Елена Назарова
Краткосрочный проект «Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад «Звездочка»
Краткосрочный
ПРОЕКТ
в группе компенсирующей направленности
для детей с НОДА
к зиме»
Воспитатель:
Назарова Елена Викторовна
2023 год
Тип проекта : групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский
Продолжительность: 1 неделя (31 октября по 3 ноября 2023 г)
Публикация «Краткосрочный проект „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники: дети группы, педагоги, родители.
Цель: Формирование у детей знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Познакомить детей с образом жизни диких животных.
Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.
Развивать познавательную активность. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Формировать представления детей о характере пищи диких животных, способах ее добывания зимой, об условиях жизни зверей в зимнем лесу (голод, недостаток пищи, о приспособлении животных к трудной зимовке (изменение цвета, характера шерстного покрова, утепление жилища, изменение пищи).
Развивать мелкую моторику рук в продуктивных видах деятельности.
Привлечь родителей к совместной с детьми поисковой деятельности для решения проблемы проекта.
Актуальность
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Некоторые дети имеют недостаточный словарный запас по лексической теме, затрудняются образовывать сложные слова. В результате возникла необходимость проведения целенаправленной, систематической работы по формированию представлений о процессе подготовки лесных обитателей к зиме.
Планирование
Образовательные
области Осуществляемая детьми деятельность
Познавательное
развитие Рассматривание животных на картинках.
Просмотр видео:
«Как дикие звери готовятся к зиме»;
Познавательные беседы: «Чем питаются дикие животные зимой. Почему заяц меняет окраску на зиму. Зачем ёж переносит листья в свое жилище. Чем белка утепляет свое гнездо, дупло. Что делает белка, если корма в лесу не хватает. Какие запасы белка готовит на зиму. Чем питается лиса летом и зимой. Почему говорят что «волка ноги кормя. Как медведь зимует.
Рассказ воспитателя об особенностях цвета животных в разное время года; Описание животных (Дети слушают образец описания животного воспитателем);
Развитие речи Словесные игры: «Назови детенышей животных», «Назови ласково»; «Один – много» (Дети называют детенышей во множественном числе); «Где живут?»; «Кто лишний?»;
Описание животных по вопросам; Сравнение (дети сравнивают животных : зайца и медведя; лису и волка; лису и белку – по нескольким признакам: внешний вид, чем питаются, где живут); Задание «Найди ошибки в тексте» (воспитатель читает текст, дети исправляют ошибки); Разучивание загадки о белке;
Социально-коммуникативное
развитие Дидактические игры: «Кого не стало?»; «Найди дом для каждого животного»; «Кто чем питается?»; Отгадывание загадок; Ознакомление с частями тела животных (воспитатель показывает на картине и называет части тела животных : копыта, ноги, хвост, туловище, голова, рога, грива, усы, лапы, шерсть, когти); Найди детенышам их мам
Художественно-эстетическое
развитие Этюд-драматизация «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик. Чтение русской народной сказки «Лиса, волк и медведь». (Золотой серпок. М. : Малыш, 1994.); Разучивание песни «Заинька пушистый». (Гомонова Е. А.); Чтение сказок: «Всяк по-своему» (Скребицкий Г. А.); «Вкусный урок»; «Как птицы проучили лисицу». Чтение рассказов: «Ночной гость»; «Белка на балконе». Чтение стихов: «Про зайчика»; «Золотой клубочек»; «Белка-резвушка»; Лиса мышкует»; «Птичница-лиса»; «Волчата резвятся»; «Лакомка-медведь».
Физическое
развитие Упражнение «Заячья зарядка»; Подвижная игры «Заяц и капуста»; «Рыжая лисичка»; «У медведя во бору»; Пальчиковые игры: «Два медведя»; «Зайка»; «Мышонок»;
Малоподвижные игры: «Жили-были зайчики»; «Три медведя»; «Ты медведя не буди»; «Звериная зарядка»;
Работа с родителями
Консультация для родителей: «Дикие животные наших лесов»;
Помощь в оформлении выставки книг «Дикие животные в сказках».
