Ирина Чадова
Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг меня»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В последнее время наблюдаются серьезные нарушения психологической и социальной адаптации детей в обществе. В реабилитационные центры поступают дети в возрасте от 3 до 18 лет, из разных категорий семей, но проблемы у всех похожи. Дети оказываются не подготовленными к изменениям в социуме на фоне совокупности влияния на них в период их развития неблагополучных социальных факторов. При условиях неблагополучия ребенок часто бывает лишен адекватной зоны ближайшего развития, такие дети часто лишены возможности полноценного общения со сверстниками, получения необходимых знаний для общего и интеллектуального развития. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия. Это способствует формированию у детей чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять, что снижает их адаптивные и коммуникативные способности. Из–за ограниченности социальных контактов (пребывание с ограниченным кругом людей, часто с асоциальным поведением) у детей наблюдаются скудные представления о нормах социального поведения. Дети не умеют вести себя в общественных местах, не разборчивы в установлении дружеских связей с взрослыми и сверстниками. В общении не чувствуют дистанции: со всеми на «ты».У большинства детей наблюдается низкий уровень познавательной активности. Круг интересов сужен, не простирается дальше непосредственного окружающего. Побуждение к получению новых знаний снижено. Они пассивны, их трудно увлечь какой – либо деятельностью. У некоторых, напротив, наблюдается избыточная активность, импульсивность и повышенная возбудимость. У таких детей наблюдается высокий уровень тревожности, агрессия, враждебность и безразличие к другим.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Я и мир вокруг меня“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Исследование детей дошкольного возраста показало, что наряду с низким уровнем развития познавательных психических процессов также наблюдается:
-слабое речевое развитие.
-неразвитость мелкой моторики.
-неправильное формирование способов игровой и познавательной деятельности.
-неумение контролировать свое поведение.
-низкий уровень развития самоконтроля и нарушение формирования самооценки.
-нарушение эмоционально-социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Исследование детей от 7 до 18 лет показало недостаточность или отсутствие знаний, умений и навыков, необходимых для нормальной социально- психологической адаптации:
-низкий уровень стремления к самопознанию, неспособность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей, занять свое место в системе социальных отношений;
-неустойчивость самооценки, нравственного облика, искажение ценностей, непостоянство переживаний и отношений;
-слабая способность к самоконтролю и саморегуляции;
-нарушение коммуникативной сферы, представлений о поло-ролевом поведении, принятие поло-ролевой идентификации;
-неспособность самостоятельно решать свои проблемы на психологическом уровне;
-cлабая способность к самоопределению и познанию мира.
Актуальность данной проблемы обусловила разработку программы психологической реабилитации несовершеннолетних из семей, находящихся в социально-опасном положении, «группы риска» со склонностями к самовольным уходам, суицидальным наклонностям и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В семьях данной категории, как правило, нарушены детско-родительские отношения (в том числе могут имеет место случаи жестокого обращения с детьми, которые имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Поэтому дети данной категории семей отличаются от своих сверстников. Они учатся без интереса, являются отстающими учениками в школе, или просто ее не посещают, не умеют организовать свой досуг, зачастую дезадаптированы и конфликтны. Таким образом, детям всех возрастов необходимо помочь понять важность и значимость семьи в их жизни, сформировать правильное понимание семейных ценностей. А так же помочь детям подросткового возраста с дальнейшим профессиональным самоопределением и формированием положительного отношения к здоровому образу жизни.
Новизнаданной программы заключается не только в освоении новых знаний детьми, но и в развитии у них полезных социально-психологических навыков, формировании личной позиции и отработке на практике эффективных поведенческих моделей. Реализация представленной программы нацелена на создание условий, в которых учитываются основные социальные, психологические и педагогические факторы, способствующие максимальной адаптации несовершеннолетних.
Педагогическая целесообразность заключается в формировании осознания и принятия себя как личности; преодолении трудностей в поведении, общении, возникших в процессе недостаточной или нарушенной социально психологической адаптации; формировании у несовершеннолетних отсутствующих знаний, умений и навыков;развитии психологических способностей, формирующих становление личностной и социальной зрелости.
Цель программы : преодолеть трудности в эмоциональнойикоммуникативной сферах; способствовать благоприятной социально- психологической адаптации; поддерживать психическое здоровье несовершеннолетних путем профилактики суицидального поведения и самовольных уходов.
Задачи:
Научить управлять своими эмоциями и поведением, вырабатывать собственные критерии оценки себя, видеть себя «изнутри», понимать свои достоинства, устанавливать причинно- следственных связи между потерей смысла жизни и суицида.
Воспитывать стойкую жизненную позицию, внимательное отношение к себе, другим людям, своему здоровью, чувство привязанности к членам семьи, умение свободно вступать в общение с окружающими.
Развивать уверенность в себе, способность к адекватному принятию себя и своего опыта, конструктивному решению проблем, самоконтроль; целеустремленность, организованность, гармоничность, положительное отношения к себе, способность к осмыслению своих сильных и слабых сторон, отстаиванию своей точки зрения, принятие себя, умение идти на компромисс, эмпатию, желание и стремление к самовоспитанию, способность к профессиональному самоопределению.
Разделы программы :
«Я и мой мир»- формирование личностной компетентности, профилактика суицидальных наклонностей;
«Я и общество»- формирование коммуникативной компетентности, профилактика жестокого обращения;
«Я и семья»- формирование осознания значимости семьи в своей жизни, профилактика самовольных уходов;
«Мой выбор - нет наркотикам!» - формирование здорового образа жизни, профилактика употребления ПАВ, самовольных уходов, суицидальных наклонностей;
«Я и профессия» - профориентации.
Все блоки программы тесно связаны друг с другом и направлены на понимание собственного эмоционального состояния и обучения понимания состояний близких и других окружающих людей, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, повышение собственной самооценки и осознание своего реального «Я», понимание и принятие значимых людей и потребности в семье, осознание и принятие здорового образа жизни, способствует самоопределению и выбору будущей профессии.
Методическое обеспечение:
Возраст детей:от 3 до 18 лет.
Организация проведения занятий, численный состав:занятия проводятся в группах и индивидуально (разновозрастные) от 3 до 10 человек (3-6 лет, 7-11 лет, 12-18 лет).
Максимальная нагрузка в неделю : 2 раза. Продолжительность занятия 1 час (20-30 мин (3-6 лет); академический 40 – мин; астрономический- 60 мин(7-11 лет, 12-18 лет).
Место проведения занятий:классная комната, актовый зал, двор. Занятия организуются и проводятся педагогом-психологом в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.
Совместная деятельность:участие в занятиях родителей (законных представителей, специалистов учреждения, воспитателя.
Формы занятий: групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. В программе используются :
Ролевые, подвижные, деловые игры, упражнения;
Дискуссии;
Рисуночная арт-терапия, фильмотерапия, сказкотерапия;
Разыгрывание ситуаций;
Работа с пиктограммами;
Тренинговые упражнения;
Учебный план
коррекционно-развивающей программы «Я и мир вокруг меня».
(3-6лет)
№ п / п Название разделов Количество часов
Всего Теоретическая
часть занятия Практическая часть занятия
1. «Я и мой мир»-
формирование личностной компетентности, профилактика раннего детского суицида. 8 2 6
2. «Я и общество»- формирование коммуникативной компетентности, профилактика жестокого обращения. 8 2 6
3. «Я и семья» формирование осознания значимости семьи в своей жизни, профилактика самовольных уходов. 8 4 4
Всего 24 8 16
Календарно- тематический план
коррекционно-развивающей программы «Я и мир вокруг меня».
(3-6лет)
№
п/п Дата Название разделов и тем Количество часов
Всего Теория Практика
1. «Я и мой мир»-
формирование личностной компетентности, профилактика раннего детского суицида. 8 2 6
1.1 Здравствуй, мир, это я! 1 1 -
1.2 Мальчики и девочки 1 1 -
1.3 Моя группа 1 - 1
1.4 Все мы разные, все мы удивительные! 1 - 1
1.5 Мир эмоций 1 - 1
1.6 Мое настроение 1 - 1
1.7 Я очень хороший – профилактика детского раннего суицида. 1 - 1
1.8 Когда я вырасту 1 - 1
2. «Я и общество»- формирование коммуникативной компетентностипрофилактика жестокого обращения, 8 2 6
2.1 Дружба начинается с улыбки 1 - 1
2.2 Злые и добрые поступки – профилактика жестокого обращения 1 1 -
2.3 Учимся понимать чувства других людей 1 - 1
2.4 Анализируем свое поведение в конфликтной ситуации 1 - 1
2.5 Учимся справляться с гневом 1 - 1
2.6 Учимся доброжелательности 1 - 1
2.7 Ссора 1 1 -
2.8 Давайте жить дружно! 1 - 1
3. «Я и семья» формирование осознания значимости семьи в своей жизни, профилактика самовольных уходов. 8 4 4
3.1 Я и моя семья 1 1 -
3.2 Взрослые и дети 1 1 -
3.3 Семья - моя радость – профилактика самовольных уходов 1 - 1
3.4 Вместе с мамой, вместе с папой 1 1 -
3.5 Сюжетно-ролевая игра «Семья» 1 - 1
3.6 Наши семейные традиции 1 1 -
3.7 Моя семья сейчас и в будущем 1 - 1
3.8 Картинка семьи - раскрашена любовью 1 - 1
Всего 24 8
16
Ожидаемые результаты:
Дети дошкольного возраста должны иметь следующие знания, умения и навыки:
- положительно принимать себя,
-уметь оценивать результаты своей деятельности, свои и чужие поступки;
-проявлять самостоятельность, социальную активность, уверенность в себе;
-владеть нормами и правилами общественного поведения, навыками общения;
-иметь способность завязывать и поддерживать дружеские контакты;
-правильно выражать свои чувства, эмоции;
-проявлять внимание, сочувствие, эмпатию к окружающим;
-сформированные представления о положительных взаимоотношениях в семье; представления о себе, как о члене семьи, понимание и проявление родственных чувств к членам семьи.
