Наталья Гузенко
Авторская коррекционно-развивающая игра «Времена года».
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская дидактическая коррекционно-развивающая игра для детей с ОВЗ «Времена года».
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ строится с учетом ведущего вида деятельности - игры.
Игра позволяет активизировать познавательную деятельность детей, сформировать у них положительную мотивацию, облегчают принятие ребенком учебной деятельности и обеспечивают оптимальные условия ее реализации.
Публикация «Авторская коррекционно-развивающая игра „Времена года“,» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2018
Особое место в логопедической работе с дошкольниками, занимают дидактические игры. Дидактическая игра- это эффективное средство развития и формирования личности ребенка. Дидактические игры применяются в логопедической работе с детьми с целью совершенствования правильного звукопроизношения; развития фонематического восприятия; формирования слоговой структуры слова; обогащения и уточнения словаря; формирования грамматического строя речи; развития связной речи; развития психических функций; развития мелкой моторики пальцев рук. Также дидактические игры направленны на обогащение экологических знаний и умений, бережное отношение к окружающей среде.
В своей практической деятельности я долгое время не могла подобрать дидактическую игру, одновременно направленной на коррекцию речевых нарушений и воспитание экологической культуры ребенка. В следствии чего мной было принято решение создать игру, которая могла бы помочь детям с ОВЗ через экологическое воспитание скорректировать имеющиеся речевые нарушения.
Перед тем как создать игру, я определила цель данной авторской дидактической игры- развитие речи и экологической культуры детей с ОВЗ по средствам дидактической игры.
В результате наблюдений за детьми, я пришла к выводу что игра должна быть :
-многофункциональной, с использованием ярких, красочных цветов;
-выполнена из безопасных материалов с высокими эксплуатационными свойствами;
-удобна для транспортировки и хранения.
Я нарисовала эскизы и разработала конструкцию изготовления игры. Определилась с материалом, игра создавалась из безопасных материалов с высокими эксплуатационными свойствами. Для создания игры использовался фетр, пуговицы, нитки, шнурок, железные колечки, пробки от пластиковых бутылок, картинки с изображением артикуляционной гимнастики, картинки для автоматизации звуков. После приобретения всего материала, я приступила к изготовлению игры. Из несколько кусков фетра, я сшила панно прямоугольной формы. По подготовленным шаблонам вырезала все нужные для игры фигуры (животные, листья, снежинки и др.). На обратной стороне фигур яблок, снегирей, листьев и цветов я прикрепила картинки на автоматизацию звуков. Все картинки крепятся на липучках, что позволяет менять картинный материал. Подготовила четыре игры с использованием фетра и пуговиц, направленных на развитие мелкой моторики и закрепления знаний и птицах, насекомых и животных. Игра «Найди домик», игра «Перелетные и зимующие птицы», «Мамы и детеныши». Все четыре игры входят в состав дидактической игры «Времена года», и размещаются ребенком на панно. Из желтого фетра вырезала солнце с лучами, на каждом луче разместила картинки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики. Сшила цветок из фетра с крышками от пластиковых бутылок. Каждая крышка расположена на отдельном лепестке, на каждой крышке изображены лесные ягоды.
Закончив создание авторской дидактической «Времена года» игры, я пришла к выводу, что игра предназначена для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ имеющими тяжелые нарушения речи.
Игровое дидактическое оборудование универсально, многофункционально и дает возможность варьировать игровой материал в соответствии с поставленными задачами.
Как же мы играем в дидактическую игру.
Перед ребенком я размещаю пустое панно. С правой стороны от ребенка размещается оборудование для игры. Я предлагает ребенку создать картинку леса, в определенное время года. Ребенку задается загадка или наводящий вопрос. Из представленного оборудования ребенок выбирает соответствующие фигурки, и размещает их на панно. Я задаю ребенку наводящие вопросы для выбора подходящих фигур.
- «Что растет в лесу?»
-«Что можно увидеть на небе в ясный, солнечный, летний день?»;
- «Что появляется на небе перед дождем?»
-«Каких животных можно встретить в зимнем лесу?»;
-«Какое природное явление бывает осенью?» и др.
После каждого вопроса ребенок выбирает свой ответ из представленного оборудования и размещает его на панно. Украшая солнце лучами, ребенок выполняет артикуляционные упражнения, если ребенок размещает снежинки, капельки, бабочек, он повторяет слоги на закрепление поставленного звука. Когда ребенок украшает дерево листьями, цветами, птицами или яблоками, я предлагаю ему переворачивать каждую фигуру и называет, что изображено на картинки, картинки меняются зависимости от автоматизируемого звука, если звук на стадии автоматизации в предложении или тексте, я предлагаю составить с каждой картинкой предложение. В зависимости от времени года, ребенок рассказывает, что делают птицы и животные, затем находит их и размещает на панно. Так в процессе игры ребенок повторяет или знакомится с приметами. Если на панно ребенок изображал весенний лес и панно полностью заполнено, педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Мамы и детеныши», если ребенок изображал летний лес, то в игру «Домик насекомых, если осенний лес - «Перелетные и зимующие птицы», если зимний лес «Найди домик для животного».
Анализируя свою деятельность с применения авторской коррекционно-развивающей дидактической игры «Времена года», я пришла к выводу, что стали сокращаться сроки коррекции имеющихся речевых нарушений, дети стали более активны и внимательны.
На занятиях, с использованием авторской дидактической коррекционно-развивающей игры «Времена года» у детей быстрее автоматизировались и дифференцировались звуки, дети с удовольствием выполняли упражнения артикуляционной гимнастки. Играя воспитанники с ОВЗ быстрее и легче усваивали приметы времен года, строили грамматически правильные высказывания. У детей быстрее обогащался активный и пассивный словарь по теме времена года. Дети с удовольствием учились классифицировать птиц на перелетных и зимующих, знакомились с жизнью животных в лесу, и дополняли мой рассказ своими знаниями. Воспитанники с ОВЗ стали проявлять больший интерес к окружающей природе.
По средствам данной игры дети знакомятся с жизнью в лесу, у них формируется бережное и положительное отношение к природе, а главное в процессе игры, коррекция имеющихся нарушений происходить непринужденно и весело.
Анализируя проведенную работу, я рекомендую авторскую коррекционно - развивающую дидактическую игру «Времена года» воспитателям, педагогу-психологу, музыкальному руководителю, работающим с детьми с ОВЗ, так как с помощью этой игры создаются такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо разнообразны и поэтому более эффективны.
В перспективе я планирую преобразовать игру для использования не только в индивидуальной работе, но и в подгрупповой. Планирую разнообразить игру изготовлением новых элементов: (мамы и детеныши, жилища животных).