Наталия Белькова
Коррекционно-развивающее занятие «Мир наших увлечений»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мир наших увлечений»
Задачи:
воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, любознательность, стремление узнавать новое, уважение к истории своей страны.
образовательные: расширять кругозор воспитанников, обобщить знания об основах шахматной грамоты, уточнить. Познакомить с историей появления шахмат в России, с известными мастерами шахматной игры – чемпионами мира.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие „Мир наших увлечений“» размещена в разделах
коррекционно – развивающие : развивать умственные способности, логическое мышление, творческое воображение, интерес к «шахматам». Коррекция внимания, речи, памяти, мелкой мускулатуры рук, активизация словаря.
Оборудование: демонстрационная шахматная доска с фигурами, музыкальное сопровождение занятия, атрибуты к познавательной игре «Пресс- конференция»
Предварительная работа: знакомство с основами шахматной грамоты. Создание выставки поделок, подготовка материала об истории появления шахмат, об известных мастерах шахматной игры – чемпионах мира, анкеты.
№ Этапы, хронометрия Деятельность воспитателя Предполагаемая деятельность детей
1
2
3 Организационный этап
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Над каким правилом мы продолжаем работать на занятии?
Что значит быть внимательным?
А сейчас вспомним тему прошлого занятия по данному разделу – «Творческое воображение»
Правильно, «Беседа о музыке»
- Как вы думаете, откуда берется музыка
- Для чего нам нужна музыка?
- Ребята! Музыка является не только профессией композиторов, дирижеров, пианистов, музыкантов, певцов но и является увлечением многих людей.
У вас готовящихся к будущей взрослой жизни, должно быть много разнообразных увлечений.
Чем больше перепробуешь разных дел, тем больше шанс, что изберешь для будущей жизни не случайное дело, а то что тебе, действительно близко.
Можно выбрать для себя много интересных занятий, например, вязание, шитье, резьба по дереву, выжигание, настольные игры и многое другое.
Ребята! Я прочла анкеты о ваших увлечениях и увлечениях ваших друзей и близких. (Показ анкет) Отметила, что в основном это музыка, спорт, прогулки.
Ребята! Чтобы прочитать тему занятия, необходимо разгадать ребус зашифрованный в названии нашего занятия «М р наших увлечений»
Кто сможет объяснить, как надо расшифровать 1-е слово?
Правильно, молодцы! Прочитаем тему занятия на экране.
Итак, цель нашего занятия- разговор о шахматах. Они являются увлечением и хобби многих детей и взрослых.
(Экран. Словарь. Увлечение - большой интерес к чему – либо.
Хобби – слово английское, оно означает любимое занятие на досуге)
Ребята! Вы умеете быстро думать? Я предлагаю поиграть в игру «Блиц- турнир»
Блиц означает «быстрый»
Вспомним основы шахматной грамоты, за 2 минуты вы должны ответить на три вопроса. (В руках у воспитателя папка с вопросами, на столе песочные часы)
Кто из вас желает поучаствовать в этом соревновании?
(подойдите к шахматной доске, около доски указка)
1 Воспитанник
1вопрос.
Сколько видов фигур существует в шахматах?
2 вопрос.
Сколько человек играют в шахматы?
3вопрос.
Сколько всего клеток на шахматной доске?
4вопрос
Какая фигура в шахматной партии считается самой главной?
2 Воспитанник
1. вопрос
Как называют людей играющих в шахматы?
2. вопрос.
С чем можно сравнить шахматную доску?
3. вопрос:
Является ли король самой сильной фигурой
4. вопрос
К чему стремятся шахматисты играя шахматную партию?
Молодцы! Быстро думать вы умеете. Но быстрее всех отвечал на вопросы)
И мы объявляем его победителем в этой игре.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм и после просмотра ответить на мои вопросы.
Смотрите внимательно.
Какая шахматная фигура сделала первый ход?
Какую фигуру проглотила акула?
Из какого материала сделаны шахматы?
Ребята! Сейчас мы проведем небольшую «пресс- конференцию»
Я напомню, что это совещание разных людей, организаций, где обсуждается какая то общая тема, проблема. Тема нашей конференции. Как вы догадались «Шахматы» К нам на пресс – конференцию приехали «знатоки» шахматной игры и я предлагаю им занять места за столом. Журналисты готовят вопросы к знатокам.
( 2 старших воспитанника: Илья, Рома)
Чтобы игра прошла интереснее на роль пресс – секретаря мы пригласили (Евгению Геннадьевну)
Пресс- секретарь знакомит с темой (Итак ребята, тема пресс- конференции «Шахматы»
Представляет знатоков Напоминаю о взаимной вежливости.)
Пресс – секретарь ведет пресс-конференцию, соблюдает очередность
1журналист.
Расскажите, пожалуйста об истории появления шахмат на Руси. (спасибо)
2. Назовите, пожалуйста, некоторых наиболее известных мастеров – шахматистов, чемпионов мира. Спасибо
3. Скажите, пожалуйста, упоминалось ли о шахматах в книгах, рассказывающих о быте Древней Руси?
