Марина Котенкова
Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредством «экопластики»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
с нарушением зрения через «Экопластику»
Термин «обучение детей конструированию из природного материала» (Л. А. Парамонова) используется педагогами дошкольных образовательных учреждений давно. Однако сравнительно недавно появился новый термин «Экопластика» (И. А. Лыкова).
Публикация «Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредством „экопластики“» размещена в разделах
Это такой вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Для детского творчества из природного материала характерно стремление к созданию реальной предметной среды – не столько декоративно-оформительской, сколько игровой или сюжетной.
Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.
Экопластика включает в себя следующие виды работ: аппликация с использованием засушенных цветов, листьев, веток, ягод, семян; изготовление скульптур из шишек, желудей, орехов, овощей; аппликация с использованием некоторых продуктов питания (макароны, крупы, бобовые культуры); так же в работе используют карандашные стружки, перья; изготовление поделок из соломы и наконец тестопластика или лепка из соленого теста.
Какие же задачи преследуются в данной методике? В первую очередь «Экопластика» развивает у детей наблюдательность, умение видеть характерные признаки окружающих предметов, что является трудностью у детей с нарушением зрения, умение сравнивать их между собой по цвету, по форме, по величине; развивает способность к изобразительной и дизайн-деятельности (это чувство цвета, формы, пространства, развивает воображение и творчество.
Особенно применение этого метода важно в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения. Эту методику мы используем не только на групповых общеобразовательных занятиях, но и на специальных занятиях тифлопедагога. У таких детей снижен уровень зрительного восприятия в силу патологии органа зрения. И такая работа является эффективной для детей с амблиопией и косоглазием, так как цветовосприятие является средством коррекции амблиопии (Т. П. Кащенко, Л. А. Григорян и др.).
С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве (А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, Л. В. Фомичева и др.). При нарушении зрения способность видеть и выделять конкретные признаки и свойства предметов, утрачивается. А степень ослабления зрительного восприятия зависит от сложности заболевания.
Между тем, многие авторы (Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева) говорят о необходимости вести поэтапную и систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений об окружающем, что утрачивается при патологии зрения, и умений пользоваться неполноценным зрением. И, конечно, здесь на помощь приходит природа и ее дары, которые можно использовать при коррекционно-педагогическом воздействии. Следует помнить и о том, что дети с разной тяжестью нарушения зрения избирательно относятся к материалу, из которого сделан тот или иной предмет. Холодные, шершавые, шероховатые, стеклянные, вязкие, гладкие материалы могут быть неприятны для осязания. Такие игрушки вызывают у детей отрицательную эмоциональную реакцию. Пример: Слава Б., 4 года, Гиперметропия высокой степени, сложный гиперметропический астигматизм, амблиопия средней степени; в прошлом году отказывался замешивать тесто, теперь делает это с удовольствием. Напротив, мягкие теплые материалы побуждают к познавательной активности. Поэтому важно использовать в работе нитки, перья, брусочки, ткани, бумагу и т. д. Все материалы, с которыми детям предстоит работать, должны иметь четкую форму и быть окрашены в чистые, яркие и, в то же время, сочетающиеся друг с другом цвета, создающие у ребенка с ослабленным зрением положительные эмоциональный настрой. Объекты восприятия должны иметь правильные реальные формы и одновременно были бы отражены лишь существенные признаки. А именно в природе все гармонично сложено: сочетание цветов, величины, форм, пропорций. Но для обогащения сенсорного опыта детей с нарушением зрения на занятиях необходимо давать детям предметы и материалы разнообразные по текстуре, по цвету, по структуре.
Работая с природным материалом, дети с нарушениями зрения пополняют свои представления об окружающем мире. Пример: Семен В., 5 лет, Сходящееся косоглазие, гиперметропия средней степени, амблиопия средней степени, путал времена года, благодаря работе по методу «Экопластика» усвоил знания о временах года (желтые листья – осенью, зеленые - летом, липкие - весной, коричневые, засохшие – зимой.). Использование природного материала для детей с нарушением зрения повышает остроту зрения, развивает бинокулярное зрение. У детей появляется возможность включать в работу свои компенсаторные навыки: потрогать все руками, почувствовать все шероховатости, тонкости, выпуклости; во время сбора природного материала можно развивать слуховое восприятие (как шелестит лист, как падают шишки, желуди и т. д.); и конечно развивать обоняние (запах шишек, листьев, травы). При работе по данной методике также развивается мелкая моторика, что также не маловажно при обучении детей с нарушением зрения и восстановлении зрения. Для детей с нарушением зрения развитие полисенсорности очень важно, так как развитие сохранных анализаторов «работает» на будущее ребенка.
При использовании метода «Экопластики» в обучении художественному творчеству и коррекции психофизического развития детей с нарушением зрения решаются следующие коррекционные задачи :
• развитие зрительного и слухового восприятия;
• развитие мелкой моторики и осязания;
• развитие обоняния;
• коррекция амблиопии.
Однако не следует забывать, что в зависимости от состояния зрения, периода восстановительного лечения, психофизических возможностей подбор природного материала на занятиях с его использованием, должен носить по возможности индивидуальный характер. Безусловно, при развитии зрительного восприятия, следует обратить внимание на величину наглядного материала, расстояние от глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона. Необходимо учитывать, что одному ребенку достаточно рассказать и объяснить один раз, а ребенок у которого более сложное заболевание, нуждается в специальных тифлопедагогических приемах. Такому ребенку нужна более четкая инструкция, все занятие будет протекать по принципу поэтапности и тифлопедагог, работая с таким ребенком, должен стоя сзади проделывать все движения с ребенком «рука в руку». Таким образом, способствовать тому, чтобы ребенок мог пропустить все движения «через себя» и усваивать их.
Занятия «Экопластикой» являются универсальными, они помогают педагогу в художественном, нравственном, эстетическом воспитании детей, при этом, позволяя проводить комплексную коррекцию характерных для детей с нарушением зрения нарушений. На таких занятиях дети научаться любоваться гармонией природы, создавать красоту своими руками и дарить ее близким людям, а особенно своим мамам.
Итак, работа по применению метода Экопластики способствует развитию, стабилизации зрительных функций, повышению их характеристик, коррекции психических процессов, что является результатом подготовки ребенка к школе.