние на семейный эмоциональный фон.
Воспитатели:
-развитие творческого потенциала детей;
-обогащение детей в познании мира эмоций и чувств;
-позитивное влияние на взаимодействие между родителем и ребенком.
Планируемый результат
-гармонизация взаимоотношений между взрослыми и детьми;
-развитие познавательной активности у детей;
-расширение знаний о мире чувств и отношений между людьми.
Этапы проекта
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (разработка проекта)
2 ЭТАП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (реализация проекта)
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (подведение итогов, анализ ожидаемого результата)
Реализация проектной деятельности :
Направление проекта Содержание проектной деятельности Дети и Родители Результат проектной деятельности
Формирование целостной картины мира
1. Вступительная беседа о сказках.
2. Волшебный сундучок со сказками.
Угадай по картинке сказку («По щучьему велению», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, «Три поросенка», Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» «Царевна лягушка»). Кто главный герой в этих сказках?
3. Кукольный театр (Лиса и Петух) – распечатано. Вопрос: Как Вы думаете, ребята, лиса хотела подружиться с Петухом? Что в поведении лисы нам подсказывает, что она хитрила?
4. Беседы на тему: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож»?
Дети участвуют в беседах, отвечают на поставленные вопросы. Дети с удовольствием отвечают на поставленные вопросы, проявляют фантазию, обсуждают действия главных героев из постановки кукольного театра.
Развитие речи Конспект по теме из педагогического архива Дети участвуют в дидактических играх, выполняют пальчиковую гимнастику, обогащают словарный запас. Дети в игровой форме развивают речь.
Организованная деятельность Рисование:
Рисование сказочного домика «Теремок» (дети) Дети рисуют сказочный домик, в котором захотелось жить всем зверушкам. Дети отражают в своих работах впечатления от прочитанной сказки. У них развиваются творческие способности.
«Мой самый любимый герой из волшебной сказки»
(Родители и дети)
1. Необходимо прочитать ребенку новую сказку, выбрать наиболее интересного для ребенка героя, нарисовать его вместе с родителем на бумаге: например, родитель рисует контур героя, ребенок раскрасит, дополнит рисунок.
2. Написать на рисунке, какой характер у этого героя? Почему ребенку нравится этот герой? (мини-диалог). (Родитель записывает ответ ребенка). Дети и родители рисуют, взаимодействуют, общаются. Дети и родители выполняют совместную работу, видят ее результат. Обогащается их контакт, оказывается влияние на формирование теплой семейной атмосферы.
Выставка детского творчества.
Лепка:
Мисочки для трех медведей. Дети работают с пластилином. Дети учатся лепить предметы одинаковой формы, но разной величины.
Конструирование:
Замок для Елены Прекрасной. Дети отражают в своей работе впечатления от прочитанной сказки. Дети с удовольствием проявляют фантазию, учатся принимать или отвергать решения друзей, а так же проявляют способность к созданию своих собственных идей.
Развитие речи, фантазии, творчества:
Создание групповой сказки и оформление ее на ватмане.
Требуется каждому ребенку выбрать заранее вырезанную воспитателем картинку (сказочный герой или предмет) и предложить свою идею о том, что происходит с ним в сказке, придуманной коллективно. Затем необходимо наклеить картинку на ватман и воспитателю записать, что говорит ребенок. Дети участвуют в создании и оформлении групповой сказки.
Дети проявляют творчество и фантазию, учатся мечтать, проговаривать вслух свои идеи.
Сюжетно-ролевые игры Игры:
«У медведя во бору»
«Гуси-Лебеди»
«Золотые ворота»
«Кошки – мышки» Дети обогащают свои знания Дети учатся взаимодействовать в рамках игры, выступать в заданной роли.
Восприятие художественной литературы
«Петушок – золотой гребешок»,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«По щучьему велению»,
«Морозко»,
«Снегурочка»,
«Рукавичка»,
«Волк и семеро козлят»,
«Три медведя»,
«Пузырь, соломинка и лапоть»,
«Три поросенка»,
«Заюшкина избушка»,
«Курочка Ряба»,
«Колобок»,
«Репка»,
«Царевна лягушка»,
«Зимовье зверей»,
«Маша и медведь»,
«Теремок»,
«Лиса и заяц»,
«Смоляной бычок»
Дети слушают художественные произведения. Дети с удовольствием слушают художественные произведения, участвуют в беседах с воспитателем о характере и поступках главных героев.
Обогащение развивающей среды Пополнение набора главных действующих лиц для кукольного театра (задание для родителей и детей) :
необходимо приклеить к палочке какого-либо сказочного героя, вырезанного из старой книги, распечатанного из интернета и разрисованного (для плотности его лучше укрепить картоном). Родители и дети определяются с выбором сказочного героя для кукольного театра, занимаются его оформлением. Дети взаимодействуют с родителями, вносят свой вклад в пополнение образовательной среды.
Литература:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера.
2. В. В. Гербова «Развитие речи в дет. саду»
3. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»