Получи документы

Наставничество: история, традиции. Рекомендации по развитию одаренности детей дошкольного возраста

Анна Саватеева
Наставничество: история, традиции. Рекомендации по развитию одаренности детей дошкольного возраста

История возникновения наставничества. Кратко об одаренности детей дошкольного возраста.

В современной педагогической практике XXI века появились новые понятия (термины, связанные с новыми ролями, названиями профессий участников наставнической деятельности : куратор (от лат. «curator» – попечитель, тьютор (от англ. «tutor» – сопровождать, коуч (от англ. «coach» – тренировать, педагог – фасилитатор (от англ. «facilitator» – стимулировать, ментор (от англ. «mentor»наставник, воспитатель, руководитель, медиатор (от лат. «medi tor» – посредник, энвайзер (от англ. «advisor» – советчик, помощник, консультант).

Публикация «Наставничество: история, традиции, Рекомендации по развитию одаренности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Тема значимости личности педагога – наставника и его роли в воспитании, развитии, обучении наставляемого, богато представлена в истории зарубежной и отечественной педагогики, философии образования. Слово «наставничество» произошло от древнерусского слова «настав» и означает «наставлять (показывать) дорогу, верный путь; вести, направлять, учить».

Понятие «наставничество» как часть системы образования, воспитания и подготовки наследников российского престола было впервые введено императрицей Елизаветой Петровной в 1742 году. Среди наставников наследников российского императорского престола были Екатерина II, К. К. Мердер, В. А. Жуковский, М. М. Сперанский, И. И. Бецкой, Ф. С. Лагарп, Г. Г. Данилович, Ц. А.

Например, Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852 гг.) – один из самых известных учителей царской семьи, стал чтецом сначала при императрице Марии Федоровне, а потом, благодаря сложившемуся приятному впечатлению о его знаниях, воспитании и обхождении, ему было предложено стать учителем русского языка для принцессы Шарлотты (впоследствии императрицы) Александры Федоровны, супруги Николая I.

С 1826 года и на протяжении 15 лет он был наставником сына императора – Александра II. В. А. Жуковский специально составил программу обучения наследника и оказался не только хорошим учителем, дав обширные знания во многих областях, но и сформировал характер будущего императора, который вошел в историю под эпитетом Освободитель.

Специалист помогает детям воспринимать учебу с увлечением и интересом, разрабатывая и реализуя познавательно – исследовательские проекты и дает стимул к формированию и совершенствованию способностей одаренных учащихся. Ментор (от английского mentor, наставник) – человек, у которого есть большой опыт в какой – то профессиональной области. Этим опытом он готов делиться с другими – менти (mentee, подопечный, чтобы помочь им развиваться и принимать правильные решения. Менторстово способствует объективной оценке, повышает уверенность в своих умениях, в себе, формирует и воспитывает умение взаимодействовать в коллективе.

В современной системе образования увеличивается тенденция к индивидуализации обучения и воспитанию детей с нестандартным мышлением и креативными способностями. Поэтому все чаще научные работники, специалисты и педагоги образовательных организаций стали обращать внимание на детскую одаренность как важную особенность нашего общества.

Одаренность – это развивающееся в течение жизни человека качество психики, которое определяет возможность достижения более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренность подрастающего поколения в современное время весьма актуальна и важна. Необходимо разрабатывать и организовывать мероприятия по педагогическому сопровождению и поддержке одаренных детей. Дошкольник с признаками одаренности в той или иной сфере одаренности – это ребенок дошкольного возраста, который имеет выдающиеся или скрытые способности, опережает своих сверстников в деятельности – интеллектуальной, творческой, коммуникативной, духовно-ценностной и т. д. Самый интенсивный период развития одаренности приходится на младший и старший дошкольный возраст (2 – 5 лет, ребенку в эту пору все интересно, он отдает предпочтение сразу нескольким видам деятельности, задает много вопросов, самостоятельно ищет на них вопросы. У детей в этом диапазоне возраста активно развиваются психические и физиологические процессы, наступает период, когда ребенок может научиться и освоить что-то особо важное для своего личностного развития и в будущем успешно реализоваться как личность.

