Олеся Миронец
Коррекционно-развивающее занятие по снижению агрессивности у старших дошкольников «Путешествие по волшебной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : создание условий для снижения агрессивности, снятия мышечных зажимов.
Задачи:
1. Снизить психоэмоциональное напряжение, импульсивность, агрессивность.
2. Поднять эмоциональный тонус.
3. Снять общее и мышечное напряжение.
4. Помочь детям позитивно взаимодействовать друг с другом.
Методы, используемые на занятии : беседа; игра; рисование; обсуждение; релаксация.
Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. Время проведения занятия – 25-30 мин.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие по снижению агрессивности у старших дошкольников „Путешествие по волшебной полянке“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Материалы и оборудование: модули различной величины и формы, листы бумаги (формат А4); цветные карандаши; аудиозаписи с расслабляющими музыкальными композициями; магнитофон; обручи.
Ход занятия :
Участники становятся в круг.
1. «Приветствие».
Педагог: Здравствуйте, дети! Рада вас видеть на нашем занятии. Поприветствуем друг друга: спинками, щёчками, плечиками и т. д. Подарим улыбку. По часовой стрелке каждый участник улыбается своему соседу слева.
2. Беседа.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказочной поляне. На этой поляне живут сказочные существа. Во время нашего путешествия с нами будут происходить разные истории, а самое главное - это превращения. А отправимся на полянку мы на поезде.
3. Игра «Паровозик».
Цель: сплочение группы, умение работать в команде.
Техника проведения: дети встают в круг друг за другом и отправляются в путешествие, изображая паровозик. Педагог: В начале пути идем медленно, затем быстрее, тихо, как мышки, затем топаем громко, как слоны. И вот мы оказались на полянке.
4. Игра «Дракон кусает свой хвост».
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Дети стоят друг за другом. Впереди стоящий ребенок - голова дракона, последний ребенок - хвост. Задача головы схватить хвост. Тело дракона неразрывно (в роли головы дракона должны побывать все дети).
5. Игра «Путешествие по полянке».
Цель: снять психофизическое напряжение, агрессивность, страхи.
Детям предлагается прогуляться по полянке. На пути у них встречаются воображаемые преграды: перейти грязь, перешагнуть лужу, пройти по узенькому мостику, глубокому тоннелю, попрыгать по кочкам (по желанию, маршрут можно повторить несколько раз).
6. Рисуночный тест «Несуществующее животное».
Цель: снятие негативного настроения и восстановление сил.
Инструкция: Ребята, самое время заселить нашу полянку сказочными существами. А как они будут выглядеть, мы сейчас узнаем, но для этого мне понадобится ваша помощь. На листе формата А 4 предложить каждому ребенку нарисовать несуществующее животное.
7. Обсуждение рисунков.
Цель: дать каждому ребенку высказаться, раскрытие внутренних переживаний ребенка.
Инструкция: Дети, расскажите, пожалуйста, о своем животном. Какое оно? Чем любит заниматься? Как его зовут?
Во время обсуждения детям задаются вопросы: как вы думаете, лучше быть злым или добрым? Почему? А злость полезна или вредна? Как может проявляться злость?
8. Динамическая пауза.
Цель: снятие напряжения, восстановление сил.
Инструкция: ребята, вы немного устали, давайте все сделаем небольшую разминку, сидя на стульях.
Давайте вспомним, что можно сделать, чтобы перестать злиться?
9. Памятка. Как управлять эмоциями:
Цель: научить детей на практике бороться со своим гневом, обучить приемлемым способам саморегуляции.
- комкать и рвать бумагу;
- бить подушку или боксерскую грушу;
- топать ногами;
- выжимать полотенце, даже если оно сухое;
- громко кричать, используя “стаканчик” для криков или “трубу”, сделанную из ватмана;
- написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
- втирать пластилин в картонку или бумагу;
- высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать;
можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое, обладающее успокоительным действием (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.);
- посидеть в тишине или послушать спокойную музыку, а можно потанцевать;
- сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз;
- сделать 3–4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов.
Придумать имя «несуществующему животному.
10. Дыхательная гимнастика.
Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение группы.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Педагог: Давайте подышим, как дышит наше животное. Все вместе вдох-шаг в круг, выдох-шаг назад.
Педагог: Ребята, давайте погуляем по полянке.
Педагог: А еще на нашей полянке живут маленькие и очень добрые приведения, и мы сейчас их изобразим.
11. Игра «Маленькое привидение».
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
Дети сначала изображают злых приведений (кричат, рычат, топают ногами, показывают злые гримасы, затем добрых приведений (улыбаются, гладят друг друга по голове и т. п.)
Инструкция. Ребята, сейчас мы с вами будем играть роль маленьких
добрых привидений. Нам захотелось немного побаловаться и слегка на-
пугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать движения (педагог
прижимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить
страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо про-
износить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но пом-
ните, что мы – добрые привидения и хотим только немного пошутить.
Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми.
Педагог: На нашей поляне живут еще одни сказочные существа – кошки.
12. Игра. «Добрые – злые кошки».
Цель: снятие общей агрессии.
Дети по очереди встают в синий обруч, изображая злых кошек, затем в оранжевый обруч, изображая добрых кошек.
Релаксационный этап.
Ребята, пока мы с вами путешествовали, неожиданно набежала тучка, и пошел дождик.
13. Игра «Дождь».
Цель: развить чувство эмпатии.
Дети встают в круг друг за другом. Руки кладут друг другу на спины.
Педагог: Начинается сильный дождь. Крупные капли дождя падают на спинки (дети начинают энергично стучать пальчиками рук по спинам впереди стоящих детей, затем дождь стал стихать, (движения детей становятся более спокойными). Дождь перестал идти, но капли остались на кончиках пальцев (детям предлагается стряхнуть кисти рук). Выглянуло солнышко, и на полянке появился солнечный лучик.
14. Игра «Солнечный лучик».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально-выразительных движений.
Лучик прыгнул на лоб (нахмурить лоб, прыгнул на глаза (закрыть глаза, прыгнул на нос (сморщить нос, прыгнул на плечи (поочередно поднять правое и левое плечо).
Инструкция. Несколько раз вдохните-выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз вдох-выдох. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь,
нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!
Педагог: Мы так долго путешествовали, что устали. Предложить детям лечь.
15. Упражнение «Плывем в облаках».
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.
Педагог: Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака - большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день. На счет три открываем глаза и встаем.
16. «Волшебные пузырьки»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.
Педагог: Ребята, давайте раскрасим нашу полянку волшебными пузырьками.
17. Игра «Попроси игрушку»
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется в парах. Сначала с помощью вежливых слов, затем с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т. д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни, она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.
18. Игра «Успей на поезд».
Цель: сплочение группы, умение работать в команде.
Инструкция: дети, наше путешествие подходит к завершению, нам пора возвращаться обратно в класс. Наш поезд отправляется в обратный путь, постарайтесь не опоздать на него и во время запрыгнуть в свой вагончик.
19. Игра «Цветочная ваза».
Цель: сплочение группы, умение работать в команде, развитие воображения, развитие эмпатии.
Инструкция: мальчики и девочки, сейчас мы с вами сделаем настоящий букет. Давайте поднимем наши руки вверх, словно это цветочки, которые тянутся к солнцу.
20. Рефлексия.
Дети сидят в кругу на стульчиках. Каждый ребенок по очереди проговаривает, что ему понравилось больше всего во время путешествия. Что было сложно, чему он научился.
Педагог: спасибо, вам, ребята за вашу активность и старание, я не прощаюсь с вами, а говорю до встречи на новом занятии.