Александра Чернецкая
Коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере
▼ Скачать +Заказ
Занятие 1. Знакомство. Педагог – психолог предлагает ребятам познакомиться. Педагог бросает каждому ребенку по очереди мячик и просит назвать свое имя.
После знакомства с группой все участники садятся за круглый стол. Педагог предлагает сочинить вместе сказку. Для этого используется сказка «Теремок» в виде матрешки. Каждому ребенку определяется герой и ребята по очереди должны составить связный рассказ.
Публикация «Коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Следующим этапом мы знакомимся с эмоциями. Перед зеркалом ребята по очереди показывают эмоции, которые они испытывают в различных ситуациях. Педагог – психолог показывает и рассказывает о тех эмоциях, которых дети не назвали. В конце занятия проводится игра «Разговор с рукой». (Шевцова И. В.)
Цель: Научить детей контролировать свои действия.
Ребенку предлагают обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем «оживляем» ладошки - нарисуем им глазки, ротик, раскрасим цветными карандашами пальчики.
После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с активными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия через заранее оговоренный промежуток времени, необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Занятие 2. Приветствие: "Здравствуй, друг!"
Дети стоят в кругу, психолог достает коробочку и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках карточка с животным (либо мама, либо детеныш). Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.
Здравствуй друг! (рукопожатие)
Как ты тут? (похлопывание по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за мочку ушка)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимают друг друга).
Педагог – психолог просит ребят сесть за стол и вспомнить, какие эмоции они узнали на прошлом занятии. Ребята показывают и рассказывают про эмоции.
Для детей с нарушениями поведения очень важно развивать внимание и умение владеть собой. Игра «Сделай так» (Черепанова Г. Д.) На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них.
Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете, изображать человечков на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т. д.
На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога.
Игру можно повторить несколько раз.
Для развития мышечного контроля проводим игру «Археология»
Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кист руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
Ритуал прощания «Большое доброе животное». Все встают в круг, держась за руки. Педагог говорит ребятам, что вместе мы одно большое доброе животное. Все прислушиваются к его дыханию. На вдох шаг вперед, на выдох – назад. Далее все прислушиваются к биению сердца животного. На один стук два шага вперед, на второй – два назад.
Занятие 3. Приветствие: "Здравствуй, друг!"
Дети стоят в кругу, психолог достает коробочку и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках карточка с животным (либо мама, либо детеныш). Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.
Здравствуй друг! (рукопожатие)
Как ты тут? (похлопывание по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за мочку ушка)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимают друг друга).
Игра на развитие скорости реакций и моторной ловкости «Услышь свое имя». Играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться в круг и поймать мяч. Выигрывает тот, кто большее число раз поймал мяч.
Для развития умения концентрировать внимание на деталях проводим игру «Что нового».
Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди ходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.
Прощание «Большое доброе животное» (см. занятие 2).
Занятие 4. Приветствие. У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет»).
В целях развития двигательной активности и воспитания умения сдерживаться проводим игру «Крокодил в болоте». На ковре раскладываем «кочки» (вырезанные из картона геометрические фигуры). Дети ловят крокодила (педагог – психолог, молча и как можно тише прыгая с кочки на кочку. Крокодил ловит тех, кто шумит.
Сидя за столом, проводим игру «Говори».
Цель: Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) «Говори!». «Какого цвета у нас в группе потолок?». «Говори». «Какой сегодня день недели?». «Говори». «Сколько будет два плюс три» и т. д.
Рефлексия «Радуга». Ребята закрывают глаза и пытаются представить перед собой радугу. Затем мысленно передвигаемся по радуге, как по лестнице, при этом каждый вдох – это шаг.
Занятие 5. Приветствие. У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет»).
«Маленькое привидение»
Цель: Научить, в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.
Содержание: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук,У”. Если буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
С целью снятия эмоционального напряжения предлагаем детям игру «Волшебные шарики» (Павлов Я. А.)
Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик - «болик» — и дает инструкции: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнению.
Рефлексия «Радуга». Ребята закрывают глаза и пытаются представить перед собой радугу. Затем мысленно передвигаемся по радуге, как по лестнице, при этом каждый вдох – это шаг.
Занятие 6. Приветствие: "Здравствуй, друг!"
Дети стоят в кругу, психолог достает коробочку и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках карточка с животным (либо мама, либо детеныш). Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.
Здравствуй друг! (рукопожатие)
Как ты тут? (похлопывание по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за мочку ушка)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимают друг друга).
Детям необходимо развивать умение слушать и концентрировать внимание, а так же важно уметь высвобождать энергию. Для этого мы проводим игру «Мирные» и «Воинственные». Все дети выбирают себе музыкальный инструмент. Те, кто выбрал тихо звучащие – племя «мирных», а кто выбрал громкие – «воинственные». По легенде племена живут на разных берегах и могут общаться только посредством звука музыкальных инструментов. Дети могут сопровождать исполнение танцами. Через некоторое время предложим ребятам поменяться музыкальными инструментами. Это хорошая возможность попробовать разные стили поведения.
«Менялки игрушек» (Карпова Е. В., Лютова Е. К.) Эта игра учит взаимодействовать с окружающими при помощи вербальных, но и невербальных средств, например, осуществлять контакт глаз. Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, сколько попыток дается ведущему для отгадывания.
Рефлексия Что больше всего понравилось на занятии? Какие возникли трудности?
Занятие 7. Дети и психолог приветствуют друг друга, передавая привет пожатием руки по кругу.
Для развития коммуникативных навыков, доверия, эмпатии и моторной ловкости предлагаем ребятам сыграть в игру «Старенькая бабушка». Дети разбиваются на две команды – бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам завязывают глаза, так как они очень старенькие и ничего не видят и не слышат, но им непременно надо попасть в больницу. Задача «молодых» перевести «старичков» через дорогу с оживленным движением.
«Мысленная картинка» (активизация воображения). Дети закрывают глаза, вслушаться в тихую музыку и пробуют придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.