Ольга Бурдочкина
Программа гражданско-патриотического воспитания «Детство с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Детство с родным городом» (региональный компонент) разработана педагогическим коллективом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка» с учетом примерной парциальной образовательной программы «Детство с родным городом», предложенной авторским коллективом (кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева; доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе; кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева и др.) кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Программа, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ДО, особенностями региона и МБДОУ, знакомит воспитанников с национально-культурной спецификой и природными особенностями малой родины.
Публикация «Программа гражданско-патриотического воспитания „Детство с родным городом“» размещена в разделах
Программа предусмотрена для реализации в старших и подготовительных к школе группах общеразвивающей направленности в процессе совместной деятельности взрослого и воспитанников. Материал программы может быть адаптирован для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов.
Основная цель реализации регионального компонента в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение воспитанником уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через разнообразные виды детской деятельности с последующим включением в систематическую учебную деятельность в школе.
Цели Программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др., музыкальной, чтения). Реализация вышеуказанных целей осуществляется через воспитание любви и уважения к «малой родине»; создание условий для полноценного воспитания и развития ребенка, адаптированного к своеобразным природным, социальным, национальным и культурным особенностям региона и конкретного места проживания, способного к эмоционально-ценностному, позитивному приобщению к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины», открытого к другим людям, в том числе и людям иной культуры, и испытывающего чувство гордости за свою страну как ее гражданин.
Задачи образовательной деятельности в работе с воспитанниками шестого года жизни (старшая группа):
• Развитие интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
• Формирование интереса к своей родословной.
• Развитие способности чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на неё.
• Формирование представлений о флоре и фауне родного края.
• Содействие становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.
• Развитие чувства гордости, бережного отношения к родному городу.
• Знакомство воспитанников с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
• Формирование интереса к профессиям родителей (законных представителей, объяснение значимости их труда для жителей города, края, привитие чувства благодарности за их труд.
Задачи образовательной деятельности в работе с воспитанниками седьмого года жизни (подготовительная к школе группа):
• Продолжение развития интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
• Расширение представлений воспитанников о том, что делает малую родину, родной город красивым, развитие эмоциональной отзывчивости на красоту родного края.
• Расширение представлений о флоре и фауне родного края. Воспитание гуманного отношения ко всем живому, чувства милосердия. Формирование правильного поведения в природной среде, закладывание основ экологической культуры личности.
• Содействие проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях.
• Формирование представлений о символике родного города: герб, флаг, гимн.
• Развитие чувства гордости за свою малую родину, её достижения и культуру, бережного отношения.
• Воспитание уважения к людям разных национальностей, проживающим в городе, крае, их традициям и обычаям. Приобщение к истокам народной культуры.
• Продолжение знакомства воспитанников с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
• Формирование интереса к людям различных профессий, уважительного и бережного отношения к результатам их труда. Развитие интереса к профессиям родителей (законных представителей). Раскрытие деловых и личностных качеств человека-труженика, мотивов и целей деятельности взрослых.
Решение программных образовательных задач предусматривается в процессе организации:
• совместной деятельности взрослых и воспитанников, реализуемой в различных формах в режиме дня (в том числе – в ходе режимных моментов);
• самостоятельной деятельности воспитанников, реализуемой с опорой на специфически детские виды деятельности (в том числе – в ходе режимных моментов);
• различных форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом по вопросам реализации Программы МБДОУ.
При реализации целей и задач Программы соблюдается принцип возрастной адресности. Одно и то же содержание по теме (с большим или меньшим наполнением) используется для работы в старших и подготовительных к школе группах. Педагог подбирает методы и приемы, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям воспитанников.
Представления о малой родине являются содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому краеведческое содержание успешно интегрируется со всеми образовательными областями (в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, форм организации воспитанников, определенных для каждой конкретной образовательной области) и реализуется преимущественно в свободной (нерегламентированной) совместной деятельности педагога и воспитанников.
Содержание образовательной деятельности в старшей группе (воспитанники шестого года жизни)
• У родного города есть свое название (имя, которое рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом и о знаменитом человеке.
• Город выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, у каждого города есть свои главные функции. О функциях города рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей. Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. Малая родина хранит память о знаменитых рубцовчанах – защитниках Отечества, писателях, поэтах, художниках.
• В городе трудятся родители (законные представители).
• Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.
• Растительный и животный мир Алтайского края разнообразен. Рубцовчане бережно относятся к окружающей природе.
Содержание образовательной деятельности в подготовительной
к школе группе (воспитанники седьмого года жизни)
• У родного города есть свое название (имя, которое рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом и о знаменитом человеке. Названия улиц могут рассказывать о людях, событиях, хранить память о чем-либо. В городе есть памятники – они напоминают о людях, которые жили в городе, их делах. Город гордится своими известными защитниками отечества, писателями, художниками. В городе происходили раньше и происходят сейчас разные события, которые связаны с функциями города (выпускают тракторы, шьют одежду, проводят выставки и концерты и др.).
• Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. В городе трудятся родители. В городе строят новые и красивые дома, районы. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.
• Растительный и животный мир Алтайского края разнообразен. Рубцовчане бережно относятся к окружающей живой и неживой природе.
