Татьяна Макарова
Краткосрочный проект «Безопасность на дороге»
▼ Скачать +Заказ
Краткосрочный проект в старшей группе
«Безопасность на дороге»
Автор проекта : воспитатель I категории Макарова Т. В.
Участники проекта : воспитатель группы, дети старшей группы, родители воспитанников.
Тип проекта : познавательно-творческий
По числу участников: групповой
По времени проведения: краткосрочный (три недели)
По характеру: в рамках ДОУ
Актуальность
Публикация «Краткосрочный проект „Безопасность на дороге“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем.
Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность.
Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких разнообразных машин. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель и участник и где может как-то себя проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие».
Ребятам все интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.
Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей культуру безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина.
Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр презентаций и видеороликов, настольные, дидактические игры.
Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями также проводится определенная работа: беседы, рекомендации, советы, анкетирование, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.
Поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященная изучению Правил дорожного движения.
Цель: формирование культуры безопасного поведения детей на дорогах.
Задачи:
Образовательные
1. Углублять представления детей о правилах дорожного движения, полученные ранее;
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
3. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
4. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
6. Формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства ответственности.
Воспитательные
1. Воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил дорожного движения : внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;
2. Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;
3. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Развивающие
1. Развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
2. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
3. Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля;
4. Развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Планируемые результаты:
К окончанию проекта ребенок должен :
1. Знать основные правила безопасного поведения на дороге, соблюдать правила безопасности;
2. Уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы и средства регулирования дорожного движения;
3. Научатся обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;
4. Проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;
5. Родители будут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на дороге.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап.
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• Выбор темы и ее актуальность;
• Формулировка цели и определение задач;
• Подборка материала по теме;
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме;
• Подбор игрушек, раскрасок, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности по ПДД;
• Подбор информации для родительского уголка;
• Музыкальная подборка песен, видеоматериалов, презентаций;
• Подбор дидактических, сюжетных игр, физкультминуток, пальчиковых, подвижных игр;
• Составление плана основного этапа проекта.
Работа с родителями:
• Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом;
• Проведение с родителями анкетирования;
• Консультации «Минутки»;
• Объявление о начале работы проекта и его задачах.
2. Основной этап
Содержание деятельности воспитателя и детей:
Проведение цикла занятий по ПДД:
«Путешествие в страну дорожных знаков»;
«Светофорики»;
«Дорожная грамота»;
«Путешествие в страну правил дорожного движения»;
«Буратино на дороге»;
«Незнайка в городе»;
«Светофор»;
«Красный. Желтый. Зеленый»;
«Дорожные знаки».
Знакомство с художественной литературой:
Б. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа»,
Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», В. Сиротов «Твой товарищ светофор», П. В. Ивнев «Как разговаривает улица», И. Серяков «Законы улиц и дорог», «Улица, где все спешат», «Машина, которую рисовать научили», «Ученый дружок», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Л. Гальперштейн «Шлагбаум», Г. Юрмин «Любопытный мышонок», В. Клименко «Зайка велосипедист», «Происшествие с игрушками», «Кто важнее всех на улице».
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения.
Загадки о транспорте.
Считалочки.
Пословицы.
Пальчиковая гимнастика.
Беседы:
«Где и как переходить улицу»;
«Поведение детей на улице»;
«По правилам движения»;
«Правила поведения в общественном транспорте»;
«Наша улица»;
«Путешествие на метро»;
«Правила пешехода»;
«Как у наших у ворот очень важный знак живет»;
«Знакомство с улицей»;
«Пора не пора – не ходи со двора»;
«Посмотри налево, посмотри направо»;
«Безопасность на дорогах»;
«Регулировщик».
Составление творческих рассказов:
«Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»; «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Истории в транспорте»; «Интересный случай на дороге».
Целевые прогулки:
«Знакомство с улицей и дорогой»; «Наблюдение за светофором»; «Пешеходный переход»; «К остановке пассажирского транспорта»; «Правила поведения на дороге».