Учебный план
коррекционно-развивающей программы «Я и мир вокруг меня».
(7-11 лет)
№ п / п Название разделов Количество часов
Всего Теоретическая
часть занятия Практическая часть занятия
1. «Я и мой мир»-
формирование личностной компетентности, профилактика суицидальных наклонностей. 8 3 5
2. «Я и общество»- формирование коммуникативной компетентности, профилактика жестокого обращения. 8 3 5
3. «Я и семья» формирование осознания значимости семьи в своей жизни, профилактика самовольных уходов. 8 4 4
Всего 24 10 14
Календарно- тематический план
коррекционно-развивающей программы «Я и мир вокруг меня»
(7-11 лет)
№
п / п Дата Название разделов и тем Количество часов
Всего Теорети-
ческая часть
занятия Практическая часть занятия
1. «Я и мой мир»-
формирование личностной компетентности, профилактика суицидальных наклонностей. 8 3 5
1.1 Здравствуй мое «Я»-я тебя понимаю 1 - 1
1.2 Эмоции и чувства 1 - 1
1.3 Такие разные характеры 1 1 -
1.4 Особенности и важность индивидуальности 1 1 -
1.5 Наши мысли, настроения, поступки - профилактика суицидальных наклонностей. 1 1 -
1.6 Как управлять мыслями. 1 - 1
1.7 Секреты моего «Я» 1 - 1
1.8 «Я»-моя вселенная. 1 - 1
2. «Я и общество»- формирование коммуникативной компетентности, профилактика жестокого обращения. 8 3 5
2.1 Помощник друзей-«Имя» 1 1 -
2.2 От улыбки станет мир светлей- учимся дружить 1 - 1
2.3 Как понимать друг друга – профилактика жестокого обращения. 1 - 1
2.4 Учимся слушать и слышать 1 - 1
2.5 Зачем так много правил 1 1 -
2.6 Друзья не похожие на меня 1 - 1
2.7 Такое разное общество 1 1 -
2.8 Волшебное в реальном-правильное отношение к другим и действительности. 1 - 1
3. «Я и семья» формирование осознания значимости семьи в своей жизни,профилактика самовольных уходов. 8 4 4
3.1 Что такое семья 1 1 -
3.2 «Семейный альбом» понимание, определение и принятие значимых людей 1 - 1
3.3 Семейные правила – профилактика самовольных уходов. 1 1 -
3.4 Погода в доме- обучение навыкам бесконфликтного общения 1 - 1
3.5 Семейные ценности. 1 1 -
3.6 Семейные роли и обязанности 1 1 -
3.7 Семейный репортаж 1 - 1
3.8 Картинки семьи -раскрашены любовью 1 - 1
Всего 24 10 14
Ожидаемые результаты:
Для развития успешной социально психологической адаптации детей 7-11лет им необходимо иметь следующие знания, умения и навыки:
- стремиться к самоутверждению;
-сформированные способности к саморегуляции, произвольности, самоконтролю;
- потребность в самопознании, самооценке;
- способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей;
- стремиться занять свое место в системе социальных отношений.
-потребность в общении с другими людьми, на признание ими, на их одобрение;
- способность понимать ситуацию и соответствовать социальным нормам; соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей.
- понимать нормынравственного облика.
- адекватную самооценку;
- уметь оценивать свои и чужие поступки;
-проявлять ответственность, овладеть нормами и правилами общественного поведения;
-освоить навыки общения, иметь способность завязывать и поддерживать дружеские контакты;
- осознавать значимость семьи в своей жизни;
- сформированные первоначальные представления о своей будущей семье, о положительных взаимоотношениях в ней.
