Елена Тетерина
Коррекционно-развивающее занятие для детей «Мир эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие эмоционального интеллекта
Задачи:
- закрепить умение узнавать и выражать эмоции и эмоциональные состояния в мимике
- развивать саморегуляцию воспитанников
- создание комфортного психологического климата в группе
Ход занятия:
1. Разминка «Мы охотимся на льва». Воспитанники повторяют за педагогом слова и движения
Мы охотимся на льва, не боимся мы его,
Будем биться в схватке с ним, (машет кулаками)
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие для детей „Мир эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
И, конечно, победим. (бьет себя в грудь)
А что это там впереди? (прикладывает козырьком руку к голове)
А, это впереди гора. (показывает руками гору)
А над ней не пролетишь, и под ней не проползешь, и ее не обойдешь. А, надо напрямик! (Топ-топ-топ-топ)
Мы охотимся на льва, не боимся мы его,
Будем биться в схватке с ним, (машет кулаками)
И, конечно, победим. (бьет себя в грудь)
А что это там впереди? (прикладывает козырьком руку к голове)
А это впереди река!
А над ней не пролетишь, и под ней не проползешь, и ее не обойдешь.
А, надо напрямик! (буль-буль-буль-буль,
Мы охотимся на льва, не боимся мы его,
Будем биться в схватке с ним, (машет кулаками)
И, конечно, победим. (бьет себя в грудь)
А что это там впереди? (прикладывает козырьком руку к голове)
А это впереди кусты!
А над ними не пролетишь, и под ними не проползешь, и их не обойдешь.
А, надо напрямик! (шурх-шурх-шурх-шурх,
Мы охотимся на льва, не боимся мы его,
Будем биться в схватке с ним, (машет кулаками)
И, конечно, победим. (бьет себя в грудь)
А что это там впереди? (прикладывает козырьком руку к голове)
А это впереди болото!
А над ним не пролетишь, и под ним не проползешь, и его не обойдешь.
А, надо напрямик! (чоп-чоп-чоп-чоп).
А что это там впереди? А, это нора.
А что это там в норе? А, это хвост.
А чей это хвост? А, это лев. Это лев?
Ой, это лев. Бе-жи-м!
И в обратном порядке все препятствия очень быстро: чоп-чоп, шурх-шурх, буль-буль, топ-топ. Уф!
После игры педагог проводить рефлексию: Какие эмоции вы испытали в этой игре? О какой эмоции эта игра?
2. Упражнение «Стакан эмоций».
Заполнить (раскрасить) стакан в соотвествии с теми эмоциями, которые он сегодня испытывал в течение дня. Важны не только сами цвета, но и объём каждой эмоции - сколько ей было отведено места в стакане. Можно распечатать стакан из шаблона, нарисовать свой или даже взять обычный бумажный.
А потом можно вместе обсудить то, почему возникла та или иная эмоция. И как ребёнок ее проживал.
3. Упражнение «Выдувание соломинкой».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения
Материалы: листы бумаги для рисования, цветная тушь или акварельные краски, трубочки для коктейля.
На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы. Каждый выдох через трубочку – это возможность расслабления и высвобождения. Но, любое дыхательное упражнение выполняется от 2 до 5 минут. Важно предупредить особо усердных, чтобы они не слишком старались – излишнее рвение обязательно сопровождается напряжением, и весь релаксационный эффект исчезнет.
5. Терапевтическая сказка и анализ сказки
Цель: развитие эмоционального интеллекта
Задачи:
- закрепить умение узнавать и выражать эмоции и эмоциональные состояния в мимике
- развивать саморегуляцию воспитанников
- создание комфортного психологического климата в группе
Ход занятия:
1. Разминка «Мы охотимся на льва». Воспитанники повторяют за педагогом слова и движения
Мы охотимся на льва, не боимся мы его,
Будем биться в схватке с ним, (машет кулаками)
И, конечно, победим. (бьет себя в грудь)
А что это там впереди? (прикладывает козырьком руку к голове)
А, это впереди гора. (показывает руками гору)
А над ней не пролетишь, и под ней не проползешь, и ее не обойдешь. А, надо напрямик! (Топ-топ-топ-топ)
Мы охотимся на льва, не боимся мы его,
Будем биться в схватке с ним, (машет кулаками)
И, конечно, победим. (бьет себя в грудь)
А что это там впереди? (прикладывает козырьком руку к голове)
А это впереди река!
А над ней не пролетишь, и под ней не проползешь, и ее не обойдешь.
А, надо напрямик! (буль-буль-буль-буль,
Мы охотимся на льва, не боимся мы его,
Будем биться в схватке с ним, (машет кулаками)
И, конечно, победим. (бьет себя в грудь)
А что это там впереди? (прикладывает козырьком руку к голове)
А это впереди кусты!
А над ними не пролетишь, и под ними не проползешь, и их не обойдешь.
А, надо напрямик! (шурх-шурх-шурх-шурх,
Мы охотимся на льва, не боимся мы его,
Будем биться в схватке с ним, (машет кулаками)
И, конечно, победим. (бьет себя в грудь)
А что это там впереди? (прикладывает козырьком руку к голове)
А это впереди болото!
А над ним не пролетишь, и под ним не проползешь, и его не обойдешь.
А, надо напрямик! (чоп-чоп-чоп-чоп).
А что это там впереди? А, это нора.
А что это там в норе? А, это хвост.
А чей это хвост? А, это лев. Это лев?
