Алёна Клюквина
Краткосрочный проект «Матрешек дружный хоровод» (ранний возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в первой младшей группе
Пояснительная записка
Возрастная группа : дети 2 – 3 года.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Вид проекта : групповой, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Время реализации проекта : 12 – 19 апреля 2019 года.
Публикация «Краткосрочный проект „Матрешек дружный хоровод“ (ранний возраст)» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность:
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и
игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки должны быть подобраны таким образом, чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру. Отсюда следует, что проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.
Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры.
Русская матрешка является модным сувениром, но не стоит забывать, что, прежде всего «матрешка» - детская развивающая игрушка.
Кроме развития мелкой моторики рук, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, по размеру, цвету, объёму, развивая мышление и логику.
Знакомство с русской народной игрушкой способствует повышению уровня познавательных способностей детей, развитию воображения, познавательных и творческих способностей.
Цель: воспитывать бережливое отношение к культурному наследию своего народа.
Задачи:
Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой.
Обогатить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.
Знакомство со стихотворными произведениями народного творчества по теме: «Матрешек дружный хоровод».
Обогащать словарный и лексический запас детей; развивать память; способствовать формированию эмоционально окрашенной речи.
Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, размер; находить предметы с заданными параметрами и группировать их в пары.
Поддерживать у детей потребность в двигательной активности.
Развивать мелкую моторику через пальчиковые игры и художественное творчество детей (аппликация, лепка, рисование).
Планируемые результаты:
Дети различают и называют народную игрушку «матрешку», эмоционально воспринимают предметы народного творчества.
Воспитанники самостоятельно выполняют игровые действия с игрушкой, сопровождая свои действия речью. Эмоционально откликаются на игру, предложенную воспитателем, подражая его действиям.
Дети овладевают знаниями о матрешке, происходит закрепление знаний о величине предметов в сравнении, развитие у детей интереса к изобразительной деятельности, с помощью нетрадиционной техники рисования, появление положительных эмоций при выполнении ритмичных движений под музыку и от результатов собственного творчества.
Проект включает в себя три этапа:
Подготовительный этап:
Определение целей и задач проекта; составление плана работы по реализации проекта; подбор стихотворений, сказок и песен; изготовление информационной ширмы для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре России»; построение алгоритма проведения каждого дня; предварительная работа с родителями: приобретение игрушек «Матрешек», а также привлечение их к участию в выставке работ по теме проекта.
Основной этап:
В процессе реализации проекта были организованы образовательные ситуации и игры с детьми. Рассматривались иллюстрации с изображением матрешек, затем дети отвечали на вопросы воспитателя, составляли рассказ из двух - трех предложений о матрешке; каждый день детям читались стихотворения, сказки; разучивались стихи; проводилась сюжетно-ролевая игра «Семья». Дети познакомились с новыми пальчиковыми и подвижными играми; в творческой мастерской дети занимались продуктивной художественной деятельностью по рисованию, аппликации и лепке; слушались песни; дети выучили танец.
Завершающий этап:
Открытая непрерывная образовательная деятельность с детьми для педагогов учреждения, выставка работ детей и родителей «Матрешек русский хоровод».
Подведение итогов недели, подготовка фотоотчета по теме «Матрешек русский хоровод».
Формы реализации проекта :
Непрерывная - образовательная деятельность. Планируя НОД по нравственно-патриотическому воспитанию, мы придерживаемся принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение знаний. НОД проводится в интересной форме.
Используются различные приемы работы: игровая ситуация, художественное слово, указания, рассказ воспитателя, рассматривание игрушек, обыгрывание, поощрение, включение движения рук по предмету, повтор ребенком фраз и слов за воспитателем. Создание творческих работ детей с участием воспитателей.
В содержании НОД используются дидактические игры и игровые упражнения. В ходе игр и упражнений используется групповая и индивидуально-дифференцированная работа.
Реализация проекта
Подготовительный этап
1. Подбор материалов по теме проекта ( участники: воспитатели и родители).
2 Создание базы для реализации проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Разработка стратегии решения возникших проблем ( участники: воспитатели).
3. Изготовление информационной ширмы для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре России». Расширение знаний родителей по теме проекта ( участники: воспитатели).
Основной этап
День недели Мероприятия
Понедельник - Познание «Матрешка». Познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку, выделяя особенности внешнего вида. Вызвать эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
- Пальчиковая гимнастика «Мы веселые матрешки». Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Дидактическая игра «Разбери и собери матрешку». Учить действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленький. Учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину.
Вторник Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Матрешкин сарафан». Продолжать учить детей скатывать кусочки пластилина между ладоней, сплющивать их и примазывать к фону. Формировать у детей познавательный интерес к русской народной игрушке – матрешке.
- Дидактическая игра «Чего не стало?». Развивать внимание и память.
- Подвижно-дидактическая игра «Найди платочек для матрешки». Закрепить понятия «большой - маленький».
Среда - Речевое развитие. Чтение и запоминание стихотворения А. Кулешовой «Кукла славная – матрешка». Развивать речь детей. Приобщать к русскому народному творчеству.
- Разучивание танца с платочками. Средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке. Обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений. Развивать элементарное
эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее.
- Конструирование «Домики для матрешек». Учить строить домик, обыгрывать постройку.
- Дидактическая игра «Путаница». Учить сортировать предметы по цвету, размеру.
Четверг Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Веселые матрешки». Развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрешки; расширять словарный запас; развивать интерес к народной
игрушке.
- Дидактическая игра с прищепками «Найди пару»,
«Большие и маленькие матрёшки». Закрепить умение различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая.
- Чтение и запоминание стихотворения В. Берестова «Дуйте в дудки, бейте в ложки…». Познакомить с художественным произведением; помочь понять
содержание, способствовать восприятию
интонационной речи.
Пятница Художественно-эстетическое развитие. Рисование с применением нетрадиционных техник «Матрешек дружный хоровод». Развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрешки; учить использовать в работе нетрадиционную технику рисования; воспитывать чувство прекрасного.
- Игра малой подвижности «Матрешка, ты где?». Формировать умение, начинать действие по речевому сигналу.
- Дидактическая игра «Собери картинку». Развитие логики и внимательности.
Предполагаемый результат:
В результате проекта :
На протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение, что способствовало созданию положительного эмоционального фона в группе. Проект дал большой толчок для развития детского творчества и воображения, повысился уровень связной речи. У детей развивается познавательный интерес и любознательность, повышается творческая активность, дети учатся открыто проявлять свои эмоции.
Дети учатся рассказывать об игрушке, выразительно читать и запоминать стихи, разучивать танцевальные движения и вместе с воспитателем, петь песни.
Оформление выставку детских рисунков совместно с родителями на тему «Матрешки».
Составление фотоотчета
Используемая литература:
Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности».
Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. Социально-нравственное воспитание детей 2 – 3 лет. Творческий центр «Сфера», Москва 2011г.
Ганошенко Н. И., Мещерякова С. Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3лет. - М. : Мозаика - Синтез, 2008.
Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. -М. : Мозаика-Синтез, 2007.
Смирнова Е. О., Ермолаева Т. В., Мещерякова С. Ю. «Развитие
предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. - М. : Мозаика - Синтез, 2008.
Социальная сеть работников образования maam.ru
В. Берестов «Дуйте в дудки, бейте в ложки…»; А. Кулешова «Кукла славная – матрешка»; Р. Карапетьян «Как в большой-большой матрешке»; русская народная песенка «Мы веселые матрешки», «Как у нашей у матрешки» и др.