Учебный план
коррекционно-развивающей программы «Я и мир вокруг меня»
(12-18 лет)
№ п / п Название разделов Количество часов
Всего Теоретическая
часть занятия Практическая часть занятия
1. «Я и мой мир»-
формирование личностной компетентности 6 1 5
2. «Я и общество»- формирование коммуникативной компетентности 6 1 5
3. «Я и семья» формирование осознания значимости семьи в своей жизни. 6 3 3
4. «Мой выбор – здоровый образ жизни!»- формирование здорового образа жизни, профилактика суицидальных наклонностей, самовольных уходов, употребление ПАВ 4 2 2
5. «Я и профессия»-профориентация 2 1 1
Всего 24 8 16
Календарно- тематический план
коррекционно- развивающей программы «Я и мир вокруг меня».
(12-18 лет)
№
п/п Дата Название разделов и тем Количество часов
Всего Теорети-
ческая часть
занятия Практическая часть занятия
1. «Я и мой мир»-
формирование личностной компетентности 6 1 5
1.1 «Знаю ли я себя?» 1 - 1
1.2 «Эмоции и чувства» 1 - 1
1.3 «Темперамент и характер» 1 1 -
1.4 «Привет, индивидуальность!» 1 - 1
1.5 «Стресс- правила помощи самому себе» 1 - 1
1.6 «Путь к самому себе» 1 - 1
2. «Я и общество»- формирование коммуникативной компетентности 6 1 5
2.1 «Основы общения» 1 - 1
2.2 Ценности и потребности людей 1 1 -
2.3 «Как жить в гармонии с окружающими» 1 - 1
2.4 Вырази себя- пойми другого 1 - 1
2.5 Толерантность 1 - 1
2.6 Творческая работа «Послание обществу». 1 - 1
3. «Я и семья» формирование осознания значимости семьи в своей жизни. 6 3 3
3.1 «Я и моя семья» 1 - 1
3.2 «Семейный альбом» понимание, определение и принятие значимых людей 1 - 1
3.3 Два мира- женский и мужской 1 1 -
3.4 Это любовь 1 1 -
3.5 Семейные ценности. 1 1 -
3.6 На пути к счастью 1 - 1
4. «Мой выбор – здоровый образ жизни!»- формирование здорового образа жизни,профилактика суицидальных наклонностей, самовольных уходов, употребление ПАВ 2 1 1
4.1 Причины и последствия - профилактика употребления ПАВ 1 1 -
4.2 Штрихи к портрету - наш выбор – профилактика употребления ПАВ 1 - 1
4.3 Перспективы жизненного пути – профилактика суицидальных наклонностей 1 1 -
4.4 Я хозяин своей жизни – профилактика самовольных уходов. 1 - 1
5. «Я и профессия»- профориентация 4 2 2
5.1 Разнообразный мир профессий 1 1 -
5.2 Деловая игра по профориентации 1 - 1
Всего 24 8 16
Ожидаемые результаты:
Для развития успешной социально - психологической адаптации подросткам необходимо иметь следующие знания, умения и навыки:
-устанавливать важные перспективные жизненные ценности;
-стремиться к самоутверждению, желание занять свое место в системе социальных отношений;
-потребность в самопознании, самооценке, общении с другими людьми, на признание ими, на их одобрение;
-сформированная произвольность, самоконтроль,способность к саморегуляции;
-способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей;
-понимать ситуацию и соответствовать социальным нормам;
-соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей;
- понимать нормынравственного облика;
- сформированные уверенные установки на счастливую семейную жизнь, установку на нравственно - этические нормы и традиции семейного уклада; моральное сознание этического и эстетического отношения к общению в семье.
-основы нравственного отношения к труду;
-избирательное отношение к различным профессиям;
-сформированные представления о здоровом образе жизни.
Содержание программы.
1 раздел. Я и мой мир.
Формирование самоуважения и самопринятия; осознание и переживание уважения и принятия со стороны других; создание условий для формирования уверенного поведения. Профилактика и коррекция завышенной и заниженной самооценки. Формирование представлений об эмоциональном мире человека. Формирование навыков распознавания эмоций и умения управлять собственными эмоциями. Знакомство с фундаментальными эмоциями: интерес, радость, удивление, печаль (страдание, гнев, страх. Ситуации их возникновения, особенности интонации, мимики, пантомимики и жестов в различных эмоциях. Создание условий для понимания детьми собственных эмоций. Обучение умению говорить о своих чувствах. Обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. Создание условий для овладения детьми средствами эмоциональной выразительности. Обучение детей пониманию эмоционального состояния других. Создание условий для формирования механизма эмоциональной регуляции поведения ребенка. Осознание наличия собственных достижений; осознание необходимости приложения усилий для достижения успеха, чувство гордости за них; переживание социальной оценки (уважения и принятия) собственных достижений.
