Лариса Самсонова
Конспект занятия «Красота мордовского костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
ТЕМА: Красота мордовского костюма
Организационная информация
1. Ф. И. О. педагога Самсонова Лариса Николаевна
2. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
3. Вид деятельности детей
познавательно-исследовательская (исследования мордовского костюма);
восприятие художественной литературы и фольклора (чтение стихотворения);
игровая (игра с карточками);
Публикация «Конспект занятия „Красота мордовского костюма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Мордовия
- Мордовский национальный костюм
- Темочки
коммуникативная (общение по поводу особенностей элементов костюма и его украшения);
изобразительная (аппликация,
музыкально-художественная (восприятие народной мелодии, музыкально-ритмические движения).
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности Красота мордовского костюма
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
исследование женского мордовского национального костюма;
беседа об элементах костюма, орнаменте, его украшающем;
беседа о назначении костюма; восприятие фрагментов народной музыки, отображение ее характера в танцевальных движениях;
практическая деятельность детей по созданию народного орнамента.
3. Интеграция образовательных областей
познавательно развитие;
художественно-эстетическоe развитие;
речевое развитие
4. Возрастная группа: подготовительная к школе группа
5. Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности на основе ознакомления детей с бытом и традициями мордовского народа
6. Задачи:
6.1 формировать у детей интерес к изучению особенностей мордовского народного костюма и мордовского фольклора;
6.2 развивать навыки восприятия и последующего использования в собственной речи мордовской лексики (рубаха - панар, головной убор - панга, пояс – каркс, передник – сапоня);
6.3 развивать ритмические движения в процессе освоения детьми элементов мордовского танца;
6.4 формировать представления об элементах мордовского орнамента, в его характерных особенностях;
6.5 совершенствовать композиционные навыки детей в процессе составления узоров по мотивам мордовской вышивки.
7. Планируемые результаты:
7.1 Устойчивый интерес к народному творчеству (костюм, фольклор, музыка).
7.2 Потребность в познавательно-исследовательской деятельности в направлении изучения культуры и быта разных народностей.
7.3 Использование в самостоятельной деятельности приобретенных на занятии знаний (в познавательно-исследовательской деятельности, в сюжетно-ролевой игре, в художественно-эстетической деятельности, в музыкальной деятельности).
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Карта Оренбургской области;
картонные фигурки людей в национальной одежде;
женские мордовские национальные костюмы (взрослый и детский);
музыкальный материал для танцевальных движений;
трафареты костюма;
полоски цветной черной и красной бумаги;
квадраты цветной красной бумаги;
розетки с клеем;
кисточки;
ножницы;
салфетки белого цвета;
видеоролик с отрывком из мультфильма «Гора самоцветов»);
монеты для рефлексии занятия;
картинки с изображением телевизора, платья, ножниц.
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
Рассматривание одежды на иллюстрациях к мордовской сказке «Куй горош»;
слушание мордовской песни «Аринушка»;
рисование «Девочка в русском сарафане»;
знакомство с картой России;
беседа о России и народах проживающих на ее территории.
I. Вводная часть
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Карта Оренбургской области на ковре, фигурки людей в разных национальных костюмах, размещенные по всей территории края. Что перед вами?
Почему в разных территориях карты размещены фигурки, что они означают?
Сколько национальностей в родном краю вы насчитали? Какие костюмы вам хорошо знакомы? А теперь найдите фигурку в мордовском костюме.
Куда мы с вами должны отправиться, чтобы познакомиться с мордовским народом, особенностями костюма, песнями и танцами? Мы можем с вами сейчас отправится в тур, по нашей малой Родине. Хотите? Я с вашего позволения буду экскурсоводом. А может кто- то из вас хочет для нас провести экскурсию? А что интересного ты нам расскажешь, какие книги ты прочитал, какие фильмы посмотрел?
1.2 Мотивация деятельности детей
Я как гид-экскурсовод предлагаю вам следующую программу экскурсии: просмотр фильма в видеозале; посещение выставки праздничного национального костюма; работа в качестве модельера в творческой мастерской «Костюм своими руками». Предлагаю вам пройти со мной в видеозал, посмотреть видеоролик и узнать, о каких народах мы с вами сегодня узнаем много нового и интересного.
