Емельянова Елена
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством логоритмики
В настоящее время постоянно увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Очень остро ставится вопрос о нахождении новых, действенных методик работы с детьми.
Одним из наиболее эффективных методов коррекционной работы является логопедическая ритмика (логоритмика). Логопедическая ритмика представляет собой сочетание слова, музыки и движения. Логоритмика может включаться в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. [1]
Публикация «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством логоритмики» размещена в разделах
Логоритмика выполняет ряд задач :
1. Развитие двигательной сферы;
2. Развитие чувства темпа и ритма, формирование и развитие способности ощущать в музыке ритм;
3. Формирование и развитие восприятия музыкальных образов;
4. Формирование положительных эмоций.
Целью логоритмического воздействия является преодоление речевого нарушения у детей, путем развития его двигательной сферы, в сочетании с музыкой и движениями. Конечная цель логоритмических занятий – адаптировать детей к условиям окружающего мира. [2]
Так, логоритмика используется в работе с детьми, имеющими стертую дизартрию. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. [3]
Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроогранического поражения головного мозга. [4]
Вопросами изучения особенностей детей дошкольного возраста со стертой дизартрией занимались : Архипова Е. Ф. ; Мастюкова Е. М. ; Серебрякова Е. Н. ; Лопатина Л. В. ; Дьякова Л. И. и другие.
У детей со стертой дизартрией наблюдаются выраженные расстройства двигательной сферы в сочетании с недоразвитием просодической стороны речи. Одним из наиболее важных компонентов просодической стороны речи, отвечающей за выразительность и ясность произносимой речи, является темпо-ритмическая организация речи.
Именно поэтому, детям дошкольного возраста со стертой дизартрией необходимы занятия по логоритмике. Сочетая движения и музыку логоритмика способствует развитию двигательной сферы и темпо-ритмической организации речи.
Обычно, логоритмика проходит в детском саду один раз, в начале, или в конце недели. Помимо логопеда на занятии обязательно должен присутствовать и музыкальный руководитель. Тема занятия соответствует тематическому планированию.
В логоритмике выделяют два направления коррекционной работы при формировании и развитии темпо-ритмической организации речи. Первое направление – работа по формированию и коррекции неречевого темпа и ритма. Для данного направления логопед предлагает детям внимательно послушать, а затем воспроизвести услышанный ритм. Прослушав ритм, дети пытаются также простучать ногами или отхлопать в ладоши. Второе направление работы – формирование и коррекция речевого темпа и ритма. В данном направлении используются упражнения, способствующие развитию: артикуляционной моторики; фонационного дыхания; формированию и развитию темпа и ритма; движений. [5]
Логоритмическое занятие включает :
1. Организационный момент – знакомство детей с темой занятия, формирование положительного настроя.
2. Основная часть – выполнение упражнений, направленных на формирование и развитие артикуляционной моторики; дыхания; мелкой и общей моторики.
3. Заключительная часть – рефлексия – подведение итогов занятия. [6]
Для детей дошкольного возраста со стертой дизартрией наиболее актуальной является работа со вторым направлением, работа по формирования речевого темпа и ритма.
Для развития артикуляционной моторики логопед может предложить детям выполнить статичные упражнения - «Лягушка», «Слон», «Лопаточка», «Иголочка»; динамические упражнения – «Лягушка – слон», «Лошадка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок».
Для развития фонационного дыхания логопед предлагает детям упражнения, направленные на формирование правильного диафрагмального дыхания.
Для развития общей и мелкой моторики, а также развития темпа и ритма используется выполнение определенных движений под музыку. Например, дети могут хлопать в ладоши, топать ногами, садиться на пятки или подниматься на носочки, маршировать. Чтобы сделать эту часть занятия наиболее интересной, логопед может читать в стихотворение, или предложить поиграть в игру «Зайцы-волки». Дети становятся в круг и закрывают глаза. Логопед подходит к каждому ребенку и на ухо говорит ему, кем он будет, зайцем или волком. Пока день, зайцы веселятся, прыгают по лужайке, волки спят. Как только наступает ночь, волки выходят на охоту, а все зайцы должны успеть спрятаться в свои домики. Заяц, который не успел спрятаться в домик и был пойман волком, также становится волком.
В конце занятия логопед может предложить детям упражнение на релаксацию. Дети ложатся на ковер, вытягивают руки и ноги в разные стороны, лежат так в течение минуты, играет тихая, приятная мелодия.
Подводя итоги, можно сказать, что стертая дизартрия является сложным, системным нарушением, проявляющимся в нарушении звукопроизношения, просодической стороны речи и двигательной сферы. Наиболее эффективной коррекционная работа будет тогда, когда на ряду с традиционными методами логопедической работы будут использованы и логоритмические занятия, направленные на развитие двигательной сферы, а также на формирование и развитие темпо-ритмического компонента просодической стороны речи. Правильно подобранный музыкальный, двигательный и наглядный материал будет воздействовать не только на развитие речи в целом, но также и на развитие внимания, восприятия и мышления.
Список используемой литературы:
1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 352 c.
2. Воронова А. Е. Логоритмика для детей 5—7 лет : В 2-х ч. — Часть 1. — 2-е изд., перераб. — М. : ТЦ Сфера, 2016. — 64 с. — (Библиотека логопеда)
3. Логопедия : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М. : АСТ: Астрель, 2007.
5. Комаровская А. О. Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми с дизартрией // Мир детства в современном образовательном пространстве. 2017. - с. 225–227.
6. Формирование темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией на логопедических занятиях с использованием элементов логоритмики -Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» - Ларина Е. А., Перевалова В. Н. – 2020/ Мир науки. Педагогика и психология