Этапы проекта
Содержание работы Дата Цели и задачи
I Подготовительный этап
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание развивающей среды, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор художественной литературы, стихотворений и песен по данной теме. Подбор дидактических игр, пальчиковых и подвижных игр, литературного и иллюстративного материала.
II Основной этап
Рассматривание животных на картинках. Описание животных : (дети слушают образец описания животного воспитателем)
Отгадывание загадок
Дидактические игры:
«Один – много»; «Детеныши»; «Где живут?»; «Кто лишний?»
Сравнение:
(дети сравнивают животных : зайца и медведя; лису и волка; лису и белку – по нескольким признакам: внешний вид, чем питаются, где живут).
Задание «Найди ошибки в тексте» : (воспитатель читает текст, дети исправляют ошибки).
Аппликация «Поможем зайке поменять шубку» (аппликация ватой) 30.10.23 Учить детей уметь поддерживать беседу;
Вызвать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок;
Упражнять в употреблении существительных множественного числа;
Учить сравнивать животных, описывать их;
Развивать мышление;
Развивать художественно-творческие способности детей посредством использования нетрадиционной техники аппликации.
Чтение русской народной сказки «Лиса, волк и медведь». (Золотой серпок. М. : Малыш, 1994.)
Разучивание песни «Заинька пушистый». (Гомонова Е. А.)
Ознакомление с частями тела животных.
Словесная игра «Скажи ласково» 31.10.23 Познакомить с русскими народными сказками; учить оценивать поступки героев.
Учить петь выразительно.
Учить отвечать на вопросы; развивать речь.
Развивать речь
Складывание из геометрических фигур (заяц, лисичка)
Сравнивание по размеру (большой-маленький)
Упражнение «Заячья зарядка»
Подвижная игры «Заяц и капуста»
Аппликация «Бурый медведь» (стриженная пряжа)
01.11.23 Повторить названия геометрических фигур;
Продолжать учить сравнивать предметы по высоте;
Развивать ловкость, быстроту; приучать к выполнению действий по сигналу.
Развивать художественно-творческие способности детей посредством использования нетрадиционной техники аппликации.
Разучивание загадки о белке
Аппликация «Белка»
Подвижные игры: «Заяц и капуста»; «Рыжая лисичка»; «У медведя во бору»; 02.11.23 Развивать память;
Учить аккуратно наклевать детали, согласно образцу;
Развивать быстроту, ловкость движений.
Дидактические игры:
«Найди детенышам их мам»; «Кого не стало?»; «Найди дом для каждого животного»; «Кто чем питается?»;
Беседа об особенностях цвета животных в разное время года. Описание животных по вопросам.
Дидактические игры:
Сравнение: Некоторых людей сравнивают с животными. Если человек хитрый, то говорят: «Хитрый как лиса».
Рисование «Ёжик» 03.11.23 Уточнение и расширение словаря; совершенствование грамматического строя речи.
Продолжать знакомить с названиями животных, местом их обитания;
Учить сравнивать; развивать мышление,
Учить передавать характерные черты животного в рисунке, составлять композицию.
III Заключительный этап
- Этюд-драматизация «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик
- Коллективная работа (Макет) «Дикие животные в лесу»
- Выставка рисунков, поделок.
- Выставка книг «Дикие животные в сказках» 03.11.23 Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
По реализации проекта были получены следующие результаты:
Что мы узнали?
Нашли ответы на свои вопросы. (Как звери готовятся к зиме).
Дети имеют представление об образе жизни зверей в зимний период (о повадках, питании).
Чему научились дети?
Устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни животных и средой их обитания.
Дидактические игры:
Найди детенышам их мам
Воспитатель показывает картинки с изображением детенышей диких животных леса и просит среди остальных картинок найти их мам, поставив картинки попарно:
Лиса – лисенок.
Волчица – волчонок.
Зайчиха – зайчонок.
Медведица – медвежонок.
Детеныши
Воспитатель называет животное, а дети – его детеныша.
Лиса – лисенок, волк – волчонок, заяц – зайчонок, медведь – медвежонок.
Воспитатель называет детеныша в единственном числе, дети – во множественном.