4. Расскажите, пожалуйста, какими были шахматы в Древней Руси?
Из каких материалов из изготовляли?
Пресс- секретарь: благодарю знатоков за интересный, подготовленный материал о «шахматах», а журналистов за интересные вопросы.
Ребята! В современном мире шахматы являются самой популярной игрой. В нее играют взрослые и дети. И как особо значимое явление культуры, «шахматы» имеют свой собственный праздник, отмечаемый 20 июля.
Почитатели этой игры собираются в Международный день шахмат для проведения развлекательных мероприятий и конечно турниров. Так велико значение «шахмат» в современном мире.
Наша пресс- конференция закончена!
Спасибо за внимание.
Ребята! Сядьте удобно.
Звучит тихая мелодия песни «Маленькая страна»
Ребята! Я предлагаю вам закончить работы по изготовлению «шахмат» из бумаги,
по технологии «квилинг»
Не забывайте о взаимопомощи, вежливости, аккуратности, осторожности в обращении с инструментами (ножницы, кисточки, клей).
В конце не забудьте привести рабочее место в порядок.
Индивидуальная работа: обращаю внимание на то, чтобы воспитанники думали о самом задании, о том, как они его делают, а не о том, что он получит, когда его выполнит (не о результате)
Например:
Ты хорошо работаешь с бумагой, я не заметила ошибок, или у тебя не совсем так получилось, но с заданием ты справился и. т. д.
Воспитанники по мере выполнения задания выходят и расставляют свои работы на шахматной доске, приводят в порядок свое рабочее место, помогают товарищам.
Ребята! Нравится вам выставка настольных игр? Молодцы! Шахматные фигуры у вас получились необычные, красивые. Вы проявили фантазию, при выборе цвета, аккуратность.
Женя покажи свою работу и проанализируй
В этой работе …
недостаток есть, виден вот здесь клей т. е не очень аккуратная, но выполнено все правильно.
Ребята! Вам занятие понравилось?
Я согласна, что занятие прошло интересно и было полезным для вас.
Как вы думаете, мы выполнили цели которые ставили в начале занятия?
Думаю, что мы достигли цели и у нас состоялся разговор о шахматах.
Занятие было полезным для вас?
Поднимите руки, у кого из вас появилось желание продолжить играть в шахматы?
Я надеюсь, что ваше желание исполнится. что вы научитесь хорошо играть, а шахматы будут вашим увлечением, хобби.
Я хочу закончить занятие словами Сервантеса (испанского писателя)
«Шахматы –жизнь, а жизнь это партия в шахматы»
(т. е игра в шахматы очень похожа на нашу жизнь)
Ребята! Наше занятие подошло к концу. В память о нашем занятии оставьте отпечатки своих ладошек, нарисованные красками любимого цвета. Этим вы выразите свое отношение к занятию с помощью цвета.
На занятии были внимательными …
Будь внимательным и старательным
Слышать воспитателя с первого раза
Беседа о музыке
Музыка повсюду, в пении птиц, шелесте листьев и трав, шуме дождя, в падающей капельке дождя, громе, тиканье часов, стуке колес вагона.
С помощью звуков у человека возникают разные впечатления, чувства. Радостная, веселая музыка поднимает настроение, на душе становится светло.
В шахматах существует 6 разных фигур: король, ферзь, королева, ладья, слон, конь, пешка
В шахматы играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными.
На доске 32 белых клетки и 32 черных, всего 64 клетки
Самой главной фигурой является король
Людей играющих в шахматы, называют партнерами т. к. они относятся друг к другу доброжелательно. Перед игрой и по окончании игры партнеры обмениваются рукопожатием.
Ее можно сравнить с волшебным городом, с маленькой страной где есть проспекты, улицы, переулки.
Король не является самой сильной фигурой.
Они хотят выиграть партию, поставить мат королю противника т. е когда королю объявлен шах и король не может спастись от шаха
.
Пешка
Ладью
Пластилин
Шахматы были придуманы в Индии, около тысячи лет назад и получили распространение на огромных пространствах Древней Руси
Наиболее известными шахматистами, имеющими звание чемпиона мира являются:
Алехин А. А. - 4 чемпион мира,
Ботвинник - 6й
СпасскийБ. В. -10й
Карпов А. А. – 12й
Каспаров Г – 13й
Виши Ананд- 15
Многочисленные археологические находки подтверждают существование шахматной игры в 6 веке т. е тысяча лет назад. В былинах нашли отражение некоторые особенности быта Древней Руси в частности, в области шахматной игры. Благодаря былинам мы узнаем о популярности шахматной игры среди русских воинов
(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, среди купцов – Садко, женщин-Катерина Микулична и др.
При создании относительно дешевых игровых комплектов, фигуры делались сильно упрощенными из простых пород дерева
Комплекты фигур, которые делались по заказу. Нередко были из очень дорогих материалов (например из слоновой кости). Соответственно они были редки и дороги.
Эта работа мне нравится, сделана правильно, части скреплены прочно, аккуратная. Нравится вся выставка, необычные цвета, хочется поиграть и в домино и в шашки.