Лучший педагог года

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством логоритмики

Емельянова Елена
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством логоритмики

В настоящее время постоянно увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Очень остро ставится вопрос о нахождении новых, действенных методик работы с детьми.

Одним из наиболее эффективных методов коррекционной работы является логопедическая ритмика (логоритмика). Логопедическая ритмика представляет собой сочетание слова, музыки и движения. Логоритмика может включаться в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. [1]

Публикация «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством логоритмики» размещена в разделах

Логоритмика выполняет ряд задач :

1. Развитие двигательной сферы;

2. Развитие чувства темпа и ритма, формирование и развитие способности ощущать в музыке ритм;

3. Формирование и развитие восприятия музыкальных образов;

4. Формирование положительных эмоций.

Целью логоритмического воздействия является преодоление речевого нарушения у детей, путем развития его двигательной сферы, в сочетании с музыкой и движениями. Конечная цель логоритмических занятий – адаптировать детей к условиям окружающего мира. [2]

Так, логоритмика используется в работе с детьми, имеющими стертую дизартрию. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. [3]

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроогранического поражения головного мозга. [4]

Вопросами изучения особенностей детей дошкольного возраста со стертой дизартрией занимались : Архипова Е. Ф. ; Мастюкова Е. М. ; Серебрякова Е. Н. ; Лопатина Л. В. ; Дьякова Л. И. и другие.

У детей со стертой дизартрией наблюдаются выраженные расстройства двигательной сферы в сочетании с недоразвитием просодической стороны речи. Одним из наиболее важных компонентов просодической стороны речи, отвечающей за выразительность и ясность произносимой речи, является темпо-ритмическая организация речи.

Именно поэтому, детям дошкольного возраста со стертой дизартрией необходимы занятия по логоритмике. Сочетая движения и музыку логоритмика способствует развитию двигательной сферы и темпо-ритмической организации речи.

Обычно, логоритмика проходит в детском саду один раз, в начале, или в конце недели. Помимо логопеда на занятии обязательно должен присутствовать и музыкальный руководитель. Тема занятия соответствует тематическому планированию.

В логоритмике выделяют два направления коррекционной работы при формировании и развитии темпо-ритмической организации речи. Первое направление – работа по формированию и коррекции неречевого темпа и ритма. Для данного направления логопед предлагает детям внимательно послушать, а затем воспроизвести услышанный ритм. Прослушав ритм, дети пытаются также простучать ногами или отхлопать в ладоши. Второе направление работы – формирование и коррекция речевого темпа и ритма. В данном направлении используются упражнения, способствующие развитию: артикуляционной моторики; фонационного дыхания; формированию и развитию темпа и ритма; движений. [5]

Логоритмическое занятие включает :

1. Организационный момент – знакомство детей с темой занятия, формирование положительного настроя.

2. Основная часть – выполнение упражнений, направленных на формирование и развитие артикуляционной моторики; дыхания; мелкой и общей моторики.

3. Заключительная часть – рефлексия – подведение итогов занятия. [6]

Для детей дошкольного возраста со стертой дизартрией наиболее актуальной является работа со вторым направлением, работа по формирования речевого темпа и ритма.

Для развития артикуляционной моторики логопед может предложить детям выполнить статичные упражнения - «Лягушка», «Слон», «Лопаточка», «Иголочка»; динамические упражнения – «Лягушка – слон», «Лошадка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок».

Для развития фонационного дыхания логопед предлагает детям упражнения, направленные на формирование правильного диафрагмального дыхания.

Для развития общей и мелкой моторики, а также развития темпа и ритма используется выполнение определенных движений под музыку. Например, дети могут хлопать в ладоши, топать ногами, садиться на пятки или подниматься на носочки, маршировать. Чтобы сделать эту часть занятия наиболее интересной, логопед может читать в стихотворение, или предложить поиграть в игру «Зайцы-волки». Дети становятся в круг и закрывают глаза. Логопед подходит к каждому ребенку и на ухо говорит ему, кем он будет, зайцем или волком. Пока день, зайцы веселятся, прыгают по лужайке, волки спят. Как только наступает ночь, волки выходят на охоту, а все зайцы должны успеть спрятаться в свои домики. Заяц, который не успел спрятаться в домик и был пойман волком, также становится волком.

В конце занятия логопед может предложить детям упражнение на релаксацию. Дети ложатся на ковер, вытягивают руки и ноги в разные стороны, лежат так в течение минуты, играет тихая, приятная мелодия.

Подводя итоги, можно сказать, что стертая дизартрия является сложным, системным нарушением, проявляющимся в нарушении звукопроизношения, просодической стороны речи и двигательной сферы. Наиболее эффективной коррекционная работа будет тогда, когда на ряду с традиционными методами логопедической работы будут использованы и логоритмические занятия, направленные на развитие двигательной сферы, а также на формирование и развитие темпо-ритмического компонента просодической стороны речи. Правильно подобранный музыкальный, двигательный и наглядный материал будет воздействовать не только на развитие речи в целом, но также и на развитие внимания, восприятия и мышления.

Список используемой литературы:

1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 352 c.

2. Воронова А. Е. Логоритмика для детей 5—7 лет : В 2-х ч. — Часть 1. — 2-е изд., перераб. — М. : ТЦ Сфера, 2016. — 64 с. — (Библиотека логопеда)

3. Логопедия : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М. : АСТ: Астрель, 2007.

5. Комаровская А. О. Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми с дизартрией // Мир детства в современном образовательном пространстве. 2017. - с. 225–227.

6. Формирование темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией на логопедических занятиях с использованием элементов логоритмики -Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» - Ларина Е. А., Перевалова В. Н. – 2020/ Мир науки. Педагогика и психология

Публикации по теме:

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия. Тактильная книга «Теремок сказок»Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия. Тактильная книга «Теремок сказок» Тактильная книга «Теремок сказок» представляет собой дидактическое пособие по формированию связной речи и математических представлений.

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологийКоррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологий Игровые технологии. Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством логоритмики
Опубликовано: 31 июля 2024 в 12:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством логоритмики» (включая файлы) размещена пользователем Емельянова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД