Наталья Курылева
Коррекционно-развивающая программа «Островок надежды»
Коррекционно - развивающая программа
«ОСТРОВОК НАДЕЖДЫ»
ЦИКЛ- «Творчество»
(коррекционно – развивающая работа с детьми
7-11 лет в условиях стационарного отделения)
«Мир волшебства»
Разработана воспитателем
ГБУ СО СРЦ
«Волжанка»
Курылевой Н. А.
2013г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
"Эстетическая чувствительность играет роль тонкого решета и понятно, почему тот, кто лишен ее, никогда не будет истинным творцом"
Эстетика (от греч. Aisfhefiros) - чувствующий, чувственный.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Островок надежды“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Эстетическая мысль зародилась в глубокой древности, в мифологическом сознании доклассового общества. Активизация интереса к искусству его возможностям в становлении разных видов художественного творчества. С этим была, связанна постановка проблемы вкуса, который рассматривался, как специфический механизм способный воспринимать и оценивать красоту и плоды художественного творчества.
Эстетический вкус-формирование определенного эстетического восприятия. Вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их приобщении к этим ценностям. Формируется эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты. Красота помимо другого своего назначения выступает как один из регуляторов человеческих отношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человеческими. Благодаря красоте, люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идеал добра будет осмысленно воспринимать их моральным сознанием. В сфере "художественного творчества" идеал единства эстетического восприятия реализуется как взаимоотношения искусства и морали. Искусство справедливо называют "эстетической школой нравственности". В дошкольном и младшем школьном возрасте, когда личность только начинает формироваться, особенно важно воспитание человечности, формирование необходимого в каждом обществе отношения к людям, осуществлять в тесной взаимосвязи с культурой, искусством, отношением к природе. Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т. п.
На решение данной проблемы в нашем Центре, и направлена программа "Мир волшебства".
Содержание программы предусматривает освоение детьми различных видов деятельности: рисование, аппликация, пластелинография, тестопластика, лепка, нетрадиционные методы рисования, а так же познакомятся с оригами и мозаика. Освоение данных технологий позволят расширить кругозор детей, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, зрительной памяти, формированию эстетического отношения и художественно- творческих способностей.
ЦЕЛЬ ПРОГРММЫ : Формирование художественной культуры как неотъемной части культуры духовной и эстетического вкуса дезадаптированных детей Центра, путем знакомства с основными видами искусства: живописью, графикой, скульптурой, архитектурой и дизайном, народным и декоративно-прикладным искусством.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :
Определить знания об искусстве, творческие склонности, способности.
Познакомить с различными видами искусства: живописью, графикой, скульптурой, архитектурой и дизайном, народным и декоративно-прикладным искусством.
Формировать художественно-творческую активность воспитанников.
Познакомить с образным языком изобразительного искусства, лепки и аппликации посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Помочь в овладении элементарными умениями, навыками, способами художественно-изобразительной деятельности.
Познакомить с нетрадиционными техниками изображения: торцевание, монотопия, ниткография, рисование по мокрому листу, песком, крупой, пальчиками.
Развивать чувство композиции, симметрии, ассиметрии, цветовосприятия, творческого мышления.
Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Самореализация детей в процессе творческой деятельности.
УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Воспитатель стационарного отделения круглосуточного пребывания, родители.
ОБЪЕКТ:
Воспитанники дошкольного и младшего школьного возраста, находящиеся в социально опасном положении, проходящих курс реабилитации в ГБУ СО СРЦ «Волжанка».
