Шевченко Наталья Михайловна
Краткосрочный исследовательский проект «Мыльное чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация проекта
Мы живем в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии не только дают нам новые возможности в познании мира, но и пагубно воздействуют на развитие, исчезает умение делать вводы. Современные дети перестают обращать внимание на события, происходящие в окружающем его мире, снижен познавательный интерес.
Публикация «Краткосрочный исследовательский проект „Мыльное чудо“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Проекты, исследования
- Проекты
- Темочки
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Актуальность и необходимость работы по формированию познавательного интереса детей предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения, словарного запаса.
Чтобы современный ребенок был успешными, имел стремление к получению новой интересной информации, мы создаем условия для познавательно-исследовательской деятельности несовершеннолетних, учим наблюдать, воспринимать и анализировать, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Количество участников проекта : 2 человека в возрасте 5 лет.
Тип проекта : исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (7 дней).
Проблема: как в комнатных условиях ускорить рост листков сирени.
Объект: вода, мыльные пузыри
Предмет: свойства и применение воды и мыльных пузырей в различных сферах деятельности детей.
Цель: развитие познавательных интересов детей в процессе исследовательской деятельности, экспериментирования и проведения опытов с водой и мыльными пузырями.
Задачи:
-расширять представления детей о свойствах воды и мыльных пузырях;
-развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. ;
-воспитывать бережное отношение к источникам воды;
-формировать здоровый образ жизни;
-учить выслушивать друг друга, не перебивая, быть усидчивым;
-обогащать словарный запас несовершеннолетних, развивать связную речь.
Основные мероприятия по реализации проекта :
-рассматривание иллюстраций загрязненных водоемов, очистительных станций, видеороликов «Мыльное шоу»;
-чтение «Сказка о заболевшей речке»;
-наблюдение за изменениями свойств воды;
-проведение опытов с водой и мыльными пузырями;
-коллективная исследовательская деятельность свойств воды и мыла;
-рефлексия по проделанной работе.
Методы исследования :
- беседа;
- наблюдение;
-опытно-экспериментальная деятельность;
- анализ и обобщение информации.
Предполагаемые результаты: несовершеннолетние узнают свойства воды и мыла, научатся самостоятельно изготавливать мыльные пузыри, проводить опыты с водой и мыльными пузырями. У воспитанников будет развиваться наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети получат первоначальные навыки исследовательской деятельности, научатся оперировать разными материалами, проводить простые опыты. Расширят свои знания о бережном отношении к окружающей среде и своему здоровью, обогатится словарный запас.
Этапы и методы по реализации проекта
№ п/п Этапы реализа-ции про-екта Сроки Цели и задачи Ожидаемый результат
1. Подго-товитель-ный этап 9 октября Цель: создать разви-вающую среду для реализации проекта;
Задача: самообразова-ние педагога. -разработка плана по реализации проекта;
-подбор материалов, иллюстраций, игр, художественной литературы;
-подготовка конспектов для занятий.
2. Ознакомительный этап 10 октября
«Зачем нужна вода?» Цель: объяснить зави-симость человека от воды.
Задачи: уточнять и расширять представ-ления детей о взаи-мосвязи человека с внешней средой, про-должать учить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей, воспитывать бережное отношение к источ-никам воды. -выяснили, что пресной воды на земном шаре мало;
-узнали, что все живые организмы не могут жить без водных источников;
-нельзя загрязнять воду.
3. Основной этап 11 октября
«Тёплая и холодная вода» Цель: способствовать накоплению у детей представлений о свойс-твах воды и мыла.
Задачи: расширить представления детей о свойствах воды и мыла путем исследовательс-кой деятельности; развивать умение на основе опытов анализи-ровать и делать вы-воды, закреплять куль-турно - гигиенические навыки; воспитывать стремление к чистоте. -выяснили, что для человека комфорт-ная теплая темпера-тура воды;
-чтобы получить теплую воду, нужно смешать горячую и холодную;
-мыло быстрее пе-нится в теплой воде, чем в холодной;
-узнали, что мыло убивает микробы и бактерии с кожи человека.
12 октября
«Прозрач-ная вода» Цель: познакомить де-тей со способами очистки воды при помощи различных материалов.