(Включается видеоролик с отрывком из мультфильма «Гора самоцветов») - О каких народах говорится в фильме? А в нашей области они проживают?
А про мордву что-нибудь рассказано в фильме? А хотите узнать?
Нам необходимо знать культуру мордовского народа, мы можем ее узнать, т. к. в нашем селе проживают люди такой национальности.
А что у нас по плану экскурсии? (посещение выставки праздничного национального костюма)
Вот там и познакомимся с бытом и традициями мордовского народа.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Познакомиться с основными элементами женского мордовского народного костюма для того, чтобы в дальнейшем самостоятельно проводить экскурсии.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
В нашем селе где мы с вами родились и живем дружно живут люди разных национальностей: мордва, татары, русские. Они вместе работают, празднуют праздники, ходят, друг к другу, в гости.
Какие песни поют? Какие костюмы носят? Где видели?
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм - нарядный, яркий и цветной.
Как называется эта часть костюма? (показывает на костюме)
Это туникообразная рубаха без воротника называется панар. Главным украшение рубахи была очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.
Посмотрите очень красиво расшит подол рубахи, на нем бисер, блестки. Мордовские женщины ткали и вышивали эти рубахи по вечерам после работы.
А эта часть костюма как называется?
Это передник он одевается поверх рубахи. По-мордовски - сапоня.
Чем украшен сапоня? (лентами, вышивкой.)
А это что такое?
Это обязательный атрибут женской одежды- каркс - пояс. Носят пояс чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали каркс медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. На шею женщины одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон.
Поэтому говорила мордовочку, сначала слышно потом видно.
Как вы думаете, как украшали девушки свою голову? (лентами, тесемочками). До замужества мордовские девочки носили простые матерчатые тесемочки, с открытыми волосами. При замужестве волосы женщины прятали и носили специальный головной убор – панга. Традиционным считается мордовский платок, который завязывали высоко на макушке.
Давайте проговорим эти слова.
Как называется рубаха? (Панар).
А как называется пояс который женщины носят на талии? (Каркс).
Какой головной убор носят мордва? (Панга).
Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? Вышивка мордовская, славилась всегда
Может быть понравится? Смотрите вот сюда:
Все узоры разные, черные да красные,
А зеленый след. освежает цвет
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания В прошлые времена девушки сами шили и украшали свою одежду. Интересно, сможем ли мы с вами сегодня быть такими же умелицами и умельцами?
А кто знает, как называют людей, которые придумывают и создают новые модели одежды? (модельеры) Я предлагаю вам побывать в роли модельеров и поработать в творческой мастерской «Костюм своими руками».
Перед вами трафареты костюмов, их необходимо обвести, затем вырезать ножницами и украсить мордовским орнаментом. Какие элементы вы будете использовать в своем узоре? (ромб, крест, квадрат). Давайте вспомним, как мы работаем с ножницами (правила поведения) Предлагаю вам выбрать способ работы: работать стоя, или взять стульчики. Выбирайте понравившийся трафарет и цветные полоски, с которыми вы будете работать. (Деятельность детей) А еще ребята мордва народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивы танцы. Мы с вами учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас давайте все вместе потанцуем под мордовскую мелодию.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
Ребята о чем мы с вами говорили на занятии? Что узнали о костюме?
Что сможем о нем рассказать дома?
Давайте сделаем выставку наших работ и всем гостям, родителям расскажем о мордовских узорах.
Получились ли узоры?
Какие элементы мы с вами использовали в наших работах?
У вас остались хорошие впечатления от нашей экскурсии?
Предлагаю вам взять монетки и положить на ту картинку, которая показывает, чем вам больше всего понравилось сегодня заниматься: смотреть видеофильм, рассматривать одежду или моделировать костюмы.
IV. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
4.1 Изготовление мордовского головного убора
Работа с бисером при создании узоров женского головного убора
4.2 Изготовление мордовской куклы
Работа с тканью при создании куклы одетой в мордовский национальный костюм
4.3 Сочинительство Рифмование мордовских слов
4.4 Посещение концерта «Обильный край благословенный» (национальный блок)
Обмен впечатлениями по поводу концертной программы
4.5 Рисование элементов мордовского узора