Юлия Шакирова
Коррекционно — развивающая работа учителя — логопеда с детьми с ментальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно — развивающая работа учителя — логопеда с детьми с ментальными нарушениями
В современной образовательной системе актуален вопрос создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ № 000 19 декабря 2014 г., требует обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Публикация «Коррекционно — развивающая работа учителя — логопеда с детьми с ментальными нарушениями» размещена в разделах
Специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных развитий детей. Не вызывает сомнений, что основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных генетических и средовых факторов. Тот факт, что в России общество начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляют специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.
В нашей школе обучается ребенок с легкой степенью умственной отсталости и вся логопедическая работа по его сопровождению организуется в соответствии с учебным планом и программой коррекционной работы нашего учреждения (СОШ п. Верхнеказымский) и осуществляется по направлениям:
- диагностическая работа;
- коррекционно- развивающая работа;
- консультативная работа;
- информационно- просветительская работа.
Диагностическое работа учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка, поступившего в учреждении: изучение документации, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии. Обследование проводится в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Учитель-логопед представляет результаты логопедического обследования на школьном психолого-педагогическом консилиуме, который рассматривает вопрос о зачислении учащегося на занятия. Учитывая индивидуальные особенности и разнообразие речевых нарушений обучающихся, подобран диагностический материал, позволяющий оценить уровень сформированности речевого развития детей. По результатам обследования комплектуются группы учащихся со схожей структурой дефекта, либо назначаются индивидуальные логопедические занятия.
В период с 15 по 31 мая проводится мониторинг речевого развития обучающихся. По данным мониторинга ППк выносит решение о необходимости продолжения коррекционных занятий или их прекращения.
Коррекционно-развивающая работа предполагает реализацию коррекционно-развивающих программ, составленных с учетом возраста, особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. Данное направление реализуется через выбор коррекционных программ, методик и приемов; организацию и проведение специально организованных групповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, определённых для каждого обучающегося на основании рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК) и индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА). Количественное соотношение индивидуальных и групповых занятий определяется образовательной организацией в соответствии с учебным планом, исходя из психофизических особенностей обучающихся. В СОШ п. Верхнеказымский разработаны рабочие программы по коррекции речи обучающихся с системным недоразвитием лёгкой степени.
Успешность коррекционно- развивающей работы обеспечивается реализацией следующих принципов:
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Единство диагностики и коррекции
3. Деятельностный принцип коррекции.
4. Учет возрастно- психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе
с ребенком.
Программа по коррекции системного недоразвития лё гкой степени тяжести направлена на решение следующих основных задач:
- коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- коррекция лексической стороны речи; коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Данный коррекционный курс представлен для обучающихся начальной школы с легкой степенью умственной отсталости, у которых не сформировано звукопроизношение или отмечаются лишь отдельные звукокомплексы. Пассивный словарь ограничен названиями некоторых бытовых предметов. Понимание речи в пределах обиходной бытовой инструкции. Знания об окружающей обстановке примитивны и ограничены. Мимику и жесты используют неактивно. Обучающиеся характеризуются отсутствием мотивации к общению, неумением ориентироваться в ситуации, негибкостью в контактах, повышенной эмоциональной истощаемостью.
Одно из принципиальных требований программ коррекционных курсов, используемых учителем - логопедом, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения, коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия, развитие речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
В данном контексте требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы.
Учитывая, что современные информационные технологии становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы и всё чаще применяются в специальном образовании, на логопедических занятиях мной используются:
- компьютерный программно-методический комплект «Мерсибо Плюс»;
- «Компьютерный практикум для проведения логопедический занятий в начальной школе»;
- авторские игры-тренажёры.
Коррекционные занятия с использованием информационных технологий позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность ребенка и оживить учебный процесс. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.
Игровой и творческий характер обучения, практическая направленность, интерактивность, диалоги, разнообразные формы коммуникации, использование знаний и опыта обучающихся, деятельностный подход, вовлечение в процесс всех органов чувств, реализуемые в процессе применения активных методов обучения на логопедических занятиях, повышают эффективность логопедической коррекции.
Коррекционная работа продолжается с 16 сентября по 15 мая. Продолжительность индивидуальных и подгрупповых занятий 20-40 минут. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда посещают учащиеся 1-5 классов.
Консультативная работа, проводимая учителем-логопедом, обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции и развития речи и социализации обучающихся.
Во время всего периода сопровождения ребёнка я постоянно поддерживаю контакт с родителями, периодически информируя их о динамике устранения недостатков речи, занимаюсь их просвещением по вопросам коррекции речи, работаю в постоянном сотрудничестве с администрацией образовательного учреждения. Принимаю активное участие в работе школьного психолого-педагогического консилиума (ППк). Выявляя детей с особенностями речевого развития, даю необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляю при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.). ППк является одной из форм взаимодействия специалистов.
В ходе анализа были выделены проблемные зоны: не все родители идут на контакт с учителем-логопедом, недостаточно осознают важность своевременной медикаментозной помощи ребёнку, иногда игнорируя рекомендации специалистов. Многие родители не владеют достаточным уровнем педагогических знаний и поэтому не всегда могут оказать своему ребёнку необходимую помощь.
Примерная тематика консультаций для родителей
Сроки реализации Коррекционно-развивающая поддержка семьи учителем-логопедом
I четверть II четверть III четверть IV четверть
1 год обучения Возрастные особенности речевого развития детей Пальчиками играем, речь развиваем Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Развитие речевого дыхания у детей
2 год обучения Развитие понимания обращенной речи Если ребенок не говорит? Виды средств альтернативной коммуникации От молчания к звукам и звукоподражаниям
3 год обучения Роль слухового внимания в развитие речи Работа с пиктограммами Как помочь ребенку заговорить? Формируем пассивный словарный запас ребенка
4 год обучения От пассивного словарного запаса к активному Что такое фонематический слух? Речевая азбука для родителей Ребенок засвистел, зашипел, зарычал?
5 год обучения Как организовать логопедические занятия дома Рекомендации по развитию речевых навыков Организация развивающей речевой среды Роль семьи в преодолении речевых недостатков
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями, и др.
Информационно-просветительская работа включает в себя :
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей;
- оформление информационных стендов;
- консультирование педагогов в ходе педсоветов, семинаров, круглых столов, индивидуальных консультаций и т. д. ;
- публикация методических и консультативных материалов в средствах массовой информации, печатных изданиях, сайте учреждения;
- способствует повышению уровня педагогической активности всех участников образовательных отношений.
Реализуя свою профессиональную деятельность согласно поставленной цели, учитель-логопед становится важным звеном в деятельности специалистов сопровождения, направленной на создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, логопедическое сопровождение учащихся с легкой умственной отсталостью осуществляет на уровне проведения диагностического обследования, наблюдений за учащимися во время проведения учебных занятий и общешкольных мероприятий, консультирования и просвещения родителей и педагогов, анализа результатов продуктивной деятельности учащихся. Только при условии тесного деятельностного взаимодействия с семьей учащегося, можно добиться положительных результатов в использовании как вербальных, так и невербальных средств коммуникации, обеспечить гармонизацию отношений ребенка с социумом, его адаптацию и интеграцию в общество.
Список использованных ресурсов:
1. Кириллова работа с безречевыми детьми : учебно-методическое пособие. М. :ТЦ Сфера, 2011.
2. Лазарев технологии новых стандартов. Ч. 1. - Петрозаводск: Verso, 2012
3. Лалаева работа в коррекционных классах, “Владос”, М., 2001.
4. Лынская речевой деятельности у неговорящих детей с использованием информационных технологий, М. :Парадигма, 2012.
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) https://fgosreestr. ru/
6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) https://fgos-ovz.