ксения жукова
Краткосрочный проект «Масленица-блиноедка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103».
ПРОЕКТ
«Масленица – блиноедка»
Авторы:
музыкальный руководитель: Жукова К. Л.
г. Нижний Новгород
2018 г.
Участники проекта : Музыкальный руководитель
Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп.
Родители.
Дети. – средней, старшей, подготовительной групп 4-7 лет
Сроки реализации проекта – одна неделя.
Тип проекта :
Публикация «Краткосрочный проект „Масленица-блиноедка“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети средних групп, старшей группы, подготовительной группы);
• по доминирующему методу – игровой, творческий;
• по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
• по продолжительности – средней продолжительности.
Интеграция с другими образовательными областями:
Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
• .
• Обогащать духовный мир детей.
• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Проблема проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Материал и оборудование - музыка: «Масленица» - наряженная кукла из соломы.
Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы, Весны и Бабы Яги.
Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.
Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.
Самодельные музыкальные инструменты изготовленные руками родителей (для шумового оркестра на улице).
«Солнце» на палке, ширма, куклы для кукольного театра, атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза, блохи… .
Видео-фильм «Смешарики – Масленица.
Электронная презентация: «Широкая Масленица»
Техническое средство обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, интерактивная доска, видеопроектор, фотоаппарат.
Спортивное оборудование: канат, конусы, ходули, мячи, мешки, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи, карты-схемы.
Музыкальный репертуар:
Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус. нар. мел, «масленичные» частушки, русские народные наигрыши
Музыкальные игры: «Тень, тень, потетень» рус. нар. мел., «Ворон» рус. нар. мел. «Горелки» р. н. м.
Ожидаемые результаты проекта :
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Планирование работы над проектом :
• проведение в группах обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
• распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:
-выбор декораторов (помощь в оформлении);
-выбор затейников (для организации игр).
• работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
• выбор формы реализации проекта.
• помощь в подборе музыкального сопровождения.
• разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
• организация места проведения праздника.
• проведение инструктажа по технике безопасности.
Достигнутые результаты
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Материалы к проекту :
1. План проведения проекта «Масленица – Блиноедка».
2. Приложение.
• Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
• Перечень спортивных игр-забав.
• Рисунки конкурса: «Зимний разгуляй».
• Видео - фильм «Масленица-смешарики».
• Фотографии недели Масленица-блиноедки.
Используемая литература:
1. Материалы из периодических изданий
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
2. Интернет - источники
7. Режим доступа: https://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html
8. Режим доступа: https://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621