МААМ-картинки

Коррекционная работа по развитию процессов сенсорной интеграции у детей с аутизмом

Людмила Белоусова
Коррекционная работа по развитию процессов сенсорной интеграции у детей с аутизмом
▼ Скачать

Коррекционная работа по развитию процессов сенсорной интеграции у детей с аутизмом

Дети с аутизмом отличаются от других детей тем, что не проявляют интереса к другим людям. Для нормально развивающихся детей другие люди – самое интересное, что есть в окружающей их среде. Каннер полагал, что проблемы в социальной сфере, характерные для детей с аутизмом, носят врожденный характер. Он отметил, что таким детям свойственно «сопротивление переменам». Нарушение социального развития, как известно, входит в триаду основных признаков детского аутизма (Л. Винг, основу всех современных систем его выявления. Оно выявляется в особенностях невербальной коммуникации - трудностях адекватного использования глазного контакта, мимики, поз, жестов, интонаций; в нарушении развития способности разделять переживания с другими людьми: горевать, успокаиваться, удивляться и радоваться вместе с ними; в проблемах организации диалога и произвольного взаимодействия, выстраивания своего поведения в соответствии с установленными нормами и меняющимся социальным контекстом. Мы видим, что эти нарушения достаточно разноплановы, и их трудно впрямую связать с нежеланием и сознательным избеганием социальных контактов, скорее они говорят о множественных (первазивных) трудностях их реализации.

Публикация «Коррекционная работа по развитию процессов сенсорной интеграции у детей с аутизмом» размещена в разделах

Мы знаем, что дети с аутизмом испытывают определенные трудности в восприятии поступающей информации, ее переработке. Понятно, что трудности активной переработки информации и организации активного взаимодействия с окружением могут стать причиной фрагментарности восприятия окружающего и трудностей перенесения навыков в новую ситуацию. Корень дисфункции процессов восприятия при аутизме определяется как неспособность активно переработать сенсорные впечатления, воспринять мультисенсорную стимуляцию, находясь в спокойном и внимательном состоянии.

Ребенок живет в большом разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает к нам извне, которую сообщает его тело и органы чувств.

Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или, напротив, полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, запах, звуки, прикосновения, движения и т. д.).

Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения.

Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т. п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, малышу будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками. Задержка речи так же свидетельствует о нарушении сенсорной интеграции.

Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции : усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Занятия сенсорной интеграцией помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.

Часто ли мы задумываемся над тем, что любое наше проявление, будь то физическое, эмоциональное, психическое или умственное, всегда есть результат работы нашего мозга? По большому счету, именно мозг управляет всеми видами активности.

Свой внутренний и окружающий миры ребенок осознает через сенсорные каналы – зрение, слух, вкус, обоняние и другие тактильные ощущения. И у каждого ребенка, и в целом человека, есть свой любимый канал восприятия, через который он организует свое представление о мире. Наряду с тем, что есть наиболее предпочитаемый канал восприятия, информация из других каналов тоже поступает в мозг и организуется должным образом. Но в случае каких–либо нарушений происходит сбой в поступлении и организации информации. При этом причина нарушения могут быть самыми разными: от генетических изменений до физических травм.

Действительность или реальность нашего мира собирается в головном мозге как-будто бы в большой пазл. Каждая деталь такого пазла – кусочек информации, который поступил по тем или иным сенсорным каналам. Согласно тому, насколько собираемый пазл отвечает реальному обстоятельству дел, формируется эмоциональный, чувственный и интеллектуальный ответ на действительность.

Так, если мы любим шоколадный торт, давным-давно его не ели, а он стоит на столе. Мы его видим, чувствуем его запах, слышим, как кто-то рассказывает, какой он вкусный. Мы вспоминаем его сладкий вкус у себя во рту, невольно тянемся к нему. Все сложнее устоять от соблазна. Но если мы не любим шоколадный торт – возникает совершенно другой ответ – равнодушие или отвращение. Вот один из самых простых примеров сенсорного восприятия, который привел к чувственной и поведенческой реакции.

Любая деталь реальности как-будто кодируется в головном мозге. И если нарушается один из элементов кода – деталь искажается. И то, что человек в этом случае воспринимает, не соответствует действительности.

Любой способ сбора и организации информация об окружающем мире называется «сенсорная интеграция».

Сначала ребенок полагается только на свои органы чувств. И по мере взросления некоторые сенсорные процессы замещаются социальными и интеллектуальными навыками. И если существуют какие-либо нарушения в интеграции информации, поступающей через органы чувств, то автоматически возникают нарушения в умственном и социальном развитии ребенка.

Другими словами, если ребенок не может интегрировать информацию, идущую от глаз, ушей и в целом тела, он не в состоянии адекватно оценить реальность, а потому почувствовать и отреагировать соответствующим образом. В этом случае мозг не обрабатывает и не упорядочивает информацию, раздражающую сенсорные каналы, и в результате ребенок не получает точные сведения не только об окружающем мире, но и о самом себе. Понятно, что такое обстоятельство дел сказывается и на обучении маленького человека, и на его поведении.

Наиболее часто встречающиеся нарушения, их влияние на восприятие информации через сенсорные каналы и то, как это отражается в жизни ребенка:

1. Между корой больших полушарий и продолговатым мозгом расположена лимбическая система. Одной из ее функция является определение и учет сенсорных импульсов. Когда в этой системе происходят нарушения, ребенок как-бы не замечает или не обращает внимания на одни вещи, в то время как на другие реагирует слишком чувствительно. По большому счету, дети с таким нарушением не фиксируют многое из того, что с легкостью замечают другие. Так, ребенок может не обращать внимание на речь, обращенную к нему или на человека стоящего напротив него (взгляд «сквозь» человека).