Волчонок – (волчата).
Один – много
Дети называют детенышей во множественном числе.
Зайчонок – (зайчата); лисенок – (лисята); волчонок – (волчата); медвежонок – (медвежата); бельчонок – (бельчата); олененок – (оленята); ежонок – (ежата).
Один – много (2)
Воспитатель бросает детям по очереди мяч и называет животное в единственном числе; дети называют множественное число существительного.
Лиса – (лисы, волк – (волки) и т. д.
Кого не стало?
Воспитатель показывает картинки с изображением нескольких детенышей и прикрепляет их на доску. Дети называют детенышей. Одна картинка убирается, и дети говорят, кого нет ( например: нет зайчат).
Ознакомление с особенностями цвета животных в разное время года
Дети называют цвет животных : серый волк, коричневый медведь, рыжая лиса, серый заяц, рыжая белка.
Воспитатель берет трафарет с силуэтами зайца, лисы, белки, прикладывает трафарет зайца к белому листу бумаги, лисы и белки – к серому, демонстрируя, как меняется «шубка» этих животных зимой.
Найди дом для каждого животного
Воспитатель показывает картинку с изображением нор, берлоги, логова, дерева с дуплом и предлагает детям расположить плоскостные фигурки животных (лиса, медведь, волк, заяц, еж) рядом с их домами.
Кто чем питается?
Воспитатель прикрепляет на доску картинки с изображением ягод, травы, грибов, шишек, яблок, моркови и т. д. Дети определяют, каким диким животным подходит эта еда.
Описание животных по вопросам
Заяц всего боится. Он какой? (Трусливый.) Каким еще его можно назвать? (Быстрый, косой, осторожный.) Что делает заяц? (Пугается, прыгает, бежит, прячется.)
Лиса всех обманывает. Она какая? (Хитрая.) Что делает лиса? (Крадется, хитрит.)
У ежа иголки, он какой? (Колючий.) Что делает еж? (Фыркает, переносит фрукты, грибы на колючках.)
Белка какая? (Быстрая, проворная, прыгучая.) Что делает белка? (Прыгает, запасает орехи, шишки, грибы.)
Медведь какой? (Косолапый, неуклюжий, сильный, сластена.) Что делает медведь? (Переваливается, ревет, спит, косолапит.)
Описание животных (2)
Дети слушают образец описания животного воспитателем.
Лиса – некрупное животное. У нее пушистая рыжая шерсть и пушистый хвост. У нее острая мордочка и острые ушки. Живет она в норе. Ест птиц, зайцев, мышей. Ее детеныши – лисята.
Дети самостоятельно описывают животных по плану : размер; цвет шерсти; характерные признаки частей тела (уши, хвост); где живет; чем питается; как называются детеныши.
Сравнение
Некоторых людей сравнивают с животными.
Если человек хитрый, то говорят: «Хитрый как лиса».
– Злой как… (волк).
– Косолапый как… (медведь).
– Трусливый как… (заяц).
Сравнение (2)
Дети сравнивают животных : зайца и медведя; лису и волка; лису и белку – по нескольким признакам: внешний вид, чем питаются, где живут.
Где живут?
Воспитатель называет животное, а дети говорят, где оно живет.
Кто лишний?
Дети называют лишнее животное в каждом ряду и объясняют свой выбор.
«Найди ошибки в тексте»
Воспитатель читает текст, дети исправляют ошибки.
Наступила зима. Жизнь зверей изменилась. Лиса мирно спит в берлоге, укрывшись пушистым хвостом, и сосет лапу.
Медведь рыщет по лесу, ищет зайцев, белок, но зайцы разбежались, а белки спрятались под пнями, зарывшись в кучу листьев.
Лишь ежи скачут по веткам, щелкая орехи, запасенные на зиму в дупле.
Ознакомление с частями тела животных
Воспитатель показывает на картине и называет части тела животных : копыта, ноги, хвост, туловище, голова, рога, грива, усы, лапы, шерсть, когти.
Вопросы:
– У кого есть рога? Копыта? Когти? Усы? Шерсть?
Задание: сравнить лошадь и корову. Чем похожи? Чем различаются?
