Оксана Викторовна Потафеева
Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая разгрузка дошкольников сегодня – настоятельная необходимость. Она жизненно важна для многих детей. Они постоянно утомляются и часто болеют главным образом потому, что испытывают психическое недомогание, так называемые психические предболезни – апатию и одиночество, напряженность, тревожность и даже фрустрацию. Эти и другие негативные психические состояния не только резко затрудняют восприятие материала, омрачают жизнь и укорачивают детство, но и чреваты психическими расстройствами.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Занятия психологической разгрузки являются важнейшей формой психологической поддержки дошкольников. Здесь создается возможность общаться в непринужденной обстановке, активизировать работу над собой.
Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
Цель занятия : снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активизация различных функции центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
Задачи:
1. Способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения.
2. Обучать способам поднятия настроения; методам снижения эмоционального
напряжения.
3. Организовать сенсорное и познавательное развитие.
Методы работы:
игры и игровые упражнения;
пальчиковая гимнастика;
самомассаж;
релаксационное упражнение;
беседа;
наблюдение;
танцтерапия и музыкотерапия.
Форма проведения занятия : занятие проводится во второй половине дня. Дети делятся на подгруппы (по 5 - 8 человек).
Оборудование: мягкая игрушка «Лохматик», музыкальный центр, диск с музыкой для релаксации, диск с песенкой - игрой Е. Железновой «Все на ножки становитесь!», веселая и грустная пиктограммы, коврик массажный для профилактики плоскостопия (сенсорная тропа, интерактивная воздушнопузырьковая трубка «Ручеек» на мягкой платформе с зеркалами, фибероптический душ.
Ожидаемые результаты.
Развито умение снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение.
Освоены пути достижения состояния релаксации и душевного равновесия.
Сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.
Ход занятия
Приветствие. Сегодня мы пришли в «Волшебную комнату», где все очень необычно. Здесь живет один интересный персонаж. Зовут его – Лохматик. Ребята, наш Лохматик улыбается нам. Он очень рад, что мы пришли к нему в гости в нашу «Волшебную комнату». Каждый, кто возьмет Лохматика в руки, улыбнется ему и весело скажет: «Здравствуй, Лохматик! Я очень рад тебя видеть!».
Песенка - игра Е. Железновой «Все на ножки становитесь!».
Педагог – психолог приветствует детей, предлагает встать в круг, включает аудиозапись песенки-игры Е. Железновой «Все на ножки становитесь!».
Все на ножки становитесь
И в кружочек соберитесь (дети идут по кругу)
Вместе ручками помашем, вместе мы споем и спляшем (останавливаются, машут руками)
Все мы Наде очень рады (дети по – очереди выходят в центр круга,
Нам похлопать Наде надо (хлопают).
Нас без Нади было мало,
Нади очень не хватало (поют все вместе для каждого ребенка, называя его имя).
Волшебная тропинка. Педагог-психолог. Сегодня мы с вами пойдем на лесную полянку (лужайку) по волшебной тропинке. Дети идут по сенсорной тропе, на которой разложены следы - кочки (разноцветные, отмечая, какого они цвета – красного, зеленые, желтые или синие. Общаясь с ребенком, психолог говорит: «Почувствуй ножками, какая кочка под ними. Она мягкая, ножкам приятно, а следующая кочка какая? А на этой «кочке» приятно потопать ножками, шарики под ногами перекатываются. Устали ножки? Давайте присядем на дорожке, выберем самую удобную», можно повторить упражнение. Вот и дошли. Куда мы пришли? (В сказочный лес, на волшебную полянку (лужайку).
Пальчиковая игра.
Вот ромашка-краса (сложить ладошку в виде чашечки,
А в ромашке роса,
А из этой чашки будут пить росу букашки.
Божья коровка приползла (большой палец потирает остальные пальцы,
Водички попила.
Приполз муравей - и ты попей!
Кузнечик скок-поскок – и тебе глоток.
Майский жук прилетал (большой палец постукивает по всем пальчикам руки,
Всю водичку расплескал.
Релаксация «Отдых в волшебном лесу».
- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.
Представьте себе, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой зеленой траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников. Растут яркие, разноцветные, очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… них приятный сладкий запах. Вы слышите пение птиц, шорохи травинок, шелест листьев деревьев.
Дышим легко…ровно…глубоко…
Вам хорошо и спокойно.
Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
Упражнение «Разноцветные пузырьки». Педагог-психолог, включив музыку, предлагает детям понаблюдать за пузырьками. (Для обогащения сенсорного восприятия) Свет выключен, включается пузырьковая колонна. Пузырьки меняют цвет. Дети прижимаются к колонне, ощущают нежную вибрацию, отвечают на вопросы:
Какого цвета пузырьки?
Какая труба (колонна) : гладкая или шершавая?
Педагог-психолог. Возвращаемся с лесной полянки по волшебной тропе (Дети по одному проходят по цветным следочкам - кочкам). Вот мы и вернулись из леса.
Упражнение «Какое у меня сегодня настроение?» Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите картинку (пиктограмму, которая соответствует вашему настроению. Катя, какое у тебя сейчас настроение веселое или грустное? (Веселое). Психолог помогает определиться с выбором настроения, если необходима помощь.
Рефлексия. Дети садятся в круг. Психолог дает ребенку Лохматика и просит сказать, что понравилось на занятии больше всего. А затем попрощаться с ним.
Прощание. Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, напевают под музыку:
Отдохнули, поиграли
И совсем мы не устали
Скоро мы придем опять,
Будем вместе мы играть.
Прощаются и уходят в свою группу.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу.
Сенсорная комната создает безопасную атмосферу для комфортного, удобного, приятного отдыха, расслабления и самое главное накопления сенсорно-моторного опыта. Познание ребенком окружающей действительности прежде всего основывается на ощущениях и восприятиях. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Таким образом, восприятие составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорных функций в дошкольном возрасте имеет очень большое значение для всего последующего развития. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.