ВИКТОРИЯ КОЗЛОВА
Краткосрочный проект «Мифы и легенды Крыма» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «Мифы и легенды Крыма»
Тип проекта : творческий, познавательный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о легендах Крыма, традициях, быте народов Крыма. Осознают роль труда в жизни людей, знают и хранят историко-духовную память, умеют применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Публикация «Краткосрочный проект „Мифы и легенды Крыма“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Место проведения: МДОУ «Детский сад №5 «Антошка», подготовительная группа№8 «Солнышко»
Сроки проведения: с 15. 03.2021 по 26.03.2021 гг
Участники проекта :
- родители и дети подготовительной группы, возраст 6 -7 лет;
- воспитатель подготовительной группы –Козлова В. В.
Актуальность :
На земле нет ни единого творения,
в основе которого не лежала бы легенда.
Жозеф Эрнест Ренан
Задолго до появления письменности у древних народов возникали истории, в которых рассказывалось о происхождении мира, о богах и о героях, совершавших необычные подвиги во имя справедливости и добра. В этих легендах нашли отражение первые и достаточно примитивные представления людей о мире, казавшемся непонятным, загадочным и полным чудес. Легенды представляют собой один из видов сказочной прозы. Вероятнее всего, первые такие народные сказания появились задолго до письменной речи и сначала передавались от поколения к поколению в виде устных преданий. Впоследствии рассказы о волшебных превращениях и подвигах героев стали заноситься на бумагу, обрастая при этом новыми невероятными подробностями. Исследователи фольклора полагают, что события и личности, нашедшие отражение в легендах, во многих случаях не были полностью вымышленными. Создание легенды начиналось с обычного повествования о том, что было в действительности.
В центре традиционной легенды обычно находится предание о какой-либо исторической личности или событии, имевшем место в действительности. Материалом для создания легенд выбирались, конечно, не рядовые события и жизнеописания обычных людей. Легенды чаще всего описывают овеянные славой дела и поступки тех, кто в действительности обессмертил свое имя в истории. Со временем легенды часто получали дополнительный социальный, религиозный или нравоучительный смысл.
Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает "то, что должно быть прочитано" (legenda). Изучая терминологию по теме, я выделила следующие определения понятия «легенда» :
ЛЕГЕНДА - поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.
ЛЕГЕНДА - священное преданье, поверье о событии, относящемся до церкви, веры; четия, четья; вообще, преданье о чудесном событии. 2
ЛЕГЕНДА - всякий фантастический рассказ, предание о каком-нибудь событии.
ЛЕГЕНДА (иноск.) – выдумка.
Крым окутан легендами и преданиями. История полуострова складывалась тысячелетиями из культур разных народов, поэтому она колоритна и многогранна. Одни народы приходили в этот благодатный край, другие исчезали, города меняли названия, менялся язык, на котором разговаривали люди. Каждый народ оставлял здесь частичку своей культуры, создавая общую историю Крыма. Мифы и легенды очень распространены в Крыму, ведь каждая скала, каждый камешек и каждая песчинка Крыма имеют свою историю, рассказанную и пересказанную много раз разными людьми и разными народами.
Выбранная тема актуальна, так как в наше сложное время, когда
общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях как
доброта, терпимость, доброжелательность, миролюбие стоит вернуться к
этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние
человеческой души.
Мифы о растениях и животных являются одними из древнейших. Образы
животных из мифов и легенд для многих людей являются основным мотивом
при определении добра и зла.
Проблемные вопросы
• Как заинтересовать детей и родителей в совместной работе над изучением легенд Крыма, как средства развития нравственно-патриотических чувств?
• Какие мероприятия, проводимые в рамках ДОУ, способствуют активизации работы с детьми в данном направлении?
• Как научно и доступно рассказать и правильно объяснить детям о
некоторых исторических событиях, традициях, фактах русского народа?
Цель проекта :
На основе знакомства с текстами легенд, памятниками архитектуры расширить представления учащихся об особенностях развития национальной культуры. Формировать у детей представления о традициях и быте народов, живущих в Крыму; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Задачи проекта
Для детей
Расширять знания детей о легендах Крыма, их героях. Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки (звукопроизношение, четкость дикции, интонационную выразительность речи). Формировать импрессивную речь и словарь детей по теме. Обучать детей пересказу знакомых легенд с опорой на зрительные образы. Формировать способность передавать содержание без пропусков и искажений. Формировать представления о главном в характере героев. Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать у детей внимание, выдержку, выносливость, координацию
движений, воображение. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности, самостоятельности, соревновательные качества, чувства взаимовыручки и поддержки. Формировать интерес к чтению художественной литературы.
Воспитывать интерес к истории своей малой Родины, чувства гордости за
свой народ.
Для педагогов:
• разработать цикл НОД по теме;
• разработать цикл игровых и интерактивных заданий и упражнений на основе развивающих игр;
• разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме «Легенды Крыма»;
• разработать конспект итогового мероприятия по проекту «Путешествие по легендам Крыма»
Для родителей:
• привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по формированию интереса детей к легендам Крыма, к истории своей малой Родины.
Новизна
Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
- принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
- Применение систематизированного материала.
-Удачная комбинация элементов опубликованных методик.
- Интеграция образовательных областей и чередование различных видов деятельности.
- Использование цифровых образовательных ресурсов.
-Для реализации проекта материал подобран в соответствии с возрастом
Этапы проекта
1. Подготовительный этап :
• Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
• Распределение заданий между участниками проекта.
• Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий и индивидуальной работы с детьми вне занятий.
• Разработка методических пособий, итоговой непосредственно образовательной деятельности по проекту.
2. Практический этап:
Реализация задач проекта «Легенды Крыма» предусматривает интеграцию всех образовательных областей по данной теме.
Интеграция образовательных областей
проекта «Легенды Крыма»
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Тематические занятия.
Чтение и анализ легенд.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Чтение легенд, рассматривание иллюстраций, виртуальные экскурсии
Дидактические игры:
«Из какой легенды», «Я начну, а ты продолжи», «Расскажи о Крымских горах», «Собери легенду»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Пересказ детьми легенд по плану, рисуночному плану, по вопросам.
Составление творческих рассказов.
Чтение легенд, мифов.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Виртуальная экскурсия в историко-краеведческий музей.
Раскрашивание и штриховка картинок по мотивам мифов и легенд.
Изготовление открытки «Крым в легендах»
Инсценировки по легендам Крыма.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Соблюдение режима применения ИКТ в работе с детьми в соответствии с нормами СанПиН.
Раскрашивание картинок по легендам (мелкая мускулатура рук).
Настольно-печатные и интерактивные игры по мотивам легенд.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Консультации для родителей в уголке для родителей «История происхождения легенд»
Заключительный этап.
Обработка и оформление материалов проекта;
Оценка результатов работы всех участников проекта;
Изготовление открыток «Крым в легендах»
Проведение итогового мероприятия «Путешествие по легендам Крыма»
Мультимедийная презентация проекта «Легенды Крыма»
Выставка рисунков и поделок «Мир легенд»