Упражнение «Заячья зарядка»
Зайка беленький сидит
И под кустики глядит.
Наклонился вправо – пусто,
Наклонился влево – пусто,
Не растет зимой капуста.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Хлоп, хлоп, хлоп!
Надо лапочки согреть.
Зайка наш боится волка,
Смотрит в стороны он зорко.
Слева нет и справа нет.
Где же волк? Кто даст ответ?
На полянке на лесной
Зайки прыгают гурьбой.
Прыг-скок, прыг-скок –
За кусток.
По сугробам лесным
Лисонька шагает
И пушистым хвостом
Следы заметает.
Отгадывание загадок:
1. Мчится без оглядки, 5. Стройный, быстрый,
Лишь сверкают пятки. Рога ветвисты.
Мчится что есть духу, Пасется весь день
Хвост короче уха. Кто же это? (Олень.)
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка.)
2. Он всю зиму в шубе спал, 6. Кто зимой холодной
Лапу бурую сосал, Бродит злой, голодный?
А проснувшись, стал реветь, Кто в зайчатах знает толк?
Этот зверь – лесной… (медведь). Ну, конечно, серый… (волк).
3. Зверька узнаем мы с тобой 7. Шубка – иголки,
По двум таким приметам: Свернется он – колкий,
Он в шубке серенькой зимой Рукой не возьмешь.
И в рыжей шубке – летом. (Белка.) Кто это? (Еж.)
4. Кто на ветке шишки грыз 8. Длинное ухо, комочек пуха,
И бросал объедки вниз? (Белка.) Прыгает ловко, любит
морковку. (Заяц.)
Подвижные игры:
РЫЖАЯ ЛИСИЧКА
Хоровод, хоровод, Хлопки в ладоши.
Пляшет маленький народ.
Танцевать, скакать и прыгать Опускаем и поднимаем плечи
Мы готовы круглый год.
Под кустом, под кустом Наклоны туловища влево – вправо.
Кто-то с рыженьким хвостом. Повороты туловища влево – вправо.
Это рыжая лисичка – Изображаем походку лисички (руками)
Под кусточком лисий дом.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
На одном конце площадки чертится линия – «дом». На противоположном конце площадки чертится круг – «берлога». Выбирают медведя, который находится в берлоге. Играющие – д ма. Играющие выходят из домов, изображают сбор ягод, продвигаются к берлоге и проговаривают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь лежит
И на нас рычит.
Медведь выбегает из берлоги, догоняет играющих; пойманных уводит к себе в берлогу. Выбирают нового медведя.
Физкультминутка:
Видим, скачут по опушке Дети имитируют движения лягушек.
Две веселые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Малоподвижные игры:
«Жили-были зайчики»
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения.
Жили-были зайчики (Показывают руками заячьи ушки.)
На лесной опушке, (Разводят руками.)
Жили-были зайчики (Показывают руками над головой крышу дома.)
В маленькой избушке, Мыли свои ушки, (Трут ушки.)
Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук.)
Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево.)
Надевали тапочки. (Поочередно выставляют ноги на пяточки.)
«Три медведя»
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.)
Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.)
Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне груди.)
А сынок – малютка просто. (Ставят руки на пояс.)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. (Имитируют игру с погремушкой.)
«Ты медведя не буди!»
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег.
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег
А под елкой спит медведь.
«Тише, тише! Не буди,
Сядь на место, не шуми»!
«Звериная зарядка»
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Раз – присядка, (Поднимают и опускают плечи)
Два – прыжок.
Это заячья зарядка. (Кладут ладошки на голову – «ушки на макушке».)
А лисята как проснутся, (Кулачками «трут глаза».)
Любят долго потянуться, (Потягиваются с отведением рук.)
Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)
Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в сторону.)
А волчата – спинку выгнуть (Наклоняются вперед.)
И легонечко подпрыгнуть. (Хлопают в ладоши)
Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.)
Широко расставив лапы (Руки разводят в стороны)
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте. (Раскачивают туловище из стороны в сторону.)
А кому зарядки мало —
Начинайте все сначала! (Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.)