2. В головном мозге существует область, которая отвечает за побуждения человека к действиям. В случае нарушения этой части мозга, ребенок может терять интерес к любым действиях, как новым, так и уже освоенным, благополучно забывая то, что раньше умел делать. В случае такого нарушения, детки легко забывают то, что давно не делали или не использовали; очень сложно относятся к изменениям режима дня или перестановке мебели в доме.

3. Суть еще одного вида нарушения проявляется в несоответствии реального сенсорного импульса с его отражением в головном мозге. По большому счету, происходит нарушение в интерпретации и интенсивности сенсорного импульса. Так, дети могут воспринимать звуки как более громкие, чем они есть на самом деле. Или при сильном ранении не чувствовать боли.

Таким образом, весь смысл терапии в этой методике сводится к научению ребенка воспринимать то, что теряется из-за особенностей функционирования мозга. Терапевты, работающие по этой методике, тренируют ребенка видеть то, что раньше малыш не видел, слышать то, что не слышал, чувствовать, что не чувствовал, но что важно видеть, слышать и чувствовать, для того, чтобы адекватно реагировать на окружающую действительность. Для этого терапевты учитывают два момента:

1. Определяют, что ребенок упускает из своего восприятия.

2. Учитывая пробелы, подготавливают ряд упражнений, которые будут тренировать восприятие того или иного сенсорного стимула.

Лично мне нравится в этой методике то, что придумывание упражнений, подготовка материала для сенсорной стимуляции оказывается простым интуитивным делом. Любой родитель может с этим справиться! Например, у вашего ребенка гиперчувствительность. Что можно сделать? Из простого логического рассуждения вытекает, что нужно стимулировать ту область, в которой он чувствителен. Так, если нам никогда не делали массаж, массаж может оказаться для нас целым болевым испытанием, но проходит время и потихонечку спина и все тело привыкает к движениям массажиста. Так и с гиперчувствительным ребенком – аккуратные, иногда случайные поглаживания, к которым он постепенно привыкнет, решит одну из задач по сенсорной стимуляции. В том случае, если, наоборот, чувствительность ребенка слабо выражена, можно применить силовое давление.

А вот если ребенок не воспринимает речь? Тоже оказывается логически все понятно. Сначала обращаем внимание на предметы. Учимся их видеть, узнавать в речи. Затем изучаем глаголы – учимся видеть действия, определять их, слышать о них и так далее.

При всей простоте логического понимания процесса, сложность возникает только в том, что упражнения по сенсорной стимуляции нужно делать регулярно, систематически, только тогда будут видны результаты. Большой плюс этой методики заключается в том, что этот процесс не обязательно организовывать как специализированные занятия, а можно ловить каждую минутку в свободной игре или жизни ребенка. Так, например, малыш тянется за игрушкой. Подхватите ее. Поиграйте с ней, как она убегает он малыша. Пусть он ловит ее на разных расстояниях от глаз. Так малыш учится не только координировать свои движения, но и фиксировать взгляд на объекте. Более того, эту игру можно наполнить эмоциональностью, что сделает общее времяпровождение ребенка и родителя приятным, веселым и запоминающимся, обеспечивая реальный контакт и сплоченный союз между всеми членами семьи.

Важно подчеркнуть, что сенсорная интеграция – это начало, именно с нее все начинается. Именно она включает или задействует компенсаторные функции головного мозга, позволяющие любому ребенку в своем темпе учиться переступать через свои ограничения. Именно она запускает процесс работы и развития, создает прочную базу для активного взаимодействия с окружающим миром.

Литература:

1. Фред Р. Волкмар «Аутизм. Практиеское руководство для родителелей, членов семьи и учителей». Екатеринбург, 2014.

2. РЕЗНИКОВА НАДЕЖДА «Что такое «сенсорная интеграция»? Или «Я особенный, мама! Часть 3» // 08.09.2011

Публикации по теме:

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического и речевого развития Доклад на тему: Коррекционная работа с детьми с задержкой психического и речевого развития с использованием программы нейропсихологического.

Консультация для родителей. Совместная работа родителей и логопеда. Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Коррекционная работа по физическому развитию для детей с нарушением зрения Коррекционная работа по физическому воспитанию для детей с нарушением зрения. Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека,.

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха в процессе ООД «Птицы зимой». Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха в процессе ООД «Птицы зимой». Программное содержание:.

Коррекционная работа с аутичным ребенком Схема коррекционной работы с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра (из Лебединского В. В.) Полученные, данные об особенностях.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5–7 лет Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои.

Коррекционная работа в детском саду с использованием современного оборудования Здравствуйте. Я хочу познакомить вас с инновационным оборудованием, которое мы используем для работы с дошкольниками с особыми возможностями.

Коррекционная работа в ДОУ по требованиям ФГОС С внедрением ФГОС в систему образования коррекционная работа в нашем детском саду перешла на качественно новый уровень. Основу плана коррекционной.

Открытое индивидуальное занятие с элементами сенсорной интеграции для ученика с ОВЗ «В гостях у куклы Маши» Цель: развивать психофизическую активность ребенка, воспитывать чувства уверенности в своих силах и возможностях при осуществлении различных.

Работа с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в сенсорной комнате «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы» Томас Карлейль Представьте себе, что вы стоите перед дверью, ведущей в неведомое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по развитию процессов сенсорной интеграции у детей с аутизмом
Опубликовано: 31 декабря 2017 в 20:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа по развитию процессов сенсорной интеграции у детей с аутизмом» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Белоусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД