Нина Михайловна Жаворонкова
Конспект занятия «Космическое путешествие»
▼ Скачать +Заказ
Цель:
Уточнять и обобщать знания детей о космосе, учить воплощать увиденное в рисунках (планеты Солнечной системы, Солнце, кометы, звезды, неизвестные планеты).
Продолжать учить рисовать, используя нетрадиционные методы и приемы. Создать условия для творческого развития детей.
Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности.
Воспитывать интерес к космосу, к работе с нетрадиционным материалом.
Материал.
Публикация «Конспект занятия „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Панно 2х1,5 м ( на черном фоне изображены: Солнце в середине, девять планет (с надписями) вокруг Солнца; белым цветом нарисованы звезды: ближние – приемом «штампика», подальше – пальцем, далеко – путем «набрызга»). Кометы нарисованы способом «дутья на каплю» и вырезаны. Звезды свисают. Иллюминаторы (три) подвешены на нитках на уровне глаз детей. Разборный космический корабль, план его сборки. Клеенка большого размера, на которой располагается весь изобразительный материал: гуашь (одна коробка на двух детей); палитры, кисти, зубные щетки, ножницы, четверть альбомного листа, белые кружки (диаметр 6-8 см) на каждого ребенка; бумага, тонированная методом монотипии и разрезанная на квадратики разного размера (для вырезания неизвестных планет). Ведра с водой, тряпочки. Черные листы (30х30 см) на каждого ребенка. Подборка музыкального сопровождения («Земляне», космическая музыка «Спейс», «Утренняя гимнастика» В. Высоцкого, релаксационная мелодия). Стулья (по количеству участников) расставлены полукругом.
Предварительная работа.
Подборка и выставка (в группах) литературы, иллюстраций о космосе, проведение познавательных занятий, бесед по космической тематике, лепка «Космодрома» с использованием бросового материала.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, вспомните, пожалуйста, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики.) Верно. Тайны космоса, звезд, планет притягивают человека с давних времен. А кто-нибудь из вас мечтает побывать в космосе? (Ответы.)
Если в космос вы хотите,
Значит, скоро полетите.
Самым смелым будет наш
Веселый, дружный экипаж.
Давайте поиграем. Сначала вспомним, что необходимо подготовить для полета в космос. (Ответы.)
Раз мы собираемся в полет – строить надо… звездолет.
Правильно. А строить мы будем по этому проекту.
(Дети начинают строить, педагог контролирует их действия, при затруднениях оказывает помощь.)
Чтоб ракетой управлять,
Нужно сильным, смелым стать.
Слабых в космос не берут :
Ведь полет – нелегкий труд!
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
Физкультминутка «Утренняя гимнастика» (сл. и муз. В. Высоцкого).
Воспитатель.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
Пройдите в салон корабля, садитесь в космическое кресло. Необходимо пристегнуть ремни.
Звездолет, звездолет
Отправляется в полет.
Пять, четыре, три, два, один…
(Аудиозапись шума взлетающей ракеты.) во время запуска нас будет немного трясти, пока мы не пройдем плотные слои атмосферы. (Дети имитируют тряску).
Это ненадолго, скоро наш корабль войдет в спокойный режим полета (тряска прекращается, звучит аудиозапись «Трава у дома», сл. А. Поперечного, муз. В. Мигули).
Мы вошли в спокойный режим полета. Пока команда «Расстегнуть ремни!» не дана, хочу вам сказать, что я взяла все необходимое (показывает заранее приготовленный материал, чтобы мы смогли зарисовать то, что увидим, и по возвращении на Землю показать и рассказать о нашем путешествии. Во время полета мы с вами можем передвигаться по нашему кораблю. Пора расстегнуть ремни. (Предлагает подойти к иллюминатору и взглянуть на красоту за бортом.) что вы видите? (Ответы) Что вы знаете о Солнце? (Ответы.) Давайте зарисуем эту большую звезду. (Дети подходят к черным листам, педагог уточняет цвет Солнца (теплые краски) и показывает, как его можно изобразить.) Где нарисуем Солнце? Правильно, в центре. Наносим немного теплых красок на середину листа, затем сверху накрываем его чистым листом бумаги и прижимаем, можно даже немного разгладить. Снимаем лист… и засветило Солнце. (Под музыкальное сопровождение дети изображают Солнце.) Давайте еще раз подойдем к иллюминаторам и посмотрим: что еще интересного в космосе? Обратите внимание на звезды на ночном небе. Удивительно, какие они разные: большие, яркие и маленькие, похожие на горошинки. Посмотрите во-о-он на те мелкие скопления звезд. Что они вам напоминают? (Ответы) А мне они напоминают рассыпанные драгоценности. Кто мне скажет, почему звезды так отличаются друг от друга (Ответы) Правильно, звезды, которые ближе к нам, кажутся больше, а с удалением от нас они зрительно уменьшаются. Предлагаю запечатлеть в рисунках увиденные нами звезды. А как можно быстро нарисовать близкие к нам звезды? (Ответы. Показывает звездочку-штампик с прикрепленным сверху куском липучки).
