Гульнара Воробьева
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников
▼ Скачать
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых
навыков у аутичных дошкольников
Существует несколько коррекционных направлений, имеющие собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся на трех подходах, которые зарекомендовали себя как достаточно эффективные при работе с детьми, страдающими аутизмом и близкими к аутизму нарушениями (расстройствами аутистического спектра) : ТЕАССН-программа, поведенческий и
Публикация «Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
эмоционально-уровневый подход. [1]
Данные подходы рассчитаны на изменение всех сфер жизни ребенка на длительный срок, поэтому необходима совместная работа специалиста и семьи аутичного ребенка. Результаты нашего исследования являются основанием для разработки индивидуальных программ развития для каждого ребенка. Как отмечалось раньше, процесс обучения и воспитания ребенка построен продуманно и систематично, что, во многом, служит залогом его эффективности. Поэтому коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков строится в два этапа:
- подготовительный этап;
- основной (обучающий) этап. [60]
Подготовительный этап.
1. Выбор навыков, которые необходимо формировать – это первый шаг к
практической коррекционной работе. Он осуществляется на основании данных,
полученных в ходе исследования детей, и ориентируются на следующие факторы:
а) возрастную норму — мы можем сделать вывод, что уровень развития
социально-бытовых навыков у детей соответствует 2-3 годам;
б) запросы родителей — потребности родителей заключаются в обогащении
знаний о диагнозе детей, а также в развитии социально-бытовых навыков их
детей: одевания и раздевания, навыка туалета, приема пищи; в) социальную значимость навыков — данные навыки являются
необходимыми для будущей жизнедеятельности ребенка;
г) интересы и предпочтения ребенка. [49]
2. Построение индивидуальной программы. Она состоит из нескольких
частей: название программы; определение формируемого навыка; способ фиксации
количественных данных; описание процедуры обучения и переноса навыка. [8]
3. Подбор материалов для работы и организация среды.
Учебный материал (предметы, картинки) подбирается из повседневной
жизни ребенка:
- одежда ребенка: футболка, колготки, носки, штаны, кофта, кепка (косынка,
сандали (туфли);
- столовые приборы: тарелка, ложка, кружка;
- предметы туалета: горшок, мыло, полотенце.
Деление помещения на несколько «зон» по функциональному критерию:
место, где проходит занятие; место, где ребенок играет и отдыхает; место, где
хранятся все самостоятельные задания. [5]
4. Использование подкрепления.
Подкрепляющими стимулами являются предметы, виды активности, формы
общения, приятные ребенку. Подкрепление увеличивает частоту поведенческих
реакций, подбирается индивидуально, предоставляется сразу после той
поведенческой реакции, которую пытаются сформировать, и должно соотноситься
с поведением. [53]
Подкрепляющие стимулы детей:
- у Владика Ш. катание по ладоням массажным мячом, т. к. мальчик всегда
проводит руками по всем предметам, попадающимся на пути;
- у Гоши Л. шуршание его черным пакетом, т. к. мальчик всегда приходит в
детский сад и уходит с ним;
- у Насти К. покачивание ее на руках, т. к. установив зрительный контакт со
взрослым, требует тактильно контакта с ним. 5. Формирование учебного поведения – адекватной реакции ребенка на
предъявляемые ему требования, используя предлагаемые игрушки и пособия. Это
требует умения концентрировать внимание, что в свою очередь содержит
несколько этапов:
взрослый сидит перед ребенком лицом к лицу на расстоянии вытянутой
руки;
произносит короткую и четкую инструкцию;
физически помогает ребенку повторить действие и поощряет словами;
подкрепляет попытки ребенка выполнить действие самостоятельно. [49]
Отклик на свое имя. Держите то, что вы выбрали в качестве вознаграждения,
у своего лица, направьте рукой голову малыша так, чтобы он посмотрел в вашу
сторону, позовите по имени и скажите: «Посмотри на меня!» Похвалите его и
дайте ему награду.
