Елена Бабарико
Конспект образовательной деятельности «Красота дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: создание условий для восприятия образов художественного пространства посредством расширения представлений детей об архитектуре города
Задачи:
- создавать условия для развития представлений о разнообразии архитектурных построек;
- создавать условия для активизации словарного запаса детей: наличники, подзоры, ставни, причелины, полотенца, плотник, архитектор, резчик, изба, коттедж;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Красота дома“» размещена в разделах
- создавать условия для развития поисковой деятельности детей : анализировать, сравнивать, классифицировать;
- создавать условия для инициирования общения в микрогруппе: слушать друг друга, оценивать свою работу и других детей, представлять свою работу;
- создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей : составлять разные виды орнаментов – геометрический, растительный;
- воспитывать у детей любовь к родному городу и желание заботиться о его красоте.
Предварительная работа: экскурсия по улицам города, рассматривание альбома «Наш город».
Оборудование: мультимедиа, фотографии домов и зданий.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
- Ребята, вы бывали в городе сразу в нескольких местах?
- Предлагаю превратиться в осенний листочек и отправиться на прогулку, где мы сможем оказаться в разных уголках нашего города.
Основная часть (поисково-исследовательская деятельность)
«Дома городские» Слайд – шоу, фотографии архитектурных сооружений
- Ребята, что мы с вами видим?
- Если вы узнали, где мы находимся, то назовите.
- Какие дома здесь находятся?
- Все построенные здания называют архитектурными сооружениями.
- Как вы думаете, почему?
- Архитектора – это искусство сооружения зданий. Архитектор – человек, который создает архитектурные сооружения.
Дома городские
Большие и важные:
Многоэтажные,
Многооконные.
Есть в новостройках
Дома – близнецы.
В старых районах
Увидишь дворцы,
Зданья музеев,
Театров, соборов,
Просто жилые,
Приятные взору.
Одноэтажные, двухэтажные дома
- А ветер не стоит на месте, он всё летит по нашему городу. (Пластический этюд «Ветерок»)
- Где мы оказались? (Слайд – шоу, фотографии дома – деревянного, коттеджа, избы)
- Ребята, какие дома мы в нашем городе мы видим чаще? - В нашем городе есть районы, где нет многоэтажных домов
- Посмотрите на дома, чем они отличаются?
- Что их объединяет?
- Все эти здания приносят пользу людям, построены из прочных материалов и радуют глаз.
- Из каких материалов они построены?
Дом, изба
- Раньше, когда наш город только строился, дома были все деревянными, и называли их избами.
- Предлагаю вам рассмотреть, из чего и как строили дома. Разделитесь на две группы. (Фотографии)
Представление детей
- Раньше в народе говорили «Дом построить – не шапку на голову надеть», почему?
(Строили избы плотники. Инструментами – топорами, пилами. Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть, избы ставили из сосновых или ёловых брёвен)
- Избы ставили большие. Как вы думает, почему? (В семьях было много детей, жили несколькими поколениями)
- Давайте рассмотрим два дома, какие части есть у каждого из домов? (Фотографии. Работа в микрогруппах)
Представление детей
Рассматривание деревянного дома на слайд - шоу
- Два ската крыши сверху соединялись бревном. Что вам напоминает крыша? (Скаты крыши напоминали крылья. Конь, птица – знак устремления, полёта, поэтому на конце крыши выстругивали голову коня или птицу)
- Раньше дом, избу сравнивали с лицом человека. Лицо у дома - это фасад. Лобную часть лица называли челом, поэтому верхнюю частью фасада называли «причелины»
- Украшали дом резными полотенцами. Подзоры оберегали дом от дождя и снега.
- С чем можно сравнить окна?
- Раньше глаза называли «око», «очи» и поэтому у дома - окна.
- Как называют - эту часть окна? (Наличники)
- Для чего они нужны? (Ставни)
- А как называют – эти части окна?
- Как вы думаете, для чего они нужны?
( С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – хозяева дома, или встали, а закрыты – значит, еще спят или куда-то ушли)
- Рассмотрите эту часть дома. Что это? (Крыльцо)
- С чем можно его сравнить? (С распахнутыми руками)
- Почему? (Оно связывает его с улицей, с соседями, гостями)
- Как правило, на боковом южном фасаде дома ставили крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Все крыльцо украшалось резными подзорами. На крыльцо вели ступеньки.
«Красна изба»
- Предлагаю еще раз рассмотреть дома, каждый из которых по-своему и красив, и необычен, найти детали, которые украшают эти дома. (Работа в микрогруппах группах)
Представление детей
Украшение дома, орнаменты
- Ребята, можем ли мы, посмотрев на дом, определить, какой хозяин здесь живет: заботливый или нет?
- Заботливый хозяин делает всё, чтобы дом был красивым как внутри, так и снаружи. И украшали дома деревянной резьбой.
- Посмотрите, какие орнаменты используют мастера. (Геометрический и растительный)
- Мастера, которые украшают резными узорами дома или избы, называют резчиками по дереву. Одни мастера вырезают узор, другие прорезают.
- Предлагаю вам стать резчиками по дереву и украсить дома резными деталями.
(Дети делают аппликацию и представляют свои работы)
3. Заключительная часть
- Весенний ветерок утих и вернулся домой.
- Ребята, где был ветерок, что он нового узнал?
- Ребята, а вы в каком доме хотите жить: в многоэтажном, коттедже, в деревянном доме или в избе?
- Почему?
- В каком доме вы будете жить, зависит от вас. В каком городе вы будете жить, тоже зависит от вас. Вы – настоящие и будущие жители нашего города. И какой город будет: красивый, современный или грязный и неухоженный, зависит от всех нас, от взрослых и детей. Желаю вам уметь видеть красоту нашего города, своей улицы, домов, фонтанов, фонарей, скульптур, беречь её.