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:
Программа рассчитана на 6 месяцев и носит долгосрочный порядок.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Коррекционно-развивающее групповое занятие;
Творческая мастерская;
Индивидуальна работа;
Экскурсия;
Дидактическая игра;
Отчет воспитателя;
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ:
Одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеопрезентаций и других наглядных пособий);
Словесный (беседа, рассказ, диалог, художественное слово, указания, пояснения, чтение отрывок из художественной литературы);
Практический (самостоятельное выполнение детьми творческой работы, использование различных инструментов и материалов для изображения, выполнение работ по образцу.);
Эвристический (развитие находчивости и активности);
Частично- поисковый (работа со схемами, привлечение воображения и памяти);
Проблемно- мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
Мотивационный метод (убеждение, поощрение);
Здоровьесберегающий метод (физ. минутка, пальчиковая гимнастика, координационно-подвижные игры, рисование под музыку)
Сотворчество, жест руки (показ элемента узора детьми, нахождение такого же или одинаковой формы, по цвету, элементу);
Подведение итога (анализ работ, выставка работ).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОГРАММНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Реабилитационная деятельность и коррекционно-развивающая работа в рамках реализации программы «Мир волшебства» ГБУ СО СРЦ осуществляется в условиях средней группы стационарного отделения круглосуточного пребывания, где проходят реабилитацию дети дошкольного и младшего школьного возраста. Коррекционно - развивающая работа по программе «Мир волшебства» имеет дифференцированный подход и учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Постепенно происходит усложнение учебного материала. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования.
При поступлении в стационарную группу, воспитателем проводится уточняющая диагностика (Приложение № 1, через 3 месяца осуществляется срезывая диагностика (Приложение № 2) и по необходимости вносятся изменения в программу реабилитации воспитанника. Через 6 месяцев мониторинг подводит итог коррекционно - развивающей работы с каждым ребенком (Приложение № 3).
Программа носит периодичный характер, включает в себя 72 занятия, индивидуальную работу, работу с родителями (индивидуальные консультации, беседы, выставки детских работ). (Приложение № 4). Разработан календарно- тематический план (Приложение № 5) по которому осуществляется работа.
В программе широко используются технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат.
СОДЕРЖАНИЕТ ПРГРАММЫ:
Программа включает в себя 6 блоков:
1. Блок. Диагностический - уточняющая, промежуточная и итоговая.
2. Блок. «Ниточка в иголочку» - знакомство с видами тканей, швов. Умение владеть иголкой.
3. Блок. «В мире прекрасного» - знакомство с различными видами изобразительного искусства.
4. Блок. «Лепка и аппликация» – закрепить умения передавать формы и пропорции и вырезать из бумаги части предметов и силуэты и составлять декоративную композицию.
5. Блок. «Народный промысел» - знакомство с народным промыслом.
6. Блок. «Творческая мастерская» - творческая деятельность детей, знакомство с нетрадиционными техниками изображения.
Ожидаемыми результатами у воспитанников, прошедших полный курс реабилитации в рамках данного направления, должны быть показатели
Качественные:
1. разовьется эстетический вкус, расширится кругозор в области искусства, народного творчества.
2. получат начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно - прикладном искусстве.
3. пополнятся знания о народном творчестве: Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома.
4. разовьется воображение, художественное восприятие, мелкая моторика, речь, память.
5. овладеют методами лепки предметов по представлению и натуры, передавая характер пропорции, позы и движения человека и животного.
6. овладеют основами техники многослойного вырезания и умения составлять декоративную композицию из геометрических и растительных форм.
7. познакомятся с правилами смешивания красок и получения составных цветов.
8. освоят способы передачи пространства на плоскости (прием загораживания, уменьшение отдаленных объектов)
9. освоят некоторые приемы росписи изделий декоративно-прикладного искусства
10. овладеют новыми техниками изображения: торцевание, монотопия, ниткография, рисование по мокрому листу, песком, крупой, пальчиками
11. отработается навык самостоятельной и групповой работы.
12. снизится эмоциональное напряжение.
Количественные:
Данная программа предполагает проведение следующих организационных видов деятельности по блокам:
«Диагностика»- 3 занятия
«Ниточка в иголочку»- 6 занятий
«В мире прекрасного»- 15 занятий
«Лепка и аппликация»- 8 -анятий
«Народный промысел»- 17 -занятий
«Творческая мастерская» - 23 занятия
Работа с родителями.
Консультаций - 3
Выставок работ детей - 6
Индивидуальные беседы о достижении детей по программе 16