Ой, это лев. Бе-жи-м!
И в обратном порядке все препятствия очень быстро: чоп-чоп, шурх-шурх, буль-буль, топ-топ. Уф!
После игры педагог проводить рефлексию: Какие эмоции вы испытали в этой игре? О какой эмоции эта игра?
2. Упражнение «Стакан эмоций».
Заполнить (раскрасить) стакан в соответствии с теми эмоциями, которые он сегодня испытывал в течение дня. Важны не только сами цвета, но и объём каждой эмоции - сколько ей было отведено места в стакане. Можно распечатать стакан из шаблона, нарисовать свой или даже взять обычный бумажный.
А потом можно вместе обсудить то, почему возникла та или иная эмоция. И как ребёнок ее проживал.
3. Упражнение «Выдувание соломинкой».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения
Материалы: листы бумаги для рисования, цветная тушь или акварельные краски, трубочки для коктейля.
На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы. Каждый выдох через трубочку – это возможность расслабления и высвобождения. Но, любое дыхательное упражнение выполняется от 2 до 5 минут. Важно предупредить особо усердных, чтобы они не слишком старались – излишнее рвение обязательно сопровождается напряжением, и весь релаксационный эффект исчезнет.
5. Терапевтическая сказка и анализ сказки
Терапевтическая сказка «Злиться можно»
Как-то вечером Никита вернулся с прогулки в очень плохом настроении. Дело было в том, что кнопку вызова лифта нажала сестрёнка, а не он. Никита всегда, всегда нажимал эту большую серебряную кнопку. Но в этот раз Софи оказалась проворнее и успела первая. Это очень разозлило брата. В лифте Никита стоял хмурой тучей. Злость маленьким комком появилась у него где-то посередине груди. Она давила на мальчика, ему хотелось всё крушить и ломать. Придя домой, Никита отправился в свою комнату и по пути пнул кукольную коляску сестры. Коляска подлетела, и хорошенькая куколка с грохотом упала на пол. От увиденного София расплакалась: она очень любила и берегла свою куколку. Да и кому понравится, когда с его игрушкой так обращаются?
Маленький комочек злости моментально проник и в малышку. София стала плакать ещё громче и в отместку захотела разрушить игрушечный домик, который до прогулки успел построить Никита. Но в это момент в комнату вошла мама. По крикам и шуму она ещё из коридора поняла, что надо поспешить на помощь.
— Тише-тише, — присела она к Софи и взяла ее на руки. Пока малышка успокаивалась, мама подошла к Никите, который всё такой же хмурый сидел в комнате на диване.
— Никита, смотри, что натворила твоя злость! Если бы я сейчас не вошла, то она так и росла бы в тебе и в Софии, а потом и на меня перешла бы.
— Кто? Злость? — удивился Никита.
— Понимаешь, злость как вирус. Только её маленькое зернышко попадёт в тебя, как сразу начинает очень быстро расти. Особенно если ты злишься молча: не говоришь никому о том, что тебе не нравится, ине хочешь слушать, что говорят тебе. Злости, чтобы вырасти, нужно много плохих эмоций и плохого поведения, поэтому тебе и хочется всё крушить вместо того, чтобы поговорить.
— А София тут причём?
— Ну как же, ты её коляску от злости пнул, куклу кинул. Сестрёнка на это разозлилась. Получается, что твоя злость и до неё добралась. Стала расти в Софии и подначивать на плохие поступки.
— Ого! Точно, — Никита и подумать не мог, что злость может так быстро распространяться.
— Смотри, — продолжила мама, —а если бы вы стали и дальше ругаться, игрушки ломать, то и я могла бы разозлиться. Получается, что твоя злость и меня бы заразила.
— Вот это да! Получается, одна маленькая злость всех нас чуть не поссорила.
— О да, вы бы сейчас таких дел наворотили из-за неё. — сказала мама.
— А как не злиться, мам? — Никита задумался, возможно ли совсем никогда не злиться. Чтобы не рисковать.
— Никитка, злиться — можно. Это твоя эмоция. Я вот тоже иногда злюсь. Просто чтобы эту самую злость не растить и никого не обидеть, надо о ней вслух сказать. Она этого очень не любит и быстро исчезнет. Как только ты злюку почувствуешь, сразу скажи об этом тому, из-за кого она появилась. Софии вот, например.
Никита немного замялся. А потом сказал:
— Меня разозлило, что София кнопку нажала. А я не успел.
— Да, наверное, это было неожиданно и обидно, — начала мама. — Давай, чтобы в следующий раз не злиться из-за этого, мы с тобой замену придумаем? Каждый раз, когда ты будешь не успевать нажать на кнопку лифта, взамен ты будешь звонить в наш звонок. Как тебе такая идея?
— О, а ты это классно придумала, мам! — Никита был очень рад, ведь звонок был звонкий, и сама кнопка намного интереснее лифтовой. А злость его совсем пропала. Не любит она, всё-таки, когда о ней говорят.
После прочтения сказки обсудите её с ребенком (детьми). В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
О чем сказка?
Что запомнилось больше всего?
Какие герои запомнились? Почему?
Что случилось с тем или иным персонажем?
Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
Какие чувства, какое настроение после сказки?
Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
Случались ли у тебя похожие ситуации?
Чему мы можем научиться у этой сказки?
Как можно применить полученные знания в жизни?
6. Упражнение на снятие мышечного напряжения
7. Рефлексия