Наносим кисточкой краску на звезду (можно выложить немного краски на лист и макнуть в нее звездочкой) и оставляем отпечаток. (Под музыкальное сопровождение на космическую тему дети рисуют звездное небо.)
На что похожи звезды подальше? На горошинки. А чем можно рисовать их? (Ответы.) Правильно, пальцем. (Рисуют.) Вот мы и дошли до звездных скоплений. Как же мы будем рисовать? (Ответы.) Предлагаю тихонечко постучать указательным пальцем по кисточке, держа ее над местом скопления. А можно, как вы предложили, с помощью щетки. Этот прием вы знаете. (Под музыкальное сопровождение дети приступают к работе.)
Давайте снова подойдем к иллюминаторам. Что же мы еще там видим? Солнце нарисовали, звезды тоже… Еще мы видим планеты. Сколько планет вращается вокруг Солнца? (Ответы.) Верно, девять. Вспомните их название. (Ответы.)
Предлагаю нарисовать понравившуюся планету. Посмотрите, как я буду это делать: выбираю краски, которые нужны мне для моей планеты. (Берем строительную глазурованную плитку или обработанное стекло. Наносим на середину нужные цвета рядом друг с другом; возможно малое вкрапление цвета в цвет; сверху накладываем заранее заготовленный белый кружок, прижимаем. Снимаем, немного протянув кружком по плитке в любую сторону. Наносим немного капель клея на бумажный круг и приклеиваем его на лист, слегка прижав.)
Выбирайте свою цветовую гамму для планеты и рисуйте. (Выполняют) Может, кто нибудь из вас, когда вырастет, станет астрономом, откроет новую планету. А сейчас я предлагаю вам вырезать неизвестную планету (одну – три, из цветных листочков квадратной формы разного размера, окрашенных приемом монотипии). Вспомним форму планеты? (Круглая.) Как получить из квадрата круг? (Округлить углы.)
Пока дети вырезают и наклеивают планеты, воспитатель незаметно прикрепляет к панно несколько комет (нарисованы способом «выдувания капли»).
Воспитатель.
Дети, а что это за летающие объекты появились за бортом? (Ответы.) Верно, это кометы. А что это у кометы сзади? (Хвост). Какой причудливой он формы! Что хвост вам напоминает? (Ответы.)
Нам просто необходимо зарисовать комету. Назовем округлую часть кометы телом. Его нарисовать просто: капнем краской на то место, где комета будет пролетать. А как нарисовать хвост? (Ответы.)
Нам понадобятся наши легкие… Для чего, как вы думаете? Правильно, чтобы подуть на нашу каплю. Будем дуть на нее с одной стороны, в зависимости от того, в какую сторону летит комета (показывает). Лист можно повернуть и приподнять, а можно, не поднимая, повернуть, лечь на живот и подуть на свою капельку. Если вы хотите, чтобы хвост был длиннее, добавьте немного краски на него и еще раз подуйте. (Под музыкальное сопровождение дети приступают к работе.)
Дорогие космонавты! Наше путешествие подходит к концу, запас горючего на исходе. Мы с вами очень хорошо потрудились, столько всего зарисовали. «Пристегнуть ремни!». Пошел отсчет (дети помогают) : пять, четыре, три, два, один… (звучит сопровождение).
Просьба не вставать со своих мест до полной остановки двигателя. Наше путешествие окончено. Можно расстегнуть ремни. Понравилось вам наше путешествие? Что запомнилось? А какие были трудности? Может, вам было нелегко с чем-то справиться? (Ответы).
Я благодарю экипаж. До новых космических путешествий!