В образовательных организациях и в домашних условиях необходимо создавать условия и благоприятный эмоционально-психологический климат для успешного воспитания и развития одаренных детей. Таким детям необходимо психологическое и педагогическое сопровождение с последующим планированием и реализацией мероприятий, основанных на дальнейшее развитие и совершенствовании их способностей, учитывая и психологическую природу одаренности. Само понятие одаренности означает системное качество психики, которое дает возможность достигать более высоких результатов в одном или нескольких сферах деятельности. Одаренность включает в себя широкий спектр индивидуально-психологических особенностей детей. Отмечено, что одаренные дети в большей степени уже с раннего возраста любознательны, у них преобладает исследовательская активность, хорошая память, богатый словарный запас, но вместе с тем у одаренных детей наблюдается склонность в нарушении поведения на занятиях и в свободной деятельности: эти дети могут дополнять педагога своими высказываниями, демонстрируя свои знания и высказывая свою точку зрения, перебивать взрослых и сверстников, выражать недовольство, расстраиваться из-за «несправедливого» отношения окружающих, их непонимания, что может привести на общем психологическом фоне к угнетению эмоционального состояния ребенка и последующему угнетению и подавлению способностей ребенка. Важно создать в условиях образовательного учреждения индивидуально – дифференцированный подход к обучению и воспитанию по специально-разработанным программам. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка – это проект, определяющий индивидуальный путь развития и совершенствования способностей каждого одаренного ребенка, отвечая его возрастным особенностям и образовательным потребностям. Разрабатывая и реализуя индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка при педагогическом сопровождении и поддержке дошкольников с признаками одаренности, педагог старается как можно тщательнее создавать условия обучения и развития индивидуальных, интеллектуальных, творческих и коммуникативных качеств. Важно, при возможности выполнять задания даже свыше, чем это предусмотрено самой программой индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка ввиду того, чтобы закрепить полученные умения и навыки в процессе работы по индивидуальному образовательному маршруту на одаренного ребенка.

Педагог должен иметь творческий подход к составлению заданий для развития или совершенствования способностей ребенка с признаками одаренности. Это проявляется в нетрадиционных техниках выполнения заданий, например, замене классических инструментов при рисовании на неординарные, нетрадиционные (кисть заменяется ватной палочкой, вилкой и т. д., а способы упражнения в навыках – составлением вместе с детьми специальных папок – лэпбуков, которые позволяют ребенку почувствовать себя творцом и контролировать процесс ее создания, пополняя папку лэпбука разнообразными видами заданий, которые ребенок с помощью педагога или самостоятельно сможет сам придумать и выполнить.

Для повышения самооценки одаренного ребенка и уверенности в себе, а также успешного развития способностей в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется ведение воспитателем индивидуального портфолио дошкольника. Портфолио является подвижной накопительной системой, позволяющее работать в условиях как общего, так и дополнительного образования. В портфолио вкладываются фактические доказательства в качестве дипломов, сертификатов и самих работ об участии ребенка в конкурсах, выставках, выступлениях.

Для достижения более эффективных результатов проведенной работы по развитию и формированию способностей у детей с признаками одаренности необходимо вести работу по взаимодействию с родителями учащихся в форме индивидуальных бесед, консультаций, мастер – классов с практикумом, круглых столов, чтобы дать представление родителям о признаках одаренности у ребенка, способов создания благоприятной почвы для воспитания и развития таких детей, какие игры и занятия наиболее продуктивны в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей одаренного ребенка и каким образом направить дошкольника для успешной реализации его потенциальных способностей в будущем.

Автор публикации:
Наставничество: история, традиции. Рекомендации по развитию одаренности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 июня 2024 в 20:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наставничество: история, традиции. Рекомендации по развитию одаренности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Саватеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД