Анастасия Гольцверт
Специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе.
Концертмейстер – особая профессия, которой может овладеть далеко не каждый,даже очень одаренный, пианист. Стать хорошим концертмейстером в классе балета может лишь тот пианист, который умеет работать в паре с педагогом- хореографом, владеет хорошим чувством ритма и имеет в исполнительском арсенале большое количество балетной и танцевальной музыки. Музыка и танец в своем гармоническом единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. В концертной и учебной практике сложилось противоречие между востребованностью квалифицированных концертмейстеров в классах хореографии и слабой подготовленностью пианистов для работы в этой сфере. Сложившаяся ситуация обусловлена во многом традициями подготовки пианистов в профессиональных учебных заведениях, которые,как правило почти не затрагивают сферу хореографии.
Публикация «Специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
В результате изучение специфики концертмейстерства в хореографическом коллективе, предполагающей наличие у концертмейстера представлений и знаний об особенностях построения урока хореографии, умение логично подобрать репертуар, - остается за рамками учебного процесса в музыкальных учреждениях. Все вышеизложенное и обосновывает актуальность выбранной темы.
Цель исследования – рассмотреть особенности музыкально-творческой деятельности концертмейстера в хореографическом коллективе и определить степень её важности.
Объект исследования – специфика работы концертмейстера в классе хореографии.
Задачи данной работы :
1. Проанализировать роль и значение хореографии в процессе обучения, воспитания и формирования личности.
2. Рассмотреть специфику работы концертмейстера с различными видами танца
3. Охарактеризовать технологию подбора репертуара для уроков хореографии
4. Обозначить профессионально-личностные качества, необходимые концертмейстеру для работы в хореографическом коллективе
В 1 главе моей работы говорится о роли и значении хореографии в процессе обучения, воспитания и формирования личности ребенка.
Танец отражает всё то, что есть в музыке – характер, настроение, эмоции, образ, стиль. Он находится в самых тесных «взаимоотношениях» с темпом, метром, ритмом, нюансировкой, агогикой музыкального сочинения; с началом музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза. Роль музыки в искусстве танца недостаточно разъясняется педагогами и не всегда улавливается учащимися. Музыку часто воспринимают как второстепенный элемент, составляющий только лишь ритмическую основу танца, и относятся к ней формально, не осознавая, что без учета тесной взаимосвязи музыки и танца нельзя достигнуть осмысленности, подлинной выразительности хореографического исполнения. Уроки хореографии строятся на музыкальном материале. Педагог классического танца Л. И. Ярмолович музыкальному оформлению дает такое определение: «Под музыкальным оформлением урока надо понимать музыкальную композицию, облеченную в законченную форму, построенную по характеру, фразировке, ритмическому рисунку, динамике в полном соответствии с танцевальным движением и как бы сливающуюся с ним в одно целое».
Уроки хореографии воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.
Занятия хореографией способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение –те свойства характера, которые необходимы не только хореографическом классе, но и в быту. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Концертмейстер может как привить любовь к музыкальному искусству, так и оттолкнуть навсегда от него. Поэтому для хореографического учебного процесса необходим квалифицированный концертмейстер, профессиональный уровень и творческая инициатива которого, несомненно, способствует музыкально – эстетическому воспитанию юных танцовщиков.
Деятельность концертмейстера требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально–исполнительских дарований, специальных навыков по импровизационной аранжировке,знаний по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, педагогики – в их взаимосвязях. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Для хореографа концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Право на такую роль может получить далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается большим трудом, багажом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе и в совместном музыкальном совершенствовании.
Во 2 главе рассматриваются разновидности танца.
Основополагающей дисциплиной в хореографии является классический танец. Для концертмейстера очень важно получить представления об уроке классического танца, его построении и основных методических принципах. Ведь именно в нем представлены сохраненные и приумноженные традицией элементы языка танца и осуществляется современная интерпретация классического наследия.
Задача пианиста на уроке классического танца –озвучивание упражнений, их музыкальное оформление,что требует определенных методических знаний. Издается большое количество сборников и хрестоматий для уроков классического танца –но представьте себе, каким репертуаром должен владеть пианист, чтобы иметь музыкальный материал для интересного урока. Можно ли в течение долгого времени исполнять plie под арию из «Травиаты» или battements tendes jete под «Польку» Рахманинова?А что делать когда упражения изменяются, усложняются? Выход один –импровизировать. Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока. Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с требованиями хореографа. Пианисты должны знать ряд правил, придерживаться которых на уроке классики очень важно:
1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Урок продолжается,как правило, полтора часа и подобный «камнепад» никому не пойдет во благо.
