Надежда Перликова
Музыкально-ритмическая игра «Дружный хоровод». ТРИЗ-технология
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка служит основой восприятия окружающего его мира. Познание окружающих предметов происходит через работу органов чувств малыша, полученные ощущения формируют целостные образы различных предметов. Таким образом, зрительное восприятие помогает судить малышу о форме, цвете, размере, интересующего его предмета. Очень значимым является кожное восприятие, которое включает в себя тактильные ощущения (рельеф предметов - гладкое, шершавое, скользкое, липкое и т. д, температурные ощущения (холодное, горячее, осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь, определение веса предмета. Сенсорное восприятие учит ребенка давать названия предметам и классифицировать их по самым различным признакам. И на основе этого малыш выделяет предметы по группам: мягкое - твердое, большое – маленькое, мокрое – сухое, и учится правильно их называть. Тем самым развивается речевые навыки и способности ребенка.
Темочки:
- Дружба. Учимся дружить
- Музыка. Образовательные технологии
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Хороводные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2019
Основная цель работы с дошкольниками - сформировать понятие, что у каждого материального объекта существуют признаки (общие для всех, они имеют конкретные имена и значения.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы поставили перед собой следующие задачи:
- познакомить детей с некоторыми именами признаков и их значениями;
- научить детей выделять у объектов тот или иной признак и сравнивать их значения.
Начиная работу по данной теме, мы изучили методические рекомендации по работе с именами признаков, разработанные Т. А. Сидорчук в методическом комплексе «Я познаю мир».
В ходе работы в данном направлении, было отмечено, что обогатить речь детей именами прилагательными на практике не совсем легко. Так работая с именем признака «звук», было отмечено, что лишь некоторые дети могут подобрать прилагательные, которые характеризуют звуки объекта.
Мы решили разработать игру, которая бы позволила нам активизировать в речи детей имена прилагательные в увлекательной форме. Мы понимали, что игра должна быть универсальной, чтобы использовать при ознакомлении с любым именем признака.
Проанализировав методические пособия по организации игр с детьми дошкольного возраста, мы решили, что игра должна быть хороводной, так дети младшего возраста с удовольствием играют в хороводные игры. Хороводная игра должна сопровождаться речовкой.
Название игры «Дружный хоровод» (музыкально-ритмическая игра)
Цель игры: активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие значение признаков объекта.
Ход игры. Дети встают в круг, у каждого ребенка на голове ободок с изображением объекта. Взрослый объясняет детям, что в гостях имя признака «форма» (признак периодически меняется) и с ним можно весело поиграть. Взрослый обращает внимание детей на изображение объектов, которые находятся у детей. Взрослый с помощью считалки выбирает водящего. Ведущий обращает внимание на объект водящего и показывает значок, который схематично изображает признак.
Водящий называет имя признака на карточке и значение признака своего объекта. Например: «По форме мяч круглый».
Затем водящему предлагают среди играющих детей найти объект, который по форме тоже круглый. Дети берутся за руки, идут в хороводе, а водящий идет по кругу, проговаривая речовку:
«Я пойду по кругу
И найду я друга:
(останавливается напротив ребенка, у которого объект по форме круглый, показывая рукой, проговаривает слова)
«Круглый ты
Круглый я!
Вместе мы с тобой друзья!»
(два ребенка выходят на середину круга, пританцовывая, повторяют слова)
«Круглый ты
Круглый я!
Вместе мы с тобой друзья!»
(остальные дети хлопают в ладоши)
Водящим остается второй ребенок. Ему взрослый показывает следующий значок имени признака и предлагает назвать значение признака своего предмета и найти друга по общему признаку.
Для организации данной игры должна быть создана картотека изображений объектов, у которых одинаковое значение имени признака: форма, звук, температура, цвет и т. д. Например, первая копилка: имя признака «форма». Изображение объектов: картина – подушка (квадратные, дыня – шарик (овальные, портфель – пенал (прямоугольные, дорожный знак – стол (треугольные, часы – арбуз (круглые).
Данная игра позволяет включить в работу каждого ребенка, что немаловажно при ознакомлении детей с именами признаков. Игру можно проводить и под музыкальное сопровождение. Например, во время знакомства детей с именем признака «звук» мы обратились к музыкальному руководителю за советом, как охарактеризовать звуковую сторону объектов. Вот какая картотека у нас получилась: кошка – змея (шипящие, барабан – труба (громкие, колокольчик – треугольник (звонкие, бумага – фольга (шуршащие). Сначала игра с этим именем признака была для детей сложной, однако со временем словарный запас детей пополнился такими прилагательными как шуршащий, шипящий, тихий, звонкий.
Анализируя работу в данном направлении, мы убедились, что игра «Дружный хоровод» помогла нам активизировать словарный запас детей, тем самым сделав работу по ознакомлению с именами признаков более эффективной.
Сенсорное развитие ребенка – это основа развития его мышления, поэтому педагоги должны разнообразить работу в данном направлении, чтобы вовлечь в нее детей, подарить им радость от новых открытий.