Гуменюк Ольга
Коррекционно-развивающее занятие по сенсомоторике «Игры с пуговичной шкатулкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие по сенсомоторике «Игры с пуговичной шкатулкой»
Гуменюк Ольга Олеговна,
практический психолог
Государственного дошкольного образовательного учреждения
Луганской Народной Республики №18 «Гнездышко», город Алчевск
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Игры, дидактические пособия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Цель занятия: закрепить знания о пуговицах, определяя их основные характеристики (форму, цвет, материал, величину и т. д). Развивать словарный запас, поощряя умения ставить вопросы, делиться своими впечатлениями и ощущениями. Учить выполнять психо-коррекционный комплекс упражнений на обобщение, сравнение, группировку. Развивать зрительное восприятие, тактильное и сенсорное внимание, мелкую моторику рук, кратковременную память, активизировать образное мышление, воображение. Способствовать актуализации опорных знаний, переосмыслению полученной информации (рефлексии, используя прием «кубирования» и общую схему – пиктограмму. Формировать умение групповой работы в сюжетном создании «Сказки о волшебных пуговицах». Воспитывать стремление к познанию нового.
Материал:
Демонстрационный: набор различных пуговиц, лежащих в красивой шкатулке, предметные картинки (солнышко, кукла-девочка, машина, цветок, шкатулка, куб с опорными схемами упражнений.
Раздаточный: полоски бумаги для рисования способов пришивания пуговиц, маленькие пуговицы и разноцветные пуговицы для выполнения рисунков, простые карандаши, раздаточные дощечки, схемы выкладывания картинок из пуговиц, картинки силуэтов одежды.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Организационный момент.
Вступительное слово психолога.
Психолог сообщает детям о том, что он нашел сегодня утром у себя необычную шкатулку, но что в ней лежит - предстоит отгадать. Затем загадывает загадку:
– Она нужна в одежде, Ее мы застегиваем
И часто круглой формы, На платьях и манжетах
Нам застегнуться нужно, На юбках, сарафанах,
Чтоб быть в отличной форме. Рубашках и жакетах!
Ну что, вы разгадали,
Загадку Мудреца?
Давайте дружно скажем,
Что это? (Пуговица).
– Верно, ребята, это пуговица. Давайте каждый из вас опустит руку в нашу волшебную шкатулку и возьмет себе в руку столько пуговиц, сколько поместится в его ладони (дети берут пуговицы и раскладывают их на раздаточные подносы для просмотра).
II. Основная часть.
1. Упражнение на развитие тактильно-зрительного восприятия и активизации словаря.
– Поможет нам в нашем знакомстве с пуговицами наш друг, куб «Познайка». Чтобы узнать много интересного о пуговицах, мы будем подбрасывать кубик так, чтобы каждая сторона рассказала о свойствах, качествах, применении пуговиц в жизни человека.
А вот и первая сторона нашего куба. На ней приклеены пуговицы. Они бывают разные – синие, белые, красные. Давайте и мы рассмотрим наши пуговицы. Их очень много, такое впечатление, что мы с вами попали в волшебную страну пуговиц. Давайте их потрогаем. Что вы ощущаете, когда трогаете пуговицы? Какие они на ощупь? Давайте обменяемся своими впечатлениями (Ответы детей).
– Какие пуговицы из нашей волшебной шкатулки вам понравились больше всего? Какая из пуговиц на вашем подносе самая красивая? Почему ты так считаешь?
– Как вы думаете, из чего сделаны пуговицы? (Из пластмассы, стекла, металла).
– А теперь каждый выполнит задание: разделит пуговицы так, чтобы справа в ячейке были самые большие пуговицы, а слева - самые маленькие.
(Задание усложняется по степени сложности: «Разложи так, чтобы слева были самые светлые пуговицы, а справа - пуговицы с ножками» или «Разложи так, чтобы справа были лишь черные большие пуговицы с четырьмя дырочками, а слева - только красные пуговицы» и т. д.)
– Молодцы, ребята, вы правильно справились с заданием. А сейчас я предоставляю право узнать новое задание с кубом «Познайкой».
2. Упражнение на развитие зрительного восприятия и воображения.
– Ребята, посмотрите – сторона куба рассказывает нам о том, что сейчас мы будем настоящими мастерами-умельцами. На кубе нарисована одежда, а это значит, что мы будем украшать одежду с помощью пуговиц.