Содержание Программы, реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие», раскрывается в календарно-тематическом планировании, являющимся структурным компонентом содержательного раздела Программы. Календарно-тематическое планирование составлено с учетом методических пособий и электронных образовательных ресурсов, представленных в организационном разделе Программы. Темы определены исходя из интересов и потребностей воспитанников, необходимости обогащения детского опыта, и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей.
Тематические блоки основной (инвариантной) части образовательной программы МБДОУ
Виды деятельности, реализуемые в рамках программы «Детство с родным городом» (региональный компонент)
Социально-коммуникативное развитие
Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения.
Ребенок в семье и сообществе
Участие с родителями (законными представителями) и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).
Познавательный вечер «Мы рождены не для войны».
Экскурсия в школу, в Михайло-Архангельский храм, в воскресную школу для детей при Михайло-Архангельском храме, к мемориалу воинов ВОВ.
Просмотр мультфильмов («Люди разные, а страна одна» из серии «Мульти-Россия» (цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России).
Беседы («Мы живем в России» и др.).
Формирование позитивных установок к труду и творчеству
Участие в совместном с воспитателем труде на участке МБДОУ (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе).
Экскурсии (в Центр внешкольной работы «Малая академия» («Чудо-сад», библиотеку и др.).
Наблюдение за уборкой улиц.
Рассматривание иллюстраций, альбомов («Где трудятся мои родители» и др.).
Беседы («Как люди заботятся о красоте своего города» и др.).
Образовательные ситуации («Строители города» и др.).
Творческая мастерская (поделки из природного материала, рисование и др.).
Формирование основ безопасности
Обсуждение с воспитанниками правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.).
Познавательное развитие
Ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с миром природы
Участие в проектной деятельности («Рубцовск – город в котором я живу», «Где трудятся рубцовчане?», «Родной Алтайский край», «Защитники Родины», «Город, край, страна», «Путешествие в историю», «Алтай – жемчужина природы» и др., продуктом которой являются альбомы или газеты о малой родине, фотоколлажи, книжки-малышки, плакаты, фотовыставки, создание карт города, края, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование (зерновых культур, произрастающих в Алтайском крае, картинок, открыток, символов, значков, солдатиков и др.).
Рассматривание дидактических картинок, открыток, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалу воинов, украшение города к праздникам и пр.).
Экскурсии и целевые прогулки (к памятнику М. А. Рубцову (совместно с родителями (законными представителями, мемориалу воинов ВОВ на привокзальной площади, в краеведческий музей, Центр внешкольной работы «Малая академия» («Чудо сад») и др.).
Беседы о растительном и животном мире, водоемах Алтайского края, города Рубцовска.
Просмотр фильмов, телепередач («Алтайский край», «К 80-летию Алтайского края» и др.).
Образовательные ситуации («Край тысячи озёр» и др.).
Чайная гостиная «Ромашковый чай».
Игры (дидактические, сюжетно-ролевые).
Речевое развитие
Развитие речи.
Приобщение к художественной литературе
Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о Рубцовске, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины, редких исчезающих растениях и животных Алтайского края.
Обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан («Где трудятся мои родители» и др.).
Творческое рассказывание («Каждый город неповторим», «Мой прадед был солдатом» и др.).
Заучивание и рассказывание стихотворений о Рубцовске.
Литературно-музыкальные композиции («Праздник Победы», «Зима в стихах поэтов земляков» и др.)
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к искусству.
Изобразительная деятельность
Знакомство с творчеством художников Рубцовска.
Творческая мастерская (поделки из природного материала, изготовление кукол из ткани, рисование («Расписные терема», «Михайло-Архангельский храм» и др., создание коллажей («Взгляд из прошлого» и др., карт, коллективная аппликация и др.).
Музыкальная деятельность
Знакомство с песнями о Рубцовске, об Алтае.
Просмотр мультфильмов.
Конструктивно-модельная деятельность
Знакомство с архитектурными сооружениями города Рубцовска (мост, вокзал, дом под шпилем и др., сооружение и обыгрывание разнообразных построек и конструкций, создание макетов (макет русской избы и др.).
Физическое развитие
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура
Участие воспитанников в целевых прогулках, экскурсиях по городу (обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников).
Знакомство со знаменитыми спортсменами-рубцовчанами.
Участие в мини-олимпиаде, Днях здоровья.
Туристическая прогулка на стадион «Спарта».
Беседы о спортивных секциях города.
Рисование на тему «Я занимаюсь спортом».
Спортивное развлечение «Игры народов Алтая» и др.
Партнерское взаимодействие с семьей планируется и в то же время имеет открытый интерактивный формат, обеспечивающий родителям (законным представителям) возможности реализации своего права на участие в воспитательно-образовательном процессе.
Содержание работы с семьями воспитанников включает ориентировку родителей (законных представителей) на развитие у воспитанника потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, обращение их внимания на ценность детских вопросов, побуждение к поиску ответов на вопросы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов, привлечение родителей (законных представителей) к совместной с воспитанниками исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в МБДОУ и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проведение совместных с семьей конкурсов, игр-викторин.
Таким образом, Программа гражданско – патриотического воспитания «Детство с родным городом» знакомит воспитанников старшего возраста с природным, культурно-историческим, социально-экономическим своеобразием местности, способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира, позволяет выпускникам МБДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.