Ульрих Виктория
Коррекционная программа по снижению тревожности младших школьников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Благополучное эмоциональное развитие гарантирует успешное развитие интеллектуальной, социальной и других сфер жизни ребенка. Общее состояние психического развития обучающегося обусловлено уровнем развития эмоциональной сферы.
В настоящее время дети все чаще сталкиваются с проблемами, связанными с тревожностью, которая влияет на различные аспекты школьной жизни, такие как психологический климат в классе, агрессивность, устойчивость к конфликтам.
Публикация «Коррекционная программа по снижению тревожности младших школьников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Эмоциональное состояние детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста отличается повышенной внушаемостью, нерешительностью, робостью, слабостью волевых усилий, нецеленаправленностью и малой осознанностью поведения, лабильностью эмоций и незрелостью личностной сферы в целом.
Эмоциональная лабильность проявляется в быстрой смене настроения и эмоций, легком возникновении эмоционального возбуждения или ничем не мотивированного плача. Для учащихся с задержкой психического развития характерны состояния тревожности и беспокойства.
Диагностика тревожности осуществляется основными диагностическими методами тестированием, наблюдением, анкетированием, опросом, беседой, проективными методами. При этом следует учитывать, что при работе с данной категорией обучающихся многие задания приходится упрощать, переделывать, давать инструкции на доступном языке.
Программа предназначена 9-11 лет с задержкой психического развития и направлена на коррекцию проявлений тревожности.
Целью данной программы является коррекция проявлений тревожности.
Задачи программы:
1. Научить детей бесконфликтному общению.
2. Скорректировать психологическую атмосферу в коллективе.
3. Снизить уровень агрессивности у младших школьников.
Целевой группой участников являются дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Условия реализации программы:
Продолжительность и периодичность занятий. Развивающая программа рассчитана на 10 занятий по 25 - 35 минут с периодичностью их проведения 1 раз в неделю.
Форма проведения занятия – групповые, коллективные занятия, включающие проектирование.
Предпочтительное количество участников развивающих занятий – 6 человек.
Методы работы на занятиях – проектирование.
1. Формы работы на занятиях: коллективные, групповые, парные;
2. Создание благоприятных психологических условий со стороны психолога для реализации проекта учениками.
3. Проведение рефлексии в процессе занятий.
Организационная структура урока
Этап 1. Мобилизующий этап.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Этап 2. Проблематизация.
Цель: актуализация проблемы.
Этап 3. Целеполагание.
Цель: планирование учебных действий.
Этап 4. Планирование исследования.
Цель: провести необходимый инструктаж учащихся, подготовить тексты, психологу – «проиграть» возможные варианты хода исследования.
Этап 5. Исследование проблемы.
Цель: вывести учащихся к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения.
Дети работали с художественным текстом по определённому заранее плану.
Этап 6. Презентация продукта.
Цель этапа: Представление результатов проекта. Младшие школьники представили результаты своей работы на бумажном носителе
Этап 7. Подведение итогов исследования
Цель этапа:
- оценить результаты исследования, процесс их получения;
- выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся;
- показать перспективу использования полученных знаний.
Этап 8. Рефлексия
Цель: осознание мотивов поведения, анализ полученной информации.
Содержание программы по профилактике конфликтного поведения младших школьников с задержкой психического развития представлено через проектирование.
Содержание программы по коррекции проявления тревожности у младших школьников с задержкой психического развития:
1. Наши эмоции.
Задачи: Сформировать у детей представление об эмоциях.
Психолого-педагогическое условие: Чередование умственных и практических видов деятельности.
Приемы оценивания процесса и результата: Опрос детей.
2. Творческий урок «Самая интересная тема»
Задачи: 1. Актуализация знаний. 2. Постановка проблемы.
Психолого-педагогическое условие: Безоценочное восприятие.
Приемы оценивания процесса и результата: Наблюдение за взаимодействием детей, оценивание детьми своих работ.
3. Работа в группах над коллажом «Шаги к радости»
Задачи: 1. Постановка целей детьми. 2. Развитие умения работать в группе.
Психолого-педагогическое условие: Организация работы на основе сотрудничества с родителями.
Приемы оценивания процесса и результата: Наблюдение за работой детей, коллаж.
4. Проектирование среды «Создание правил общения»
Задачи: 1. Формирование навыков бесконфликтного общения. 2. Получение информации по проблеме.
Психолого-педагогическое условие: Организация работы на основе сотрудничества с родителями.
Приемы оценивания процесса и результата: Оформление стендов.
5. Арт-терапия.
Задачи: Стабилизация эмоционального состояния
Психолого-педагогическое условие: Индивидуальный подход
Приемы оценивания процесса и результата: Рисунки
6. Работа над проектным заданием в группах
Задачи: 1. Развитие умения достигать поставленных целей, 2. Развитие умения работать в команде, 3. Формирование доброжелательного отношения к окружающим
Психолого-педагогическое условие: Безоценочное восприятие, чередование умственных и практических заданий
Приемы оценивания процесса и результата: Устное представление предварительных результатов.
7. Работа с родителями. Совместный тренинг
Задачи:1. Установление конструктивного взаимодействия между детьми и родителями, 2. Формирование умения работать совместно
Психолого-педагогическое условие: Организация работы на основе сотрудничества с родителями
Приемы оценивания процесса и результата: Устное представление предварительных результатов
8. Презентация продукта
Задачи:1. Развитие навыков выступления на публике, 2. Формирование позитивной самооценки
Психолого-педагогическое условие: Безоценочное восприятие, организация работы, основанной на сотрудничестве с родителями
Приемы оценивания процесса и результата: Представление продуктов проектирования.
9. Рефлексия в свободной форме.
Задачи: Формирование первичных рефлексивных умений
Психолого-педагогическое условие: Безоценочное восприятие
10. Заполнение дневника рефлексии совместно с родителями
Задачи: Формирование личностных рефлексивных умений
Психолого-педагогическое условие: Организация работы на основе сотрудничества с родителями
Приемы оценивания процесса и результата: Представление дневника.
Наша работа заключается в создании правил общения и формирования благополучного климата в коллективе, изменении самой среды, в которой могли бы взаимодействовать все участники образовательного процесса, несмотря на их проблемы и особенности, тем самым бы оптимизировалось эмоциональное состояние младших школьников, снижалась тревожность.
Для того, чтобы дети почувствовали свою важность и ценность мы провели творческий урок «Самая интересная тема», на которой дети выступали по подготовленной теме, которая интересна им.
Далее была проведена работа над созданием коллажа «Шаги к радости». Младшие школьники заранее подготовили вырезки из журналов и рисунки, а дальше происходил творческий процесс: создание коллажа, «наполненного» символами дружбы, любви, позитивных взаимоотношений.
Детьми, совместно с родителями, был оформлен стенд на тему «Правила общения», которые должны быть уникальны, применимы для конкретного коллектива, учитывая особенности взаимоотношения детей внутри коллектива. Так, младшие школьники и родители определили следующие правила общения: улыбаться друг другу, спрашивать разрешения о том, чтобы взять чужие вещи или прикоснуться к ним, уступать друг другу в споре, выбор игр, интересных для всех и так далее. Школьники пытались придерживаться данных правил на протяжении процесса реализации программы.
Также были проведены арт-терапевтические упражнения по методике Зинкевич-Евстигнеевой. За основу мы взяли «Практикум по сказкотерапии». Сказки на преодоление тревожности и агрессии мы адаптировали под особенности младших школьников с задержкой психического развития.
Важным для достижения обозначенной цели было проведение совместного с родителями и детьми тренинга, на котором мы учили их снимать тревожность, повышать настроение, положительному общению друг с другом.
На протяжении всей работы мы старались создать ситуацию успеха, подбадривали учащихся, внушали им веру в собственные силы, коррекция процесса и результатов проекта проходила в мягкой форме.
В конце дети представили дневник рефлексии который они заполняли совместно с родителями. В данном дневнике дети ставили дату и отмечали рядом с ней, что они делали и какие эмоции при этом испытывали. Заполнять дневник можно было в любой форме, основываясь на представленных образцах: как словесно описывая свои замечания, так и изображая их схематически, в виде рисунков.
Отметим, что на каждом занятии обязательно были использованы коррекционные упражнения, мы постоянно мягко напоминали о правилах проведения занятий, основным из которых было не оценивать и не высмеивать слова одноклассников. Важным для нас было научить детей работать сообща, учиться договариваться, сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя важным, ценным. Конечно, данная работа ввиду особенностей развития детей не могла быть проведена без сотрудничества с родителями младших школьников.