(Психолог раздает картинки с силуэтами одежды, просит детей украсить пуговицами одежду так, чтобы она была красивой и удобной).
– Как вы думаете, что можно сделать с пуговицей? (Пришить, застегнуть, поиграть, оторвать).
– Давайте подумаем и назовем предметы, на которые похожа пуговица (Ответы детей).
– Назовите предметы одежды, на которые могли бы быть пришиты пуговицы? (Ответы детей).
– Если бы на нашей одежде не было пуговиц, какой бы она была? (Ответы детей).
– Как бы вы назвали самую маленькую пуговицу? (Ответы детей).
– Что можно использовать для соединения деталей одежды вместо пуговиц? (Крючки, кнопки, молнию, липучки и т. д.).
– Молодцы, ребята! Вы сегодня были настоящими мастерами-умельцами. Какие красивые украшения у вас получились с помощью пуговиц! Одежда стала выглядеть более привлекательнее, и в этом нам помогли волшебные пуговицы!
– Предлагаю узнать у куба новое интересное задание.
3. Упражнение на развитие концентрации внимания.
– Новое задание называется «Один – два – три, картинку из пуговиц ты собери!». Вам нужно внимательно рассмотреть картинки - схемы и выбрать те пуговицы, которые необходимы для работы и выполнения картинки. Будьте внимательны и постарайтесь получить правильный рисунок (Дети выполняют задание).
– Что же у вас получилось? (Ответы детей).
– Молодцы, очень красивые работы получились! А мы снова предлагаем узнать с помощью нашего куба-помощника новую и интересную информацию о пуговицах.
4. Творческое задание «Совместное сочинение сказки».
– Ребята, новая сторона куба показывает книгу. Это значит, что наш куб «Познайка» предлагает сочинить сказку о волшебной пуговице. Чтобы сказка была интересной, нам в помощь куб подобрал необычные картинки (раздает картинки). Сочинять сказку будем в порядке очереди, используя те картинки, которые вам достались.
(Дети составляют совместно с психологом сказку о том, как пуговица помогла в беде кукле, машине, солнышку, цветку).
– Молодцы, ребята, давайте узнаем новое задание (Один из детей подбрасывает куб).
5. Упражнение на развитие мелкой моторики.
– Дети, а эта сторона куба говорит о том, что мы должны показать свои умения в пришивании пуговиц. Но пришивать пуговицы мы будем с помощью нашего братца-карандаша и наших умелых рук. Давайте встанем и приготовим наши пальцы к работе.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику:
В гости к пальчику большому Вместе пальчики - друзья,
Приходили все из дома: Друг без друга им нельзя.
Указательный и средний, Наши пальцы - мастера,
Безымянный и последний! За работу им пора.
– Каким способом пришить пуговицы мы увидим, если рассмотрим картинки. Вы можете выбрать любой («полосочками, крестиком, стрелочкой, квадратом»).
– Приступайте к работе, возьмите карандаши, начинайте выполнять задание (Дети выполняют задание по развитию навыков письма).
III. Заключительная часть.
1. Упражнение на активизацию мышления.
– Наше путешествие по стране волшебных пуговиц подходит к завершению. Я покажу всем последнюю сторону нашего куба «Познайки». Посмотрите, на этой стороне, в центре, нарисована пуговица, в которую продета веревочка. И нам предстоит выполнить самое интересное задание – определить, что объединяет пуговицу с другими предметами.
(Психолог показывает детям демонстрационный плакат-пиктограмму).
– В центре нарисована наша волшебная пуговица. А от нее в разные стороны расходятся стрелочки. Нам нужно найти родственников нашей пуговицы, которые объединены с ней и чем-то связаны.
(Дети выполняют свои задания, рассказывая о сходстве пуговицы с определенным предметом).
2. Рефлексия.
– Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили последнее задание, и в подарок получите пуговицу, которую вытащит ваша рука из волшебной шкатулки.
(Дети берут на память пуговицу и делятся впечатлениями о том, какое задание им понравилось, что запомнилось сегодня, что было для них интересным, о чем они расскажут своим родителям и т. д.)
3. Итог занятия. Психолог благодарит детей за активное участие, проводит анализ занятия.