2. Вся балетная лексика на французском языке –так уж сложилось исторически. Пианист должен знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.
3. Урок классики –живое взаимодействие музыки и пластики. Строится он на импровизационном материале. Играть по нотам надо дома: нужно переиграть как можно больше балетных клавиров, что поможет войти в русло этой музыки, почувствовать её стиль.
4. На уроках необходимо иметь в запасе несколько вариантов маршей, полек и огромное количество вальсов.
5. Пианисты не должны бояться оторваться от нот, смелее играть, больше импровизировать.
6. Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков – трелей, форшлагов, арпеджио.
7. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы.
3 глава посвящена Рекомендациям по подбору музыкальных фрагментов. Репертуар.
От качества подобранного материала зависит не только развитие музыкальных способностей и становление музыкального вкуса учащихся. Подбор музыки должен помочь постижению характера движения для танцовщиков. К сожалению, методических разработок по вопросу сопровождения уроков танца очень мало, и они скорее направляют музыканта к собственному поиску.
Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстера и предполагает :
1. Знание школ и направлений танцевального искусства;
2. Знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;
3. Знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;
4. Знание хореографической терминологии (в частности, на французском языке)
К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:характеру,темпу,метро –ритму (размер,акценты, ритмический рисунок,форме музыкального произведения (одно,двух или трехчастное)
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений нужно постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроке одного и того же вальса или марша ведет к механическому, не
эмоциональному исполнению упражнений учениками. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся и не способствует усвоению и запоминанию материала.
Проблема репертуара существует, наверное, для всех. И для начинающих, и для опытных концертмейстеров балета. У начинающих, как правило, музыкальный багаж для хореографии почти нулевой. У опытных концертмейстеров, естественно, есть заготовки на каждое движение. Но получается так, что происходит повторение одних и тех же произведений из года в год. А это, мягко говоря, скучно. Танцоры в большинстве своём очень чутко воспринимают музыку и прекрасно её запоминают. Нетрудно представить, с каким настроением они занимаются,если слышат одно и то же каждый год. Конечно, совсем без повторов не обойтись, но, как мне кажется, надо иногда удивлять.
Великий Ф. И. Шаляпин однажды перед спектаклем спросил у другого известного баса М. Д. Михайлова: «Чем будем удивлять?» Такой простой вопрос является на самом деле ключевым для любого исполнителя и для концертмейстера балета тоже. Концертмейстер должен быть в постоянном поиске. Нельзя успокаиваться. Если довольствуешься только тем, что выучил по нотам, работа превращается в скучное неинтересное занятие. Издаваемые сборники и хрестоматии для уроков классического танца хорошо помогают концертмейстерам в накоплении репертуара. Их немного, но и за это спасибо. От этих сборников можно «отталкиваться», т. е. находить по их музыкальным примерам другие произведения, подходящие на то или иное движение. Заключение
Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Я еще раз хочу отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.
В процессе овладения профессией концертмейстера в хореографическом коллективе необходимо научиться, исполняя музыкальный материал, одновременно ощущая пластику движения. Этому делу нужно не только учиться, его надо любить. Ведь это вечное напряжение за секунды вычислить нужную музыку, да еще исполнить её, перестраиваясь на ходу, ловя каждое слова хореографа. Играть с полной подачей по пять –шесть часов в день утомительно даже для опытного музыканта. Люди ленивые, равнодушные в этой профессии не задерживаются надолго. В этом и заключается трудность профессии концертмейстера хореографии. Тем не менее,нужно стремиться к тому чтобы музыкальное оформление было на высоком уровне, так как от содержательности аккомпанемента зависит уровень профессиональной подготовки учащихся.
Я думаю что данная работа сможет хоть немного помочь молодым специалистам,начинающим концертмейстерам понять специфику данного направления исполнительского мастерства в области хореографии, круг проблем и пути их решения и расширить грани своей творческой деятельности.
1Эмма Липпа –бывший конц-ер Большого театра (Майя Плисецкая) «Балетный пианист должен дышать балетом»
2. Андрей Подборский- Конц. В театре Кремлевский балет (Екатерина Максимова)Книга «Взгляд из под рояля»
3Светлана Роденкова, Наталья Карпович-Приморский театр Оперы и балета
4Н. Жильцов,А. Барышников, А. Качкаева- Тамбов
Сборники
1. Н. Ревская Муз. оформление уроков классич. танца
2. Малашева Муз. хрестоматия для уроков танца
3. Климкович Хрестоматия для уроков танца
4А. Стрельникова Сопровождение уроков классического танца
5Наталья Штемпель Урок классического танца
6Галина Новицкая Урок танца
7Наталья Филлипова Музыка в классе хореографии. Репертуар концертмейстера