Положите свою руку ребенку на плечо, потяните его к себе и одновременно
скажите: «Иди сюда!». Повторите, легко касаясь плеча; затем протяните к нему
руки. Поощрите ребенка. Постепенно увеличивайте дистанцию. [8]
Узнавание предметов. Поднимите предмет так, чтобы ребенок мог видеть
его. Затем отчетливо произнесите: «Ложка. Посмотри на ложку!» Потом положите
ложку на стол и попросите: «Дай мне ложку!» Возьмите его руки, помогите
поднять его и дать вам в руки. Вознаградите малыша похвалой. [8]
Подражание. Четко назовите действие, например: «Хлопни в ладоши» – и
хлопните в ладоши сами, чтобы показать ему, как это делается. Возьмите его руки
и хлопните ладошкой о ладошку. После этого поощрите словами и любимым
действием ребенка. Постепенно уменьшайте свою помощь ребенку, побуждая его к
самостоятельным действиям. [49]
6. Обучение самостоятельной деятельности.
Использование средств планирования, организации и контроля.
- выбор деятельности, в которой ребенок успешен;
- построение схемы деятельности - расписание; - организация пространства: расположение материала на полке в нужной
последовательности;
- развитие в данных условиях;
- уменьшение помощи взрослого;
- перенос в домашние условия;
- отказ от схемы. [48]
7. Коррекция поведения.
Подкрепление поведения: несовместимого с проблемным; подкрепление
отсутствия проблемного поведения. Лишение подкрепления в ответ на проблемное
поведение ребенка.
Наказания. После эпизода проблемного поведения в ситуацию привносится
неприятный ребенку стимул: повторяющиеся инструкции; физические
упражнения; повторение ситуации до тех пор, пока она пройдет без проблемного
поведения. [49]
8. Коррекция стереотипий.
Переключение — стереотипию прерывают, предлагая ребенку другую,
знакомую, не вызывающую негативизма деятельность.
Замещение стереотипии другими, более адекватными, близкими по характеру
действиями.
Трансформация — замещение, при котором меняется смысл действия.
Прерывание – создание условий, в которых реализация стереотипии
становится недоступной.
Наработка гибкости — введение новых видов стереотипов, которые
постепенно изменяются, и взаимодействуют со старыми стереотипиями.
Таким образом, когда стереотип становится разветвленным и гибким, он
утрачивает само качество стереотипа, трансформируется в более адаптивные виды
поведения. [49]
Основной (обучающий) этап.
Как мы уже выяснили, наиболее значимыми в жизни аутичных детей
являются потребности в культурно-гигиенических и бытовых навыках : одевании и раздевания, приеме пищи, туалете. Коррекционную программу мы строим на
основе разработок Б. Л. Бейкера и С. С. Морозовой.
Навык одевания и раздевания.
Цель: научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться без помощи
взрослого, в различных ситуациях.
Оборудование: стульчик, шкаф с одеждой, колготки, футболка, свитер,
носки, штаны, сандали (туфли, кепка (косынка).
Организация среды. На стенке шкафа двусторонняя схема-расписание, с
одной стороны схема одевания, с другой стороны схема раздевания. Одежда
располагается по порядку – на верхней полке предмет одежды, который надевается
в первую очередь, на второй – во вторую и т. д. [8]
Процедура обучения.
Навык одевания :
1) взять с полки колготки и надеть их;
2) снять с крючка футболку, надеть ее;
3) взять с полки свитер и надеть его;
4) взять с полки носки и надеть их;
5) снять с крючка штаны и надеть их;
6) взять с полки кепку (косынку) и надеть ее;
7) взять с полки сандали и надеть их.
Навык раздевания :
1) снять сандалии и поставить их на полку;
2) снять кепку и положить ее на полку;
3) снять штаны и повесить их на крючок;
4) снять носки и положить их на полку;
5) снять свитер и положить его на полку;
6) снять футболку и повесить ее на крючок;
7) снять колготки и положить их на полку.
Педагог направляет ребенка, чтобы он после выполнения каждого действия
возвращался к расписанию, которое расположено на шкафу. Каждый успех ребенка взрослый подкрепляет приятными ребенку стимулами. Постепенно физическая
помощь должна уменьшаться, взрослый находясь позади ребенка, позволяет
создать и закрепить пошаговый стереотип одевания. Степень физической помощи
должна быть уменьшена как можно быстрее, чтобы ребенок мог самостоятельно,
ориентируясь на расписание, переодеваться. [49]
Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,
полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию
(расписание, обучение, закрепление (поощрение) и контроль осуществляют
родители.
