Кудряшова Юлия
Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии.
Обследование специалистами двигательной сферы детей с проблемами в развитии позволило выявить следующие закономерности в отставании их психомоторного разви-тия (т. е. произвольных, осознанных движений направленных на достижение определен-ной цели) :
· Мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;
· Нарушение общей, ручной (мелкой) моторики;
Публикация «Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии» размещена в разделах
· Общая скованность и замедленность выполнения движений;
· Дискоординация движений;
· Нарушения зрительно-двигательной функции;
· Нарушение ориентировки в пространстве (листе бумаги);
· Замедленность в освоении новых движений;
· «Леворукость».
Исследования отечественных физиологов отмечают связь развития рук с развити-ем мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Исследованиями учёных института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцовой, Е. И, Исениной, Л. В. Фоминой) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
У детей с проблемами в развитии можно наблюдать нарушение согласованности дви-жений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зритель-ного и мышечно-двигательного анализаторов, отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений.
А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности дей-ствия рук и глаз.
Одним из средств развития зрительно - моторной координации являются упраж-нения для укрепления работы мышц глаз у детей.
Сюда входят упражнения в виде разнообразных движений глаз, способствующих:
· развитию двигательных способностей глаз;
· активизации кровообращения в области глаз и мозга;
· улучшению координации движений глаз и головы;
· повышению устойчивости вестибулярных реакций;
· тренировке мышц глаз.
Это и различные движения глаз: вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения, зажмуривания, широко открыть, выпучить глазки.
После выполнения этих упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укрепить окологлазные мышцы. В основе положительного эффекта лежат меж-функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга.
В печатном варианте представлено несколько комплексов упражнений, с которыми вы можете познакомиться. В них включены упражнения с использованием мячей, иг-рушек, гимнастических палок.
Мышечные возможности руки ребенка также, как и мышцы глаз, требуют особой тренировки и коррекции.
Начинать надо с небольшого массажа рук. Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой. Упражнения желательно проводить по 3 — 5 минуты, 4-5 раз в день.
Сюда входят: поглаживания, разминания, сгибания, разгибания, точечный массаж.
Массаж выполняется до появления ощущения тепла. На слайде показаны направления массажных линий (прямых, спиралевидных) а также «активные точки» для точечного массажа рук.
Ребенок быстро усваивает этот массаж и через некоторое время выполняет его самостоятельно.
Массаж рук.
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны;
2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца;
3. Упражнения «Сорока – белобока»
4. Интенсивные движения большого пальца вперёд – назад, вверх – вниз, по кругу;
5. Сгибание – разгибание всех пальцев одновременно;
6. Сгибание – разгибание кисти в кистевом суставе;
7. Интенсивное растирание каждого пальца;
8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально – тыльных сторон;
9. «Пальцы ложатся спать» : поочерёдное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
10. «Пальчики здороваются»;
11. Повтор первого упражнения.
После массажа можно приступать к выполнению гимнастики для мелкой мускулатуры пальцев.
Гимнастика может быть
без речевого сопровождения;
с речевым сопровождением.
С речевым сопровождением представлена на слайде пальчиковая гимнастика «Мальчик- пальчик».
Без речевого сопровождения: дерево, корни, ворота, бинокль, заяц, лодка….
Дерево
Флажки
Пальчиковая гимнастика позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций.
Комплексы гимнастик для мелкой мускулатуры рук (без речевого сопровожде-ния и с речевым сопровождением) представлены в печатном варианте.
Детям, у которых не сформированы координированные зрительно-моторные реак-ции, сложно выполнять отдельные рисовальные движения, даже самые простые. Движе-ния рук у них скованные, неуверенные. Изображаемые линии часто хаотичны, набегают одна на другую. Нет точности в направлении руки.
Основываясь на вышеизложенном, было выделено 5 основных направлений в коррекции изобразительных навыков. Они включают:
· точность направления движения руки;
· регулирование размаха рисовального движения;
· коррекцию по усилению нажима на карандаш, кисть;
· коррекцию формообразующих движении руки;
· коррекционную работу по формированию графических умений и навыков написания элементов школьного письма.
По каждому направлению необходимо предлагать ребёнку серию заданий по зара-нее подготовленным иллюстрированным карточкам. На слайде представлено зада-ния:
- «От цветка к цветку»
- «С бугорка на бугорок»
Главной задачей которых является регуляция размаха рисовального движения при рисовании дуг разной величины, глазомерная оценка протяжённости.
Используемая многократность повторения однородных рисовальных движений в задании позволяет развивать у ребенка зрительно-двигательную память на это движение, а значит и зрительно-моторную двигательную координацию.
Комплекс заданий по коррекции рисовальных движений и изобразительных навы-ков представлен в печатном варианте.
Развитию зрительно – моторной координации способствуют
Графомоторные игры и упражнения :
·
«По морям, по волнам»;
·
«Машина на дороге»
Цель: развивать зрительно – моторную координацию, закреплять умение вести линию, не касаясь заданных краёв.
