Алина Голубева
Коррекционно-развивающие игры с использованием картинок-пиктограмм и алгоритмов-тренажеров в работе по автоматизации
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно- развивающие игры с использованием картинок-пиктограмм и алгоритмов-тренажеров в работе логопеда по автоматизации звуков у дошкольников с ОВЗ.
Подготовила учитель-логопед
МАДОУ МО г. Краснодар
«Центр- детский сад 118»»
Голубева А. Д.
Всё в жизни важно для ребят –
Письмо и чтенье, рисованье.
Но если плохо говорят,
Тогда напрасны все старанья!
Публикация «Коррекционно-развивающие игры с использованием картинок-пиктограмм и алгоритмов-тренажеров в работе по автоматизации» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый учитель-логопед.
Организуя коррекционно - развивающую деятельность с детьми по автоматизации звуков стараюсь продумывать форму проведения занятий, используя разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Конечно использую разнообразные игры, делающих логопедическое воздействие более эффективным и успешным. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с ОВЗ, я меняю в течение занятия виды деятельности и наглядность.
В моем арсенале достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических пособий для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребё нка в увлекательную игру:
- «Накорми Жабу - жадину»;
- «Логопедическая ромашка»;
- «Веселая рыбалка»;
- «Сказочная песочница», «Сокровища»;
- «Речевые дорожка», «Кнопочки»;
- «Веселые шарики»;
- «Станция звуков» и т. д.
Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.
В поисках новых идей для своей логопедической копилки, я встретила «Логопедический альбом для коррекции всех компонентов речи» под редакцией Адаменко Тамары Васильевны, Тереховой Елены Анатольевны.
В "Логопедическом альбоме" представлены упражнения в виде карточек-пиктограмм, логопедические закладки-подсказки, логопедические игры-ходилки, разрезные карточки картинки по всем лексическим темам. Особенность "Логопедического альбома" в том, что часто используемые нами - логопедами упражнения обозначены пиктограммами (картинками). Для ребёнка пиктограмма - простая инструкция по выполнению упражнений. А для логопеда - экономия времени на объяснения. Более того, современным детям всё сложнее воспринимать информацию на слух - материал усваивается лучше, если есть возможность увидеть и потрогать. В альбоме есть большие пиктограммы, которые показывает логопед, и их уменьшенные копии (в виде закладок) - для индивидуальной работы. На начальном этапе нужно познакомить детей с большими пиктограммами, которые разделены на пять блоков. Картинками-пиктограммами обозначены игровые упражнения, наиболее часто используемые логопедами в работе с детьми. На пример пиктограмма «Многоножка» была придумана для работы над понятием «один-много» (опора на слуховую и зрительную ассоциацию). В слове многоножка ясно слышится слово много, напоминая о том, что оно должно присутствовать в ответе. (Показ нескольких пиктограмм). Аналогичные алгоритмы – тренажеры весть уменьшенном варианте. Они выглядят, как закладки для книг (рабочих тетрадей) и поэтому получили название «логопедические закладки». Например при автоматизации звука «Ш» подбираются картинки и ребенок двигая цветную прищепку по «закладке» самостоятельно выполняет задание, соответствующее пиктограмме : ШАПКА, ШАПКА, ШАПКА; ШАПОЧКА; ДВЕ ШАПКИ; ОДНА ШАПКА, ДВЕ ШАПКИ, ТРИ ШАПКИ и так до 5; ШАПКА-ШАПКИ; МНОГО ШАПОК; МАМА КУПИЛА МНЕ НОВУЮ ШАПКУ.
Игры с применением пиктограмм и логопедических закладок помогут на любом этапе логопедической работы : автоматизация и дифференциация поставленных звуков, расширение словарного запаса по лексическим темам, словоизменение и словообразование, овладение навыками звукового анализа и синтеза и др. Эти игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.
Мною были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы с применением этих пособий. Играя в игру «Умный волчок», я постепенно знакомила детей с игровыми упражнениями и пиктограммами, их обозначениями, объясняя принцип выбора картинки. Сейчас, когда дети познакомились с пиктограммами, мне нет необходимости объяснять задачи игровых упражнений. Дети самостоятельно выполняют задания, а мне остается только контролировать правильность произношения автоматизируемых звуков.
В игре «Веселые дорожки» речевой материал по автоматизации звуков подбирается с учетом изучаемой лексической темы, что так же решает задачу активизаци словарного запаса.
На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов поэтому я меняю в течение занятия виды деятельности и наглядность, включая так- же игры – бродилки из данного пособия и сделанные мною самостоятельно. Например, чтобы поиграть в «сказочную песочницу», нужно провести рыцаря к принцессе, называя правильно слова на картинках в игре-бродилке и выполнить задания на пиктограммах, которые встречаются на пути.
Главным достоинством данной мобильной многомодульной системы является многофунциональность и высокая результативность. В работе по автоматизации звуков у детей с ОВЗ педагоги могут самостоятельно комбинировать модули и создавать новые алгоритмы.
Желаем успехов!
1. Ознакомление ребенка со знаком- символом и уточнение его понимания: - идентификация символа. Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением н картинке; - выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый; - выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других; - выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других; - конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п., и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза; - выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, ко т о р у ю н а з в а л в з р о с л ы й. 2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций: - составить из пиктограмм пару. Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла – играть, яблоко – есть. Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет (например, слушать – уши, пить – вода); - среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе (например, к группе одежды); - найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. (например, уши – смотреть, глаза – слушать); - найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку. 3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа: - дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других; - составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
- составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками; -подобрать группу пиктограмм по заданному признаку; - составить логические цепочки. Вся система пиктограмм можно поделить на следующие разделы: - Я - ребенок; - Ребенок и явления природы; - Ребенок в семье; - Ребенок и мир животных; - Ребенок и его игрушки; - Ребенок и мир растений; - Ребенок и его дом; - Ребенок в школе. Каждая серия состоит из системы символов, изображающими предметы, действия с предметами, признаками предметов. Таким образом, содержание каждой серии обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, разнообразных ситуациях повседневной жизни. В ходе работы пиктограммы размещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимого от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие ученики. Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого ученика, нуждающихся в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно, к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка. Данную работу можно использовать для коррекционно-педагогической работы с «неговорящими» детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениям интеллектуальной деятельности. Заключение Таким образом, использование невербальных средств коммуникаций и обучение им детей с ОВЗ: - вызывает у ребенка желание пользоваться речью; - уточнять и пополнять пассивный и активный словарь; - по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты названий предметов, наиболее распространенных глаголов, название основных цветов и признаков; - создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка; - развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы;
А так же в ряде случаев компенсирует у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности. В итоге все это поможет детям с ОВЗ реализовать личные устремления, желания, занять активную жизненную позицию в сообществе людей, овладеть полезными умениями и навыками для успешной социализации в современном обществе
Кто хочет подробнее ознакомиться с методикой, рекомендую посетить сайт «Logosystem.ru, найти раздел «Бесплатные семинары» - сначала изучить «Вебинар по символам и попевкам», затем уже «Систему занятий по звукопроизношению», «»Работа над слоговой системой и др.
Есть у нее и платные вебинары, н- р «Постановка звуков» (2.500, со скидкой – 1.999р)
И тут по счастливой случайности я узнала о существовании "Игр с фонариком" Натальи Коняхиной.
- «Логопедические ритмы». Выполняя действие, изображенноеи на картинке, нужно произносить закрепляемый звук.