Задачи: развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; учить сотрудничать друг с другом при выпол-нении совместных действий; воспитывать интерес к окружающее-му миру, бережному отношению к источни-кам воды в природе. -выяснили, чтобы была чистая и прозрачная вода, ее необходимо очис-тить с помощью фильтров;
-узнали, чтобы в кране бежала прозрачная вода, без мусора, ее очищаю специальные стан-ции – очистные.
13 октября
«Окраши-вание во-ды» Цель: выяснить свойс-тва воды.
Задачи: расширить представления детей о свойствах воды и мыла путем исследовательс-кой деятельности; раз-вивать умение на основе опытов анали-зировать и делать выводы, воспитывать бережное отношение к воде. -выяснили, что вода прозрачная, без запаха, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества;
-если добавить цветное мыло, то вода не изменит веет, а станет мутной и изменит плотность – будет мыльной.
14 октября
«Волны на поверхности воды» Цель: познакомить де-тей с физическими свойствами воды.
Задачи: развивать умс-твенные операции: сравнение, обобщение, способность анализи-ровать; учить сотрудни-чать друг с другом при выполнении совмес-тных действий воспи-тывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе. -выяснили, что вол-ны на поверхности воды образуются с помощью физичес-кого воздействия на движение частиц воды и ветрового потока.
15 октября
«Пузырьки воздуха» Цель: исследовать свойства мыльных пу-зырей.
Задачи: продолжать знакомить детей с водой и ее свойствами, познакомить с рецеп-том приготовления, мыльных пузырей, развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способ-ность анализировать; учить сотрудничать друг с другом при выполнении совмес-тных действий воспи-тывать интерес к окружающему миру. -узнали рецепт приготовления мыльных пузырей;
-выяснили, что та-кое мыльный пу-зырь воздуха;
-что, мыльный пу-зырь всегда приоб-ретает форму шара, если его выдувать из разных геометри-чесих форм, но изменится только размер.
4. Завер-шающий этап (реф-лексия) 16 октября
«Волшеб-ная вода» Цель: совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды и мыла.
Задачи: развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализи-ровать; учить сотруд-ничать друг с другом при выполнении сов-местных действий, учить видеть инте-ресное в обычных вещах, воспитывать интерес к окружающее-му миру, бережное отношение к источ-никам воды в природе. -закрепление полученных знаний о свойствах и важности воды и мыла в жизни человека.
Управление проектом
Управление проектом осуществляется воспитателем отделения диагностики и социальной реабилитации ГКУ СО КК «Каневской СРЦН» Шевченко Натальей Михайловной. В проектной группе участвует 2 несовершеннолетних центра возрастом 5 лет. Проведение опытов и экспериментов ежедневно, в течение семи дней. Реализация проекта проводится воспитателем, работающим во вторую смену.
Рабочий план реализации проекта
№ п/п Наименование мероприятий Сроки Ответственнее
1 «Зачем нужна вода?» 10 октября Воспитатель
В. А. Губа
2 «Тёплая и холодная вода» 11 октября Воспитатель
В. М. Цонинец
3 «Прозрачная вода» 12 октября Воспитатель
Н. М. Шевченко
4 «Окрашивание воды» 13 октября Воспитатель
В. М. Цонинец
5 «Волны на поверхности воды» 14 октября Воспитатель
С. В. Недвигина
6 «Пузырьки воздуха» 15 октября Воспитатель
В. М. Цонинец
7 «Волшебная вода» 16 октября Воспитатель
О. А. Анкуда
Оценка результативности проекта
Данный проект внес определенный вклад в развитие у несовершеннолетних опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. Воспитанники заинтересованы в работе. В ходе реализации данного проекта у несовершеннолетних активизировалась познавательная активность, сформировалось бережное отношение к природе, повысилась нравственно-эстетическая воспитанность, расширились знания о свойствах воды и мыла, узнали о способах приготовления мыльных пузырей.
Используемая литература
1. Васильева А. И. «Учите детей наблюдать природу» – М, 2002.
2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. «Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром» - М, 2005.
3. Ковинько Л. В. «Секреты природы – это так интересно», 2007 г.
3. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009.
4. Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. – М. : Центр педагогического образования, 2013.
Другие источники
1. Набор для экспериментов Attivio.