Анастасия В
Краткосрочный проект «Деревья и кустарники нашего края» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40
Краткосрочный проект
«Деревья и кустарники нашего края»
для детей старшей группы
Подготовила и провела:
воспитатель Воронина А. В.
Шуя, 2022г.
Проект «Деревья и кустарники нашего края».
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель.
Публикация «Краткосрочный проект „Деревья и кустарники нашего края“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Тип проекта : познавательно—исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели).
Актуальность проекта :
Деревья окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимания. Дети чаще всего воспринимают деревья и кустарники, как не живые, поскольку у них нет способов передвижения. А ведь деревья прекрасный объект для наблюдений, особенно лиственные имеют ярко выраженные сезонные изменения. На примере деревьев могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. С деревьями детям проще общаться, чем с небольшими растениями. Этот проект поможет детям освоить экологические представления о природе, накопить опыт в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами природы (деревья и кустарники, научит детей бережно относиться к окружающему миру, ценить красоту природы, правильно вести себя в ней, не нанося ей вреда.
Цель проекта :
формирование у детей представления о деревьях и кустарниках нашего края и их значении для планеты и в жизни человека Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Расширять представление детей о деревьях и кустарниках : особенности строения, произрастания и возможности использования человеком, о лесе нашего края; 2. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности; 3. Воспитывать способность видеть красоту родной природы в разное время года; 4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желание беречь её и охранять; показать, какую пользу приносят деревья.
5. Повышать уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе.
Методы и приё мы:
наглядные, словесные, игровые, практические: (наблюдение, рассматривание картин, рассматривание различных веток деревьев и кустарников, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, игры, экспериментирование).
Предполагаемый результат:
Для детей – формирование знаний детей о деревьях и кустарниках (названия, особенности строения, возможности использования человеком) и значении их в природе;
- развитие речи, обогащение словаря (использование в речи названий деревьев и кустарников, описание их строения);
- воспитание бережного отношения у детей к природе, желание беречь её и охранять;
- развитие способности видеть красоту родной природы в разное время года.
Для воспитателя - создание условия для проявления у детей интереса и любви к природе, бережному отношению к ней;
- вовлечение родителей в проектную деятельность с детьми.
Этапы работы над проектом :
1 этап Подготовительный
- Подбор методической литературы для реализации проекта.
- Подбор художественной литературы, загадок, стихов по теме «Деревья и кустарники».
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, репродукций картин.
-Организация развивающей среды в группе.
- Привлечение родителей к работе над проектом : помочь детям в создании небольшого рассказа (стихотворении, загадки) об одном дереве или кустарнике с иллюстрацией на выбор для альбома «Деревья и кустарники нашего края», подборка книг по теме для домашнего прочтения.
2 этап Практический
- Непосредственно-образовательная деятельность: «Деревья и кустарники нашего края». Цель: расширять представления о деревьях и кустарниках нашей области; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.
- Просмотр презентации «Деревья и кустарники нашего края».
- Беседы «Что мы знаем о деревьях и кустарниках нашего края», «В чем отличие деревьев от других растений?», «Какие деревья и кустарники растут на территории детского сада», «Почему нужно бережно относиться к природе», «Как деревья помогают человеку», «Почему нужно беречь и охранять деревья».
- Рассматривание репродукций картин с изображением деревьев в разное время года : И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Зима», «Дубовая роща», И. Э. Грабарь «Рябинка», «Февральская лазурь», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», беседы по их содержанию.
- Чтение художественной литературы: И. Семенова «Березка», Н. Некрасов «Зеленый шум», Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», И. Бунин «Листопад», Э. Мошковская «Дедушка Дерево», М. Пришвин «Рябина покраснела», «Осинке холодно», загадки о деревьях.
- Заучивание стихотворения С. А. Есенина «Белая черемуха».
- Отгадывание загадок по теме проекта.
- Наблюдение на прогулке за деревьями и кустарниками.
- Дидактические игры: «Назови дерево/ кустарник», «С какого дерева листок», «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Собери дерево», «Опиши, я отгадаю», «Четвертый лишний».
- Настольные игры: «Разрезные картинки», мемо, вкладыши по теме проекта.
- Художественно-эстетическое развитие: рисование «Деревья большие и маленькие (лес)».
- Подвижные игры: «Найди свое дерево», «Найди такой же лист».
- Наблюдения и исследовательская деятельность. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
- Экспериментирование: Опыт «Ветки деревьев и кустарников в воде». Цель: показать детям, что деревья и кустарники - живые организмы.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Природа как воспитатель»;
- Рекомендации и подборка литературы о деревьях и кустарниках : «Читаем детям дома»;
- Рекомендации «Прогулки с детьми на природу».
Совместная с родителями исследовательская творческая деятельность: оформление альбома «Деревья и кустарники нашего края».
- Принятие участия в сборе материала для альбома «Деревья и кустарники нашего края».
3 этап Заключительный
- Диагностика по теме: «Какие деревья и кустарники нашего края ты знаешь?»;
- Оформление альбома «Деревья и кустарники нашего края»;
- Рассказ заученного наизусть стихотворения С. А. Есенина «Белая черемуха» .
Результаты проекта :
1. У детей сформировалось и обогатилось представление о деревьях и кустарниках нашего края. Дети узнают дерево/ кустарник по внешнему виду, описанию. Знают, какую пользу они приносят, как помогают человеку и почему нужно беречь и охранять деревья.
2. Дети познакомились с художественной литературой по теме проекта.
3. Пополнился словарный запас детей (использование в речи названий деревьев и кустарников, частей их строения и названий семян).
4. Расширились коммуникативные и творческие способности детей.
5. Дети стали любознательными, сформировалось правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, дети стали более бережно относятся к природе.
6. Воспитателем были созданы условия для проявления у детей интереса и любви к природе, бережному отношению к ней.
7. Воспитатель привлек родителей в проектную деятельность с детьми.
8. Родители охотно сотрудничали с воспитателем.
Литература
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» в старшей группе под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2016.
2. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет / Сост. Гербова и др. – М. : Издательство Оникс, 2006.
3. Микхиева Н. Ю. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников – М. : Детство-Пресс, 2016.