Ковалева Наталья Петровна
Краеведение как средство воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи краеведческой работы в ДОУ
Цель – воспитание у детей любви к родному поселку на основе ознакомления с его историей, природой, культурой и достопримечательностями и знаменитыми людьми.
ФГОС ДО в содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определяет основные задачи по организации образовательного процесса в направлении краеведения.
Формы и методы краеведческой работы
Публикация «Краеведение как средство воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания.
Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции:
чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;
просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения;
рассматривание книг, слушание историй, рисование и конструирование;
рассказывание детям сюжетных истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций;
использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади);
участие в играх «город-мечта» (что могло бы здесь находиться и происходить);
использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов.
Данное содержание успешно интегрируется со всеми образовательными областями развития дошкольника :
• участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по поселку обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
• обсуждение с детьми правил безопасного поведения в поселке «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице поселка» и др.);
• участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в поселке);
• развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
• рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение поселка к праздникам и пр.);
• участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт поселка, составление маршрутов экскурсий и прогулок по поселку; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
• обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей;
• участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в поселке (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).