Ход: Помоги машине доехать до гаража, линию веди точно по центру дороги, что-бы не было аварии. ;
· «Дети заблудились»;
Цель: учить детей работать одновременно двумя руками, вести линии в разных направлениях, не касаясь заданных краёв; развивать внимание, точность, мелкую мотори-ку.
Ход: Маша и Петя заблудились, помоги им выйти из леса и добраться каждому в свой дом. Петю веди в правую сторону, а Машу – в левую сторону. Но вести их нужно одновременно двумя карандашами. До краёв дороги касаться нельзя!
· «Листья».
Цель: продолжать учить детей находить нужные предметы среди изображений, наложенных друг на друга; обводить предметы точно по контуру, закрашивать их не выходя за края; развивать графо-моторные навыки.
Ход: Раскрась кленовый лист красным карандашом, березовый желтым, а рябино-вый лист обвести по контору зеленым карандашом:
Для развития зрительно – моторной координации также целесообразно использо-вать дидактические игры:
· различные мозаики;
· пазлы (разные по величине и количеству);
· игры «Наряди куклу в бусы», «Кто скорее вденет шары в нитку» (нанизыва-ние бус, шаров, пуговиц);
· ниткография;
· конструкторы («Лего», и т. д.)
· «Выложи фигуры» (выкладывание на плоскости);
· Шнуровки (на ботинках, сапожках, пальто, платье и. т. д.);
· «Выложи рисунок из спичек (семян, пуговиц, и т. д.);
· Игры с природным материалом: «Выложи узор», «Сделай как я!» (из палочек и природного материала);
· игры с пластилином;
· игры с бумагой, оригами;
· «Нарисуй пальчиком на песке»; «Рисование на снегу»
· «Обведи и закрась» (с использованием трафаретов);
· «Заплети косичку»;
· «Диктант» (нарисуй квадрат в верхнем правом углу и т. д.).
· «Сложи двумя руками пуговицу в коробку».
· Бисероплетение.
Для развития зрительно – моторной координации эффективно использовать настольные игры:
«Футбол», «Баскетбол», «Бильярд»; «Хоккей», «Настольный теннис».
Игры на прослеживание движения объектов (на развитие глазодвигательной функции)
· «Прокати шар в ворота»;
· «Попади в цель»;
· «Позвони в колокольчик»;
· «Набрось кольцо»;
· «Поймай мяч»;
· «Проследи за движением флажка (фонарика, султанчика)»;
· «Лабиринты».
Различные штриховки:
· рисунков;
· геометрических фигур;
· букв;
· цифр.
Для более эффективного совершенствования тактильных и моторно-двигательных функций, а также для развития зрительно-моторной координации имеет место такое направление работы как работа с иглой.
В него включены два вида работы:
- обкалывание контура изображённого предмета;
- коррекционное вышивание.
На этом слайде представлено обкалывание контура листочка дерева. А на следую-щем – коррекционное вышивание с использованием различных швов, а также «крестом», на специальной решётке.
В печатном варианте представлена тематика 15 занятий по работе с иглой
При сформировании зрительно – моторной координации целесообразно переходить к следующему наиболее ответственному направлению в работе – формированию навыков написания элементов школьного письма в тетради.
Это наиболее трудоёмкая и сложная работа проводится с детьми старшего до-школьного возраста.
Для осуществления этого направления в работе также необходимо использование игровой формы для создания зрительного образа элементов букв. Дошкольнику ближе и больше нравятся игровые действия, чем монотонная, однообразная деятельность. И в от-личии от школьной методики характерным в таких занятиях является включение в струк-туру занятий графической игры, о чё м свидетельствуют названия заданий:
§ «Бегут рельсы как река - заповедны берега»;
§ «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, проедет поезд запоздалый»;
§ «Все вагончики бегут, зацепившись там и тут»;
§ «Не заметил сразу он, влез в оцепленный вагон»;
§ «Мы в вагоне все сидим и в окошечки глядим».
Постепенно, незаметно игровая задача свёртывается и на первый план выступает дидактическая. Система заданий (с постепенным их усложнением) даёт возможность по-следовательно усваивать необходимые навыки овладения письмом.
Задания включают:
- микроориентировку в тетради и на листе бумаги;
- ознакомление с разлиновкой;
- работу в пределах границ линии;
- совершенствование зрительно-моторной координации и мелкой мускулатуры пальцев.
На основе изучения литературы и практической работы с детьми, эффективно проводить игровые упражнения, состоящие из 11 заданий, направленных на коррекцию и формированию умений письма. Эти задания являются фрагментом занятий по обуче-нию грамоте. Они тоже представлены в печатном варианте.
Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания с использованием предложенных средств развивается и совершенствуется зрительно – двигательная и моторная координация : ребёнок овладевает сложными, тонко дифференцированными движения-ми. У него вырабатываются навыки пользования таких инструментов, как, карандаш, кисть, ножницы.
Спасибо за внимание.