Елизавета Малыгина
Коррекционно-развивающая программа «Планета эмоций» для дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно- развивающая программа «Планета эмоций»
Аннотация к программе
В условиях внедрения ФГОС ДО процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка приобретает особую актуальность. Предпосылкой успешного школьного обучения является развитие эмоционально-волевой сферы, способствует саморазвитию личности.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Планета эмоций“ для дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце», как отметил Л. С. Выготский.
Напряжение и стрессы, переживаемые родителями, негативно влияют на эмоциональное состояние детей в семье.
Возросли случаи микропатологии у современных детей, в том числе и в неврологической сфере. Это осложняет их нормальное психологическое развитие и мешает адаптации. По данным Н. П. Вайзман, «. предболезненные формы нервно- психических отклонений встречаются у 70% первоклассников.» (Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. — М. : Аграф, 1996. — 24 с.). Современные дети нуждаются в программах, среди которых обязательно должны быть программы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.
Данная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта и направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы воспитанников.
В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: Минаева В. М. ,Хухлаева,М. И. Чистякова
Цель программы коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.
Задачи :
• способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осозна-вать свои характерные особенности и предпочтения;
• формировать у детей адекватную самооценку;
• помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
• развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
• учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
• вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способ-ствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; кор-ректировать его нежелательные черты характера и поведения;
• развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.
Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия с группой детей, тренинги.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с задержкой психического развития в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.
Программа базируется на следующих принципах:
1) Принцип безопасности
2) Принцип положительного подкрепления
3) Принцип доверия
4) Принцип уважительного отношения друг к другу
Программа состоит из 3 блоков :
1. Знакомство с основными эмоциями
2. Различение основных эмоций.
3. анализ эмоций
Категория и возраст воспитанников.
Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.
Работа по программе проводится во второй половине учебного.
Курс включает в себя 15 занятий с периодичностью 1 раз в неделю.
Продолжительность встреч: 30 мин.
Количество человек в группе: 8 человек
Структура занятий:
1. Игра-путешествие «Планета Эмоций»
2. Игра «Выбери пиктограмму»
3. Игровое задание :«Покажи эмоцию», «Проговори эмоцию»
4. Упражнение «Зеркало»
5. Рисование эмоции.
6 Обсуждение
7. Релаксационное упражнение.
Работа по программе.
Подготовка к обучению начинается с первой недели февраля. В начале проводится первичная диагностика.
В основу диагностики нами была положена диагностика эмоциональной сферы ребенка Минаевой В. М
Определяется эмоциональный фон самооценки. Все материалы оформляются в виде протоколов, в которых представлены результаты диагностики по методикам, направленным на изучение эмоциональной, интеллектуальной, волевой, личностной и мотивационной сферы детей.
Диагностическое обследование проходит на нескольких занятиях, длительность не превышает 20 –25 минут. В процессе используются физкультурные минутки, чтобы дети не утомлялись
1. Анкеты для педагогов «Изучение эмоциональной сферы дошкольников» составитель Ю. Е. Веприцкая (приложение).
2. Анкеты для родителей «Вопросы для родителей по изучению эмоциональной сферы дошкольников» составитель Ю. Е. Веприцкая (приложение).
Разделы программы.
№ Наименование темы
(раздела) Всего за-
нятий Форма контроля
1 Мониторинговое исследование 1 Наблюдение, диагностирование
2 Повторное мониторинговое исследование 1 Наблюдение, диагностирование
4 Итого 2
Календарно – тематический план
Наименование темы Всего занятий Продолжительность
1 Вводная диагностика 1 25 мин
1.
Блок «Мои эмоции»
5 занятий 2 ч. 05 мин
1
Путешествие на «Планету плакс» 1 25
2 Путешествие на «Планету Радость» 1 25
3 Планета «Удивление» 1 25
4 Планета «Страх»
1 25
5 Планета «Гнев» 1 25
2
Блок «Распознай эмоцию»
5 занятий
2ч. 05 мин
1. Радость и горе 1
2 Радость и гнев 1
3 Радость, горе, страх 1
4 Удивление, страх, гнев 1
5 Планеты Эмоции 1
3 Блок «Анализ эмоций» 5 занятий 2ч. 05
1 «Эмоции» 1
2 «Трудности в пути» 1
3 «Пять планет» 1
4 «Пять планет» 1
5 Итоговое занятие «Квест «Чудо- планеты» 1
ИТОГО 15