МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями

елена иваненко
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы

(слайд №1)

Я, Иваненко Елена Егоровна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №25». В сентябре 2015 года мною была обследована Ковшарова Ульяна 02.01.2009 года рождения. Целью данного логопедического обследования явилось определение уровня речевого развития ребенка. Логопедическое обследование речи показало, что фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции. Фонетические дефекты имеют ряд специфических причин, которые обусловлены несформированностью речеслуховых дифференцировок, нарушениями речевой моторики (ограничен подъем движений, повышенная саливация, трудности в удержании артикуляционного уклада, имеются аномалии в строении артикуляционного аппарата (нарушение прикуса). Голос средней громкости. Речь маловыразительная, ограниченный словарный запас, грамматический строй речи недостаточно сформирован для данного возраста, опыт речевого общения беден. Состояние общего развития: прослеживается взаимосвязь речевого и общего развития. Наряду с общей соматической ослабленностью имеется и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которые характеризуются неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости движения а также испытывает трудности ориентирования в пространстве. Поэтому задания, связанные с направлениями движения ( например: Возьми игрушку, которая лежит справа от тебя, пройди немного вперед и положи ее также справа, выполняет неправильно. Сделав одно действие, останавливается, ожидая дальнейших разъяснений со стороны взрослого. Если разъяснение не поступило, начинает занимать своими делами: вертит игрушку в руках, уходит с места, так и не поняв, что задание ею не выполнено. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Задержка моторных функций проявляется в быту, в игровой деятельности, в действиях с предметами. Неохотно выполняет задания по моделированию из мозаики, конструктора, не любит игры шнуровки. Такая неловкость связана с трудностями овладения точными дифференцированными движениями.

Публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями» размещена в разделах

На основании логопедического обследования было сделано заключение, что у ребенка ОНР 2 уровня. Дизартрия.

(слайд №2)

Коррекционная работа с данным ребенком планировалась на основе данных обследования с учетом особенностей развития психических процессов, возраста ребенка, степени и характера общего речевого уровня. Мною были выделены основные цели и задачи данной работы :

- развитие и совершенствование общей моторики;

- развитие и совершенствование ручной моторики;

- развитие и совершенствование артикуляционной моторики (ста-тической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);

- развитие слухового восприятия, внимания;

- развитие зрительного восприятия, памяти;

- развитие ритма;

- формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;

- совершенствование лексических и грамматических средств языка;

- развитие навыков связной речи.

Для реализации этих задач, на практике были разработаны рекомендации по работе с данным ребенком, подобранны игры как основное средство коррекции. Было разработан и составлен индивидуальный образовательный маршрут, в котором учитывались программные задачи для детей с ОНР, с опорой на типовые программы коррекционно-логопедической работы разработанные авторским коллективом Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и Т. В. Тумановой.

(слайд 3,4)

Осуществление коррекционной работы я условно разделила на 2 периода, которые взаимосвязаны друг с другом: подготовительный и основной. В подготовительный период основной целью являлось восполнить пробелы в формировании психофизиологических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, создание базы, необходимой для коррекции нарушения речи. В этот период проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового, зрительного восприятия, внимания, памяти, формирование произвольных умений и навыков.

В задачи основного периода вошли:

- совершенствование лексических и грамматических средств языка;

- развитие навыков связной речи;

- обогащение коммуникативного опыта (удивление, радость, восторг, огорчение, рассуждение и др.).

Коррекция нарушений звукопроизношения осуществляется с коррекцией речи в целом, т. е. включает развитие фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя языка. В работе важно, чтобы ребенок последовательно выполнял все задания, т. к. пропуски ведут к неполноте знаний и неустойчивости навыка.

(слайд № 5)

Интегрированные индивидуальные занятия с использованием игр и упражнений проводятся систематически 3 раза в неделю. На занятиях с ребенком разучиваем новые игры, упражнения с учетом лексической темы направленные на развитие звуковой и смысловой сторон речи.

(слайд №6)

При работе по устранению признаков дизартрии я руководствуюсь общей целью: привести артикуляционный аппарат в состояние активности, подвижности. Для этого использую: массаж, пассивную и активную артикуляционную гимнастику. В процессе проведения артикуляционной гимнастики работаю над преодолением саливации.

Параллельно с развитием артикуляционной моторики производится развитие общей моторики (подвижность рук, ног, туловища) : игры с мячом, прыжки, перепрыгивание через веревку и т. д. Работа проводится и для развития координации движений кистей рук и пальцев.

(слайд №7)

В работе с данным ребенком я хотела бы отметить трудности и положительные моменты.

Трудности: на начальном этапе работы было трудно установить контакт с ребенком, на занятиях проявлялось неустойчивое внимание, слабость мотивации и контроля, замедленный темп, плохая слуховая память, повышенная утомляемость. Для решения данных трудностей подбираю эффективные методы и приемы работы.

(слайд № 8, 9,10,11,12,13)

При планировании индивидуальных занятий использую современные педагогические технологии: здоровьесбегерающие (песочная терапия, гимнастику для глаз, артикуляционную, дыхательную, пальчиковую); технологии исследовательской деятельности (наблюдение, трудовые поручения, дидактические игры) информационно-коммуникационные (развитие воображения, мышления, памяти, социоигровые технологии (сказкотерапия, личностно- ориентированные (игры, гимнастика, массаж). Материал для закрепления звукопроизношения подбираю таким образом, чтобы одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

(слайд №14)

Положительные моменты в работе с данным ребенком : налажен контакт с ребенком, девочка справляется с рядом заданий, которые не умела выполнять на подготовительном этапе работы.

За короткий промежуток времени ребенок достиг определенных результатов:

• достаточно свободно владеет фразовой речью;

• адекватно отвечает на вопросы;

• улучшился уровень понимания обращенной речи;

• словарный запас возрос;

• в активной речи правильно употребляет простые и хорошо отработанные предлоги;

• звукопроизношение в значительной степени сформировано;

• ребенок активен, умеет подчиняться правилам и социальным нормам, инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятие и партнера по совместной деятельности;

В дальнейшем планирую продолжить работу по формированию фразовой речи, граматического строя речи, звукопризношения, фонематического восприятия, совершенствовать связную речь, координацию руки, развивать мелкую моторику.

Считаю, что успех коррекционно-развивающей деятельности с данным ребенком определяется строгой продуманной системой.

(слайд №15)

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями
Опубликовано: 16 января 2020 в 15:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями» (включая файлы) размещена пользователем елена иваненко (УИ 552123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД