Анифе Билялова
Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Горы Крыма»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Медведевский детский сад «Солнышко» Джанкойский район Республика Крым
в старшей группе
Воспитатель:Билялова А. Р.
2022г.
Конспект НОД по краеведению в старшей группе «Горы Крыма»
Цель:
Публикация «Конспект занятия по краеведению в старшей группе „Горы Крыма“» размещена в разделах
- Горы. Знакомим детей с горами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Мой край, мой город. Краеведение
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
-расширять, обогащать, углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме;
- сформировать представления о Крымских горах и пещерах;
- закрепить знания легенд Крыма;
- закрепить правила поведения в природе, пещере;
- развивать связную речь детей, учить правильно строить предложения, использовать в речи эпитеты;
- создать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять;
- воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к природе.
Оборудование: ноутбук, проектор, слайды
Ход НОД
Дети стоят полукругом, приветствуют гостей.
Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать с чтения стихотворения. Послушайте внимательно.
С добрым утром, мир хрустальный!
Солнце! Горы! Море! Лес!
С добрым утром, чайки, пальмы,
Кипарисы до небес!
Уведёт меня тропинка
К водопаду за горой.
В каждой встреченной травинке
Вижу свет земли родной.
Соберу букет из красок,
Чтобы вам стихом моим
Рассказать, как он прекрасен —
Милый, щедрый, добрый Крым!
Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется край, в котором мы живем, наша Родина?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мир, в котором ты живёшь, необыкновенно интересен и загадочен. Твой путь в нем только начинается, и тебе предстоит узнать много нового. Кто знает, может быть, когда-нибудь ты сам станешь открывателем тайн и загадок, которые хранит наша планета.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вам интересно куда мы отправимся?
Ответы детей
Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие по нашему любимому Крыму. Это одно из самых красивейших мест на нашей планете. Со словом Крым люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие краски великолепной природы. Здесь есть всё : высокие горы, ласковое море, степи, холмы и леса.
Физминутка
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
плечи поднять
Воспитатель: По Черному морю мы уже с вами путешествовали, а сегодня отправимся в Крымские горы.
Наша планета не везде ровная и гладкая. Вы это сами видели, когда катались на санках с горок. Только эти горки маленькие. А есть и большие, просто огромные не горки, а горы. Их на земле много.
Многие люди любят путешествовать по горам. Одни взбираются на вершины с рюкзаками и палатками. Их называют горными туристами. Другие покоряют неприступные скалы и ледники со специальным снаряжением. Это альпинисты. А еще в горах можно кататься на горных лыжах и сноубордах Дидактическое упражнение «Горы какие?»(Высокие, дивные,сказочные,красивые, заманчивые, волшебные, чудесные.)
Воспитатель: Какие горы Крыма вы знаете? Ответы детей
Воспитатель: А сейчас о некоторых горах поговорим немного подробнее. Показ слайда горы «Ай-Петри». Ай-Петри самая красивая гора Крыма, символ Южного берега. Она характеризуется отвесными скальными стенами, где-то ступенчатыми, но все труднодоступные. Поэтому эту гору любят покорять альпинисты. Северный склон более пологий, покрыт лесом. Ай-Петри защищает побережье от холодных северных ветров
Показ слайда Медведь-гора
И грудь косматую свою
Вглубь погрузил отрады полный.
И замер там, с тех пор его
Ласкают моря волны.
- О чем это стихотворение? Ответы детей:(О Медведь-горе).
Воспитатель: Как по другому называется Медведь-гора? Ответы детей:(Аю-Даг).
Воспитатель :Об этой горе даже легенды слагали. Помните красивую и немного грустную легенду о маленькой девочке, которую, прибило обломками корабля к берегу?
(Пересказ легенды)
Лежит себе Медведь-гора,
Нос прикрывает лапой
А рядом ходит детвора –
Не страшен косолапый!
Не станет ведь гора реветь,
Хоть и зовут ее – Медведь!
Показ слайда горы Роман-Кош.
- Как называется гора? Что вы о ней можете сказать? Ответы детей
Воспитатель: Роман-Кош – наивысшая точка Крыма. Вершина Роман-Кош – это «несостоявшийся» вулкан, у которого пологие склоны и подъемы. Через эту местность в древности проходил довольно крупный торговый путь. В переводе Роман-Кош – это «дух гор». Расположена гора недалеко от п. Гурзуф, напротив вершины горы Аю-Даг.
Существует поверье, что где-то на вершине спрятан клад с древними сокровищами, и что на пути к Роман-Кош можно увидеть серебряного оленя, встреча с которым подарит счастье и везение.
Физминутка
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Показ слайда горы «Кара-Даг».
Воспитатель: Кара-Даг – в переводе «Черная гора», много лет тому назад он был вулканом, потом развалился до основания. А на том месте поднялись к небу новые утесы, зубчатые хребты, причудливой формы скалы, напоминающие диких зверей. И сейчас люди ходят по берегу, собирают разноцветные камешки, здесь можно найти много драгоценных камней.
Показ слайда горы «Демирджи».
Воспитатель: Склоны горы Демерджи усеяны причудливыми каменными изваяниями, напоминающими не то людей, не то фантастических животных, диковинных птиц, но чаще всего башни, колонны, столбы, грибы. В вечернее или ночное время фигуры поражают своими фантастическими очертаниями. Поэтому этот склон Демерджи называют Долиной Привидений. Подобных каменных «привидений» здесь более сотни. С южной стороны горы одна из фигур выветривания напоминает женскую голову. Еще Демерджи называют гора Кузнец. Почему?
Какую легенду вы знаете? Ответы детей:
«Хотите к морю? На песочке ляжем
Весь долгожданный отпуск пролежим.
Но Крым неповторим не только пляжем,
Пещерами наш Крым неповторим.
Войдем через подземные ворота
В мир каменных деревьев и зверей
Где вспыхнет звезд небесных позолота
На скальном своде, в свете фонарей.»
Показ слайда «Мраморные пещеры»
Воспитатель: Славятся Мраморная пещера своими карстовыми полостями, которые удивительны своими сталактитами и стагламитами. Они напоминают сияющие заросли деревьев, каменные цветы. Пещеры образуются очень длительное время и их части, компоненты очень ранимы, они не могут восстанавливаться. Поэтому нам необходимо строго соблюдать правила поведения в пещерах, чтобы сохранять эти памятники природы.
Показ слайда «Красная пещера»
Воспитатель: Самая длинная по протяженности из пещер Крыма – Красная или Кизил-Коба. Названа так, благодаря тому, что образована из красного известняка. Особое зрелище представляет протекающая по пещере река Су-Учхан, которая образует озера и разнообразные водопады
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете правила поведения на природе. А как вы думаете, какие правила поведения необходимо соблюдать в пещере?
Ответы детей: -Не бросать мусор, ничего не бросать в подземные реки, озера;
-не отходить далеко от взрослых, соблюдать рекомендации экскурсовода;
-не трогать стены руками, ничего не писать на стенах, не бить по стенам;
-не бегать, не кричать;
-не разжигать костер;
-ничего нельзя выносить из пещеры - плохая примета;
-не трогать, не мешать спать летучим мышам;
-не засовывать руки, ноги, голову в различные расщелины;
-ходить строго по огороженным тропам;
Ребята,давайте мы ещё раз вспомним, о чём шла речь на нашем занятии.
Что нового мы узнали? Что вам было интересно больше всего?
Хотели бы с родителями попутешествовать по Крыму? И занятие наше я хочу закончить словами известного русского писателя Михаила Пришвина: «Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину!»