2 раздел. «Я и общество».
Развитие навыков эмоционально - социального взаимодействия с окружающими (потребность и навык совместной деятельности и общения с взрослыми, потребность и навык совместной игры и взаимодействия со сверстниками). Воспитание внимательного отношения к другому. Развитие чувства доброты, отзывчивости, сострадания.
Формирование чувства товарищества, честности по отношению к другим. Формирование представления о нравственных основах общения между людьми, как необходимого компонента жизни личности. Формирование ответственности за выбор своих решений с учетом интересов других. Развивать эмпатию, умение регулировать силу голоса, темп речи и управлять своим эмоциональным состоянием; способность держаться спокойно и уверенно, сдерживаться в ситуациях конфликта. Обучение способам и средствам взаимодействия с окружающими людьми (знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения).
Формирование коммуникативных умений – умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения; коммуникативных способностей – способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения.
3 раздел. «Я и семья»
Формирование представления детей о семье и ее членах, о себе как члене семьи, о доброжелательных отношениях родных людей, значимости семьи своей жизни, понятия «счастливая семья». Акцентирование значимости каждого члена семьи, его роли, значимости атмосферы любви, взаимопонимания и взаимоуважения в семье. Учить понимать, что взрослые – это первые помощники и защитники детей. Укрепление детско-родительских отношений, профилактика самовольных уходов. Воспитание доброжелательного отношения к взрослым, любовь и уважение к своим родным. Развитие интереса к миру взрослых, желания подражать взрослым в достойном поведении. Воспитывать чувство гордости за свою семью, формировать представления о родословной как об истории образе своей семьи, о традициях и обычаях.
Формирование адекватного представления об образе мужчины и женщины, об их отношениях, о нравственных основах общения между людьми, как необходимого компонента жизни личности. Помочь в осознании своей половой принадлежности. Формирование первоначальных представлений о своей будущей семье. Помощь в осознании и принятии своего семейного опыта для последующего построения своей будущей семьи. Формирование чувства долга и ответственности перед семьей. Воспитание доброты, отзывчивости, терпимости, чувства уважения и взаимопомощи.
Раздел 4. «Мой выбор –здоровый образ жизни!»
Формирование полезных навыков здорового образа жизни, чувства ответственности за свою жизнь, понятия «привычки» и их влияния на здоровье. Датьпредставление о нездоровом образе человека, употребляющего наркотические вещества и другие психоактивные вещества, о влиянии их на организм человека. Повышение уровня информированности несовершеннолетних о пользе здорового образа жизни. Формирование устойчивой положительнойпозиции к здоровому образу жизни. Воспитание привычки стремиться к сохранению и укреплению собственного здоровья. Профилактика самовольных уходов, «антивитальных переживаний», суицидальных наклонностей.
Раздел 5. «Я и профессия».
Обогащение знаний о разнообразном мире профессий. Проведение анализа профессий на основе их классификации. Формирование представлений об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; важности любого труда. Развитие представлений о саморазвитии и самореализации. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний о профессиях. Воспитание интереса, уважения и любви к труду.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в школе. – М. : Сфера, 2003
2. Амбросьева Н. Н. Авторские психотерапевтические сказки Институт сказкотерапии Санкт-Петербург. Краснодар «Эврика» 2008г.
3. Васильева Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. Санкт-Петербург «Речь»2006
4. Калинина Р. М. Тренинг развития личности. Игры, занятия, упражнения. – С-Пб. : Речь, 2001
5. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М. : Гном и Д, 2001
6. Минич О. А., О. А. Хаткевич Педагогические игры- Минск ИООО «Красико-Принт» 2005г.
7. Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения. М., 1999
8. Рыкова Н. Н., Низовцева Ю. А. Академия волшебства. Развивающие занятия для детей. Санкт-Петербург «Речь»2011г.
9. Савельева Н. И., Честнова Н. Ю. Настольная книга практического психолога Ростов-на Дону «Феникс»2005г.
10. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома, психотехнические упражнения, коррекционные программы. Центр развивающего обучения «Интор» Москва 1993
11. Фопель. К. Как научить детей сотрудничать, психологические игры и упражнения-практическое пособие для педагогов и психологов, часть 2. Москва «Генезис» 1998
12. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Санкт-Петербург «Речь» 2008