Нелли Лигонькова
Краткосрочный проект для подготовительной группы «На земле и в космосе»
▼ Скачать + Заказать документы
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«На земле и в космосе».
подготовила воспитатель МБДОУ №30 детский сад «Ёлочка»; г. Выкса, Нижегородская область - Лигонькова Н. Б.
Гипотеза: Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о созвездиях. Поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Публикация «Краткосрочный проект для подготовительной группы „На земле и в космосе“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Актуальность: Тема «Космоса» привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное, таинственное.
Дети задают вопрос: «Почему солнце такое яркое?», «Сколько звезд на небе?» Почему наступает ночь? и т. д.
Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги.
Тема космоса вызывает интерес у воспитанников, а Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н. Е. Вераксы предусматривает знакомство детей с космической темой в подготовительной группе в ограниченном объеме.
Тип проекта : иформационно –познавательный,
практико-ориентированный, групповой,
Длительность работы над проектом – краткосрочный : 1 неделя.
Направления развития: познавательное, социально-коммуникативное,
Речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Целевая группа : подготовительная.
Сроки реализации (длительность) : с 5.04 – по 12.04.2021г.
Цель: создать условия для усвоения и закрепления детьми знаний о космосе.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с историей освоения космоса, профессиями астронома, конструктора, космонавта.
- дать детям элементарные представления о планетах, входящих в Солнечную систему.
- привлечь родителей к оказанию помощи в реализации проекта.
Развивающие: - развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости к своей Родине, за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.
Оборудование:
Информационные ресурсы:
• Художественная литература на тему о космосе.
•Плакаты, тематические альбомы.
•Уголок «Покорение космоса» в группе.
• Настольно – печатные игры.
• Глобус.
Материально – технические ресурсы:
• Методический материал по теме.
• Дидактический материал по теме.
• Подбор игр посвященных изучению космоса.
• Иллюстрации, информационная литература,
• Цветные карандаши, клей, цветная бумага, кисточки, фломастеры, пластилин, альбомы, ножницы, салфетки, строительный конструктор.
Планируемые результаты: У детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Основные направления в работе с детьми:
• Занятия познавательного цикла.
• Совместная деятельность педагога и ребенка.
• Самостоятельная деятельность ребенка.
• Наблюдение, беседы.
•Продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, конструктивная деятельность, лепка)
• Проведение тематического развлечения - «На земле и в космосе»
• Игровая деятельность (которая включает в себя дидактические игры, игры со строительным материалом, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры).
Работа с родителями:
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
- установление дружеских связей, что ведёт к объединению по интересам;
- возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
Этапы реализации проекта.
1-й этап – подготовительный.
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом воспитанников и образовательными областями.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Составление плана по реализации проекта
2-й этап – основной.
1. Проведение недели космоса в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
3-й этап – заключительный.
1. Организация выставки рисунков «На земле и в космосе»
2. Викторина «На земле и в космосе»
— Практическая реализация проекта.
Познавательное развитие.
1.- Занятия познавательного цикла.
Знакомство с понятием «Космос», «Вселенная», «Атмосфера».
Беседы и познавательные рассказы: «Первый в космосе»,
«Он сказал: «Поехали!», «Исследование атмосферы»,
«Тренировка космонавтов», «Космическая техника : ракеты, луноходы, спутники»; «Как мы дышим. Скафандр».
Задачи: Расширять представления о космосе, о звёздах. Познакомить с названиями планет. Привести интересные факты, о планетах, исследовании космоса. Развивать познавательный интерес, воображение.
2.- Дидактические игры. «Найди дорогу на Землю»; «Волшебная космическая палочка»; «Космическое лото»; «Для чего нужен в космосе…»
Знакомство с глобусом.
Задачи: Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; упражнять самостоятельно организовывать игру; выступать в качестве водящих (придумывать задания, называть предмет, о котором будут рассказывать игроки); игроков (отвечать, зачем нужен космонавтам тот или иной предмет). Организовывать соревнование на самый оригинальный вопрос и ответ. Развивать чувство юмора и воображения.
3. - Эксперимент: «Высота подъёма солнца над горизонтом»
Задачи: Предложить высказать идеи об изменении положения солнца над горизонтом в определённое время суток. Обсудить, как можно проверить предположение. Помочь организовать измерение тени от предмета – эталона. Зафиксировать результаты. Сделать вывод.
4. - Работа в уголке сенсорного воспитания: «Магниты. Земное притяжение». Задачи: Развивать представление детей об основных группах физических явлений. Познакомить с магнитом и некоторыми простейшими его свойствами. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Стимулировать познавательную активность и любознательность детей.
5. - Компьютерные презентации: «Планеты во Вселенной», «На земле и в космосе» Задачи: Расширять представления о космосе, о звёздах. Познакомить с названиями планет. Привести интересные факты о планетах, исследовании космоса. Развивать познавательный интерес, воображение.
6. - Наблюдение: облака и погода (что видят космонавты из космоса – движение облаков). Задачи: Предложить описать облака, поделиться своими наблюдениями, связанными с изменением характера облаков при различной погоде. Рассказать, что видят космонавты из космоса, как определяют погоду.
Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Рассматривание иллюстраций
Рассматривание альбома «Работа на орбите»
Задачи: Познакомить с трудовыми операциями, осуществляемыми космонавтами. Рассказать об исследованиях, проводимых на орбите, удивительных открытиях.
Дидактические игры, настольно — печатные игры: «Космос», «Космическое путешествие», «Найди отличия», «Космические лабиринты».
Задачи: Закреплять умение создавать конструкцию по устной инструкции и по схеме, подбирая для этого детали заданной формы и цвета
Сюжетно – ролевые игры: «Космонавты»
Задачи: Побуждать выстраивать воображаемую ситуацию, действовать в соответствии с ней. Развивать умение самостоят. распределять роли и действовать согласно им.
Развитие речи.
Чтение художественной литературы:
1.- Рассказ В. Драгунского «Восток - 2». Задачи: Предложить ответить на вопросы по тексту. Упр. видеть в книге источник информации и впечатлений. Предложить охарактеризовать личностные качества героев произведения. Рассказать, на кого они хотели бы быть похожими и чем.
2. - Познавательный рассказ: В. Бороздин «Звездолётчики» (главы «Первый в космосе», «Что видно из окошка»)
Задачи: Расширять представление о космосе и космических полётах. Побуждать рассказывать о своём отношении к подвигу первого космонавта.
Придумывание рассказа на тему «Космическое путешествие»
Задачи: Уточнить и расширить представления о космосе и космическом пространстве. Закрепить навыки творческого рассказывания.
Загадывание загадок по теме проекта.
Разрешение проблемных ситуаций.
Задачи: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Художественно-эстетическое развитие.
Изобразительная деятельность.
Рисование : «Весёлые инопланетяне»
Цель: Побуждать придумывать содержание рисунка, опираясь на имеющиеся представления и сюжеты мультфильмов. Развивать фантазию
Лепка: «Космические продукты»
Цель: Побуждать творчески видоизменять знакомые предметы.
Аппликация: «Ракета летит к звёздам» Цель: Расширять представления о космической технике. Развивать творческое воображение, фантазию.
Самостоятельное художественное творчество.
Игры с конструктором «Лего» : конструируем роботов
Задачи: Упр. находить новые решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом. Развивать воображение, мелкую моторику рук. Упр. применять полученные ранее знания и умение.
Игры со строительным материалом: «Инопланетяне»; «Марсианский городок».
Задачи: Упр. находить новые конструкторские решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом.
Закреплять навыки соединения деталей. Побуждать использовать конструкции в игре.
Музыка. Слушание песни «Я – Земля» муз. В. Мурадели, сл. Е. Долматовского
Задача: Познакомить с новой песней. Воспитывать гордость за страну – первооткрывателя космического пространства.
Физическое развитие.
Упражнение «Спасатели»
Задачи: Упр. в ходьбе по верёвке лежащей на полу. Учить сохранять равновесие. Развивать навыки правильного выполнения основных видов движений. Развивать ловкость, координацию. Обогащать двигательный опыт.
Упражнение «Невесомость» Задачи: Упр. в выполнении различных действий в условиях воображаемой невесомости. Развивать творчество в двигательной деятельности, фантазию. Учить действовать сообща.
Игровое упражнение «Ракеты на старт» Задачи: Упр. в выполнении метания на дальность. Упр. соблюдать правила безопасности. Развивать подвижность суставов рук, координацию движений.
Игровое упражнение «Волчок» Задачи: Упр. кружиться на месте парами, держась за руки, сохраняя равновесие. Развивать вестибулярный аппарат.
П. /иг. «Космонавты» Задачи: Упр. бегать легко и ритмично, маневрировать, избегать столкновений, ориентироваться в пространстве. Воспитывать чувства товарищества.
П. /иг. «Космические путешественники». Задачи: Упр. использовать в игре знания названий планет, действовать в соответствии с правилами. Развивать внимание, быстроту реакции. Упр. ориентироваться на действия товарищей.
П. /иг. «Пролети среди метеоритов» Задачи: Развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, умение действовать по сигналу.
3-й этап – заключительный.
Проведение викторины - «На земле и в космосе»
Выставка творческих работ по теме «На земле и в космосе».
Обработка результатов по реализации проекта
Рефлексия
В результате работы поставленные задачи выполнены.
Дети усвоили элементарные знания по теме «Космос»
Сформированны нравственно-патриотические чувства в процессе реализации проекта.
Дети заинтересованы темой о космосе. Наблюдается проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Литература:
1.- Н. С. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий» интегрированный подход. Москва «Скрипторий 2003» 2013.
2.- Дейнеко О. В. Использование метода игрового моделирования в работе с детьми // ж. «Справочник старшего воспитателя» №3/2009.
3.- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. М. : Сфера, 2002г.
4.- Большая энциклопедия. Космос и астрономия : вопросы и ответы.
— М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013г.
5.- Н. Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе. //ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.
6.- Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы. — М. : ТЦ Сфера, 2011г.
7.- Л. Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М. : АРКТИ, 2003 — 64 с.
8.- Интернет – ресурсы.