Дидактические игры:
«Угадай, какой знак?»; «Законы улиц и дорог»; «Светофор»; «Путешествие на машинах»; «Водители»; «Учим дорожные знаки»; «Верно-неверно»; «По дороге»; «Знай и выполняй правила уличного движения»; «Мы - пассажиры»; «Дорожная азбука»; «Дорожные знаки»; «Правила поведения»; «Пешеходы и транспорт»; «Я грамотный пешеход»; «Дорожное лото»; «Найди нужный знак»; «Разрезные знаки».
Подвижные игры:
«Угадай знак»; «Наш друг постовой»; «Стоп - Идите»; «Три движения»; «Грузовики»; «К своим знакам»; «Сигналы светофора»; «Зебра»; «Цветные автомобили»; «Будь внимательным».
Игры по ПДД:
«Угадай транспорт»; «Играй да смекай!»; «Подумай - отгадай»; «Мы - водители»; «Веселый жезл»; «Законы улиц и дорог»; «Собери дорожные ситуации»; «Научим Незнайку ПДД»; «Что будет, если…».
Сюжетно-ролевые игры:
«Пешеходы»; «Пассажиры»; «Службы спасения»; «Шоферы»; «Автозаправочная станция»; «Веселые человечки в гостях у светофорчика».
Презентации и видеоролики:
«Про дорожные знаки»; «Дорожная азбука»; «В садик – по безопасной дороге»; «Правила дорожного движения»; «По дорогам сказок»; «Светофор»; «Экскурсия по дорожным знакам».
Художественно-творческая деятельность:
Рисование «Дорожные знаки»;
Аппликация «Светофор на пешеходном переходе», «Собери светофор»;
Лепка «Светофорик»;
Коллективная работа книжка - «Дорожная азбука»;
Проведение итогового мероприятия: «Безопасная дистанция».
Работа с родителями:
Консультации для родителей по ПДД:
«Улица»; «Мы - пешеходы»; «Мы и транспорт»; «Правила поведения при сезонных изменениях погоды»; «Перекресток»; «Светофор».
Памятки для родителей:
«Внимание, дети!»; «Взрослые должны помнить, что цвет одежды влияет на безопасность движения»; «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»; «Обучение детей наблюдательности на улице»; «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»; «Правила перевозки детей в автомобиле»; «Правила дорожного движения»; «Правила дорожные совсем-совсем не сложные».
Папки передвижки:
«Безопасность на дороге»; «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Картотека дидактических игр по ПДД;
Картотека подвижных ирг по ПДД;
Картотека ирг по ПДД;
Анкеты для родителей:
«Осторожно: дорога!»;
«Правила и безопасность дорожного движения».
Выставка семейного творчества (аппликация, рисование) «Грамотный пешеход».
Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители.
3. Заключительный этап
Содержание деятельности воспитателя и детей:
«Выставка совместных работ родителей и детей по ПДД»;
«Выставка работ детей»;
«Выступление на педсовете с презентацией по проекту»;
«Презентация альбома «Дорожная азбука».
Анализ полученных результатов.
Вывод:
По итогам Проекта можно сказать : формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах – процесс длительный и трудоемкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесет в будущем хорошие плоды и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге.
Литература:
• Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
• Полынова В. К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
• Комплексные занятия с детьми 4 – 7 лет / авт. - сост. О. Ф. Горбатенко. Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2013 г.
• Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Авт. – сост. : Аджи А. В., Кудинова Н. П. Воронеж: ООО «Метода», 2014 г.
• И. Ю. Бордачева наглядно дидактическое пособие «Дорожные знаки» для детей 4 – 7 лет Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 г.
• Крутецкая В. А. Моя первая дорожная азбука в картинках. – СПб. : Издательский Дом «Литература», 2012.
• https://росинка-мегион. caduk.ru
• https://nsportal.ru
• https://www.maam.ru
• Саулина Т. Ф. Три сигала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.