Навык приема пищи.
Цель: научить ребенка самостоятельно кушать без помощи взрослого
разнообразную еду, в различных условиях.
Оборудование: стол, стул, миска, ложка, чашка, продукты питания.
Организация среды: схема-расписание с наглядной демонстрацией
последовательности действий, выбор продуктов питания в соответствии с
пристрастиями ребенка; главное условие – ребенок должен быть голодным. [8]
Процесс обучения:
1) помыть руки;
2) вытереть руки;
3) сесть на стул (придвинув его к столу);
4) взять ложку;
5) наполнить ложку пищей, зачерпывающим движением;
6) поднести ложку ко рту (позволить съесть);
7) опустить ложку в миску (дать проглотить);
8) повторить пункты 2-4, пока ребенок не насытиться, положит ложку;
9) взять чашку;
10) поднести ко рту (позволить сделать глоток);
11) поставить чашку на стол.
Педагог сначала делает сам, а потом направляет руки ребенка, возвращаясь к
расписанию после осуществления каждого этапа. Каждый успех ребенка подкрепляется вкусовыми стимулами. Постепенно физическая помощь
уменьшается, создав и закрепив пошаговый стереотип приема пищи, ребенок
учится делать это самостоятельно, ориентируясь на расписание. [49]
Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,
полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию
(расписание, обучение (дозированная помощь взрослых, закрепление
(поощрение) и контроль осуществляют родители.
Навык туалета.
Цель: научить ребенка самостоятельно ходить в туалет, справлять нужды, без
помощи взрослого, и приводить себя в порядок после этого.
Взрослый должен знать точное время справления нужд ребенка, сколько раз
в день, и как он их справляет.
Оборудование: туалетная комната (унитаз, раковина, туалетная бумага,
мыло, полотенце.
Организация среды: расписание последовательности действий рядом с
унитазом и раковиной.
Процесс обучения:
1) распознать момент, когда нужно идти в туалет;
2) суметь сдержаться;
3) войти в туалет;
4) спустить штаны;
5) сесть на унитаз;
6) сделать «свои дела» в унитаз;
7) использовать туалетную бумагу по назначению;
8) натянуть штаны;
9) спустить воду;
10) помыть руки.
11) вытереть руки.
Педагог кратко и четко говорит ребенку последовательность действий, по
возможности опираясь на карточки, каждый успех ребенка немедленно подкрепляется стимулами, выбранными ребенком. Постепенно физическая помощь
уменьшается. Когда ваш ребенок научится самостоятельно проделывать в туалете
все, что нужно, нужно учить его - сначала самостоятельно входить в туалет, а затем
распознавать моменты, когда туда нужно пойти и сдерживаться, пока не сядет на
унитаз. [49]
Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,
полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию
(расписание, обучение (дозированная помощь взрослых, закрепление
(поощрение) и контроль осуществляют родители.
Таким образом, мы оказывали коррекционно-развивающее воздействие на
детей в течение 3 месяцев (январь, февраль, март). Обучение проходило в 2 этапа:
обучение подготовительным навыкам и основным. Учитывая индивидуальные
особенности каждого ребенка и неравномерность его развития, мы разработали
индивидуальную программу развития для каждого ребенка. С учетом программы,
мы проводили контроль уровня развития навыков на начало коррекционного
процесса и на его окончание. [Приложение 6,7,8]
Мы можем сделать вывод, что для достижения наилучшего результата в
обучении социально-бытовым навыкам, необходимо учитывать индивидуальные
особенности ребенка, грамотно и четко спланировать программу обучения, и
следовать этой программе всем участникам коррекционного процесса :
дефектологу, воспитателю, родителям и близким родственникам (бабушкам,
дедушкам). Так как однажды освоенные навыки, станут гигантским шагом на пути
к успешной адаптации и социализации ребенка в обществе.