Лучший педагог года

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

Мария Костякова
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Публикация «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т. д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно

пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,

временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

Рекомендации для проведения общеобразовательных занятий с детьми, имеющими нарушения зрения.

На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света, используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.

Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.

Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;

размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см. ;

размер раздаточного материала – 5 см., 3 см. ,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.

На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Рекомендуемые зрительные нагрузки для лечения амблиопии и косоглазия у детей.

Острота зрения 3-4 года Острота зрения 5-7 лет

0,01 – 0,3 0,4 - ,0 0,01 0,3 0,4 1,0

Зрительная нагрузка N 1 N 2 N 3 N 4 N 5 N 6 N 7

Характер зрения Не учитывается Не учитывается Не учитывается Монокулярное,

Монокулярно-альтернирующее,

Одновременное. Одновременное,

Бинокулярное

Неустойчивое.

Фиксация Не учитывается Не учитывается Нецентральная,

устойчивая Центральная

и нецентральная,

неустойчивая Центральная Центральная

Характер учебно-наглядных пособий:

Цвет

Размеры

форма Оранжевый,

Красный,

Зеленый и их оттенки Больше 2 см.

разнообразная Разнообразный Меньше 2 см.

объемная Желтый, красный, зеленый и их оттенки До 2 см.

разнообразная N 3 Разнообразный Разнообразные

объемная N 5 N 5

Время проведения Утро, полдень, вечер Утро, полдень, вечер Утро и вечер Полдень и близко к полудню любое

Количество занятий в день 2 3 3 2-3 2-3 5 3

Продолжительность

(мин). 15 15 20 20 25 25 25

Характер упражнений:

При сходящемся косоглазии При расходящееся

косоглазии при отсутствии косоглазия На расслабление конвергенции

На усиление

Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов На расслабление конвергенции

На усиление

Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов, игрушки стереоскопического типа На локализацию На расслабление конвергенции На усиление Аккомодации На стерео приборах

Вид косоглазия Не учитывается Не учитывается сходящееся расходящееся нет

Зрительные нагрузки для детей 2 – 4 лет.

Зрительная нагрузка N 1

Плеоптика.

1. Работа с предметными картинками.

рассматривание, описание, нахождение новых картинок;

нахождение одинаковых картинок;

нахождение нескольких одинаковых картинок;

группировка изображений по цвету;

группировка изображений по назначению.

2. Работа с геометрическими фигурами:

группировка по цвету без учета формы;

группировка по форме без учета цвета.

3. Работа с цветной мозаикой :

сортировка по цвету;

выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца.

4. Работа с пирамидками.

5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.

Зрительная нагрузка N 2

Сходящееся косоглазие

Рассматривание калейдоскопа с направлением тубуса в даль.

Работа с монокулярным фильмоскопом.

Работа с магнитным конструктором.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.

Обведение контурных очертаний предметов.

Зрительная нагрузка N 2

Расходящееся косоглазие

Работа с калейдоскопом – направление тубуса вниз.

Рассматривание картинок через диаскоп.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.

Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Вдевание лески в модель игры.

Обведение контура.

Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.

Игра «Птички и автомобили», «Птички» - расходящееся косоглазие.

Игры: «Поймай рыбку», «Найди свой цвет», «Чего не стало?».

Зрительная нагрузка N 6

Для детей с расходящимся косоглазием.

Общая продолжительность 10 -15 минут.

Упражнения те же, что и нагрузке N 5, только взор должен быть направлен вниз (без подставки).

Составление целого из частей – кубики.

Вырезание фигур, их деталей.

Игра «Набрось колечко», «Поймай рыбку».

Игра «Удочка». Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Зрительная нагрузка N 7

Для развития одновременного и бинокулярного зрения, положение глаз правильное. Величина объектов – маленькая. Время проведения – любое. Количество занятий в день 3-4 раза. Направление взора зависит от вида косоглазия.

Перерисовка через прозрачную бумагу.

Работа с книжками – раскрасками.

Работа с разными картинками.

Самые разнообразные настольные игры, требующие рассмотрения мелких деталей.

Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.

Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.

Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.

Составление целого из частей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Зрительная нагрузка N 8

Развитие стереоскопического зрения.

«Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т. д. с расстояния 2- 2,5 метра.

Зрительные нагрузки для детей 5 – 7 лет

Зрительная нагрузка N 3, N 4.

Рассматривание предметных картинок.

Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».

Игра в лото с крупными картинками.

Игра в домино с яркими крупными картинками.

Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Распутывание лабиринтов (линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на цвет).

Обведение изображений по контуру.

Выкладывание узора из магнитной мозаики.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.

Зрительная нагрузка N 5

Сходящееся косоглазие

Рассматривание в калейдоскоп, монокулярный фильмоскоп.

Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.

Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.

Шитье по картону.

Шнуровка.

Обведение шаблонов по контуру, штриховка.

Игры в лото, домино на подставке.

Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.

Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.

Рассматривание картинок на вращающемся диске.

Магнитная мозаика (на подставке).

Соединение точек на бумаге в клетку.

Рассматривание далеких и высоких предметов.

Обведение 4-х клеточек в тетради.

Рисование орнамента – бордюра.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.

Кольцебросы.

Распутывание лабиринтов.

Метание присосок.

Бадминтон, волейбол.

Метание мячей, мешочков, снежков в цель.

Игры на совмещение контура и предмета.

Зрительная нагрузка N 6

Расходящееся косоглазие

Работа с мелкой мозаикой.

Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.

Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.

Шнуровка.

Обведение изображений по контуру.

Штриховка и раскрашивание шаблона.

Перерисовка изображений через кальку.

Рассматривание в калейдоскоп.

Распутывание лабиринта (2 этап).

Выкладывание узора из цветных палочек.

Рассматривание предметов, их описание.

Составление целого из частей – кубики.

Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.

Вырезание фигур, их деталей.

Игра: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Игры в лото, домино.

Игра «Удочка».

Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Зрительная нагрузка N 7

Развитие одновременного и бинокулярного зрения.

Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.

Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.

Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.

Составление целого из частей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Работа с книжками – раскрасками.

Работа с разрезными картинками.

Настольные игры, требующие рассматривания мелких деталей.

Зрительная нагрузка N 8

Развитие стереоскопического зрения

«Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.

«Набрось кольцо на конусы, елочки, стержни».

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т. д. с расстояния 2 – 2,5 метра.

Публикации по теме:

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Правила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группыПравила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группы Цель: обучение правилам пользования очками. Задачи: • способствовать получению опыта познания возможностей глаз и знаний о функциональном.

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Занятие по рисованию «Кружевные шляпы» в старшей группе детей с нарушением зренияЗанятие по рисованию «Кружевные шляпы» в старшей группе детей с нарушением зрения Материал. Фломастеры (для каждого ребенка). Портреты мам, выполненные детьми на предыдущем занятии. Клей ПВА, кисть для клея и подставка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 03:52
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Мария Костякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД