Ольга Сердюк
Конспект занятия «Космические превращения»
▼ Скачать
Конспект занятия
Цель:
Уточнить и расширить знания детей о воде.
Задачи:
Познание:
Формировать у детей элементарные знания о воде, ее свойствах, круговороте воды в природе. Развивать познавательную деятельность путём включения в мыслительные действия через логические задачи, опыты с водой, используя наглядные средства, методы ТРИЗа. Закрепить порядковый счёт до 10.
Социализация:
Побуждать и поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
Коммуникация:
Публикация «Конспект занятия „Космические превращения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Пополнять и активизировать словарный запас детей: «круговорот воды», «испарение», «пресная вода»
Художественное творчество:
Закрепить умение рисовать схемы человека.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихотворений о воде, инее, дожде, снеге. Игры: «Ручеёк», «Мы - капельки».
Материал: карточки - пропуски, схема с изображением круговорота воды в природе, очищенный апельсин, оборудование для проведения опытов: 2 стакана с водой,1 мерная ложка, розетки с морской солью, схемы проведения опыта на каждого ребенка, 3х-литровая банка с водой, стакан с водой, поваренная, термос, зеркало; презентация «Космические превращения», сказка «Путешествие капельки».
Ход игры-экспериментирования:
Сегодня мы начинаем подготовку к кругосветному путешествию.
Кто бы хотел принять участие в полете вокруг земли?
У меня есть карточки-пропуски, которые помогут нам пройти на территорию космодрома, сейчас вы их получите (раздаю карточки)
Те дети кому попалась карточка с изображением атлета пойдут готовиться к полету в тренажерный зал, а кому попалась карточка с ракетой, будут готовиться сейчас (дети делятся на подгруппы).
А на чем мы с вами полетим? (самолет, ракета, ковер-самолет, звездолет и др.). Мы полетим на ракете. Вы уверены, что наша ракета взлетит? (да, нет). Полет ракеты необходимо заранее рассчитать. Ошибка в расчетах может привести к катастрофе или к срыву полета.
Я предлагаю решить расчетные задачи:
1. У ракеты работает 2 двигателя. Во время полёта включились ещё 2 двигателя. Сколько двигателей работает(4)
2. На сеанс связи с Землей у радиста уходит 1 минута. Сколько сеансов связи может провести радист за 3 минуты? (3).
3. Полет происходит на шестой день недели. Какой это день? (суббота).
Ответы верные. Все готово. Прошу всех занять места, (дети садятся на стульчики). Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. Внимание! До старта осталось 10 секунд, ( дети хором считают: 9,8,7,6,5,4,3,2,1, Старт).
Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша земля из космоса (на экране презентация «Космические превращения»)
Что такое Земля? (планета, шар и др.).
Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды, она занимает большую часть планеты).
Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей.
Как вы думаете, это много или мало? (много).
У меня в руке апельсин. Представьте, что это наша планета. Четвертая его часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете? (много).
На борту нашего космического корабля есть лаборатория (приглашаю детей).
Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах?
Хотите узнать? (да).
(Предлагаю по схеме самостоятельно проделать опыт, а затем попробовать воду из стаканчика).
Что вы скажите о воде? (ответы детей)
Какая она на вкус? (горькая, соленая, невкусная).
Можно ее пить? Готовить на ней пищу? (нет).
А теперь попробуйте эту воду (предлагаю чистую воду).
Какая она на вкус? (Несоленая, вкусная, чистая).
Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. А в пищу, мы употребляем поваренную соль (показываю - дети сравнивают)
А теперь вы все превратитесь в маленьких человечков и покажите, как соль растворяется в воде. (метод ТРИЗа-эмпатия).
Ребята, посмотрите сюда - в банке (3л) вода. Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а в стакане (1\2часть) - это вода, которую можно употреблять человеку.
Так много или мало пресной воды на земле? (мало). Поэтому надо воду беречь?
Ребята, послушайте сказку «Путешествие капельки»
Я – Капелька, жидкий человечек, жила в голубом озере со своими сестричками и братиками жидкими человечками. Выглянуло ласковое солнышко и стало пригревать. И со мной что-то стало происходить. Я становилась все легче и легче, стала подниматься вверх. Все мои братья и сестры - капельки стали тоже подниматься вверх и превращаться в невидимый прозрачный пар. Это мы превратились в лёгких газообразных человечков. Этот тёплый пар поднимался всё выше над Землёй. А там, на высоте очень холодно. Тёплый пар встретился с холодным воздухом и снова превратился в маленькие капельки воды. Мы опять стали жидкими человечками. Но нам так не хотелось обратно на землю, ведь сверху видно все. Вот мы и собрались в большое облако, таких облаков очень много.
Ветер подхватил облака и разнёс их по свету. Случается так, что в тучу собирается очень много капелек, и нам становится тяжело и тесно, и тогда выпадает весной, летом, осенью дождь, а зимой снег. Такое явление называется «круговорот воды в природе» (показываю схему круговорота воды в природе).
На нашем корабле есть спортивный зал, и я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру «Капельки».
Прошу занять свои места. Сейчас мы пролетаем над Антарктидой. (показ слайда)
Какая там погода?
Почему холодно?
Какие бывают осадки? (ответы детей).
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу становились легкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший пар. Только весной, летом, осенью он превращается в капельки дождя, а зимой - в снежинки.
А сейчас я приглашаю вас опять пройти в лабораторию, где мы проведём опыт.
«Образование пара и превращение его в капли воды»
(наливаю в стакан кипящую воду – дети наблюдают поднимающийся над ним пар, затем кладу на стакан стекло - пар оседает на стекле, когда поднимаю стекло с него стекают капельки воды).
Дети, что такое пар? (пар - это капельки воды).
А как вы думаете, какие человечки живут в паре? (газообразные)
Покажите нам, какие они? (дети изображают маленьких человечков)
Правильно вы показали, газообразные человечки двигаются, они очень подвижные. Я предлагаю вам зарисовать как жидкие человечки превращаются в твёрдые и наоборот, из твёрдых человечков превращаются в жидкие. (дети рисуют схемы человечков).
Молодцы, справились с заданием.
А нам пора возвращаться на землю.
Расчетное время полета подходит к концу. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10!
Полет закончен. С благополучным возвращением на родную землю! Мы с вами путешествовали очень недолго, но много успели увидеть и узнать. Если вам было интересно и все понятно то хлопните один раз в ладоши, если вы что то не поняли, или сомневаетесь, что сделали что- то не правильно, то топните ногой. (Самооценка работы детей)