Папки-передвижки

Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии

Кудряшова Юлия
Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии.

Обследование специалистами двигательной сферы детей с проблемами в развитии позволило выявить следующие закономерности в отставании их психомоторного разви-тия (т. е. произвольных, осознанных движений направленных на достижение определен-ной цели) :

· Мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;

· Нарушение общей, ручной (мелкой) моторики;

Публикация «Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии» размещена в разделах

· Общая скованность и замедленность выполнения движений;

· Дискоординация движений;

· Нарушения зрительно-двигательной функции;

· Нарушение ориентировки в пространстве (листе бумаги);

· Замедленность в освоении новых движений;

· «Леворукость».

Исследования отечественных физиологов отмечают связь развития рук с развити-ем мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Исследованиями учёных института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцовой, Е. И, Исениной, Л. В. Фоминой) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

У детей с проблемами в развитии можно наблюдать нарушение согласованности дви-жений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зритель-ного и мышечно-двигательного анализаторов, отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений.

А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности дей-ствия рук и глаз.

Одним из средств развития зрительно - моторной координации являются упраж-нения для укрепления работы мышц глаз у детей.

Сюда входят упражнения в виде разнообразных движений глаз, способствующих:

· развитию двигательных способностей глаз;

· активизации кровообращения в области глаз и мозга;

· улучшению координации движений глаз и головы;

· повышению устойчивости вестибулярных реакций;

· тренировке мышц глаз.

Это и различные движения глаз: вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения, зажмуривания, широко открыть, выпучить глазки.

После выполнения этих упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укрепить окологлазные мышцы. В основе положительного эффекта лежат меж-функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга.

В печатном варианте представлено несколько комплексов упражнений, с которыми вы можете познакомиться. В них включены упражнения с использованием мячей, иг-рушек, гимнастических палок.

Мышечные возможности руки ребенка также, как и мышцы глаз, требуют особой тренировки и коррекции.

Начинать надо с небольшого массажа рук. Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой. Упражнения желательно проводить по 3 — 5 минуты, 4-5 раз в день.

Сюда входят: поглаживания, разминания, сгибания, разгибания, точечный массаж.

Массаж выполняется до появления ощущения тепла. На слайде показаны направления массажных линий (прямых, спиралевидных) а также «активные точки» для точечного массажа рук.

Ребенок быстро усваивает этот массаж и через некоторое время выполняет его самостоятельно.

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны;

2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца;

3. Упражнения «Сорока – белобока»

4. Интенсивные движения большого пальца вперёд – назад, вверх – вниз, по кругу;

5. Сгибание – разгибание всех пальцев одновременно;

6. Сгибание – разгибание кисти в кистевом суставе;

7. Интенсивное растирание каждого пальца;

8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально – тыльных сторон;

9. «Пальцы ложатся спать» : поочерёдное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

10. «Пальчики здороваются»;

11. Повтор первого упражнения.

После массажа можно приступать к выполнению гимнастики для мелкой мускулатуры пальцев.

Гимнастика может быть

без речевого сопровождения;

с речевым сопровождением.

С речевым сопровождением представлена на слайде пальчиковая гимнастика «Мальчик- пальчик».

Без речевого сопровождения: дерево, корни, ворота, бинокль, заяц, лодка….

Дерево

Флажки

Пальчиковая гимнастика позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций.

Комплексы гимнастик для мелкой мускулатуры рук (без речевого сопровожде-ния и с речевым сопровождением) представлены в печатном варианте.

Детям, у которых не сформированы координированные зрительно-моторные реак-ции, сложно выполнять отдельные рисовальные движения, даже самые простые. Движе-ния рук у них скованные, неуверенные. Изображаемые линии часто хаотичны, набегают одна на другую. Нет точности в направлении руки.

Основываясь на вышеизложенном, было выделено 5 основных направлений в коррекции изобразительных навыков. Они включают:

· точность направления движения руки;

· регулирование размаха рисовального движения;

· коррекцию по усилению нажима на карандаш, кисть;

· коррекцию формообразующих движении руки;

· коррекционную работу по формированию графических умений и навыков написания элементов школьного письма.

По каждому направлению необходимо предлагать ребёнку серию заданий по зара-нее подготовленным иллюстрированным карточкам. На слайде представлено зада-ния:

- «От цветка к цветку»

- «С бугорка на бугорок»

Главной задачей которых является регуляция размаха рисовального движения при рисовании дуг разной величины, глазомерная оценка протяжённости.

Используемая многократность повторения однородных рисовальных движений в задании позволяет развивать у ребенка зрительно-двигательную память на это движение, а значит и зрительно-моторную двигательную координацию.

Комплекс заданий по коррекции рисовальных движений и изобразительных навы-ков представлен в печатном варианте.

Развитию зрительно – моторной координации способствуют

Графомоторные игры и упражнения :

·

«По морям, по волнам»;

·

«Машина на дороге»

Цель: развивать зрительно – моторную координацию, закреплять умение вести линию, не касаясь заданных краёв.

Ход: Помоги машине доехать до гаража, линию веди точно по центру дороги, что-бы не было аварии. ;

· «Дети заблудились»;

Цель: учить детей работать одновременно двумя руками, вести линии в разных направлениях, не касаясь заданных краёв; развивать внимание, точность, мелкую мотори-ку.

Ход: Маша и Петя заблудились, помоги им выйти из леса и добраться каждому в свой дом. Петю веди в правую сторону, а Машу – в левую сторону. Но вести их нужно одновременно двумя карандашами. До краёв дороги касаться нельзя!

· «Листья».

Цель: продолжать учить детей находить нужные предметы среди изображений, наложенных друг на друга; обводить предметы точно по контуру, закрашивать их не выходя за края; развивать графо-моторные навыки.

Ход: Раскрась кленовый лист красным карандашом, березовый желтым, а рябино-вый лист обвести по контору зеленым карандашом:

Для развития зрительно – моторной координации также целесообразно использо-вать дидактические игры:

· различные мозаики;

· пазлы (разные по величине и количеству);

· игры «Наряди куклу в бусы», «Кто скорее вденет шары в нитку» (нанизыва-ние бус, шаров, пуговиц);

· ниткография;

· конструкторы («Лего», и т. д.)

· «Выложи фигуры» (выкладывание на плоскости);

· Шнуровки (на ботинках, сапожках, пальто, платье и. т. д.);

· «Выложи рисунок из спичек (семян, пуговиц, и т. д.);

· Игры с природным материалом: «Выложи узор», «Сделай как я!» (из палочек и природного материала);

· игры с пластилином;

· игры с бумагой, оригами;

· «Нарисуй пальчиком на песке»; «Рисование на снегу»

· «Обведи и закрась» (с использованием трафаретов);

· «Заплети косичку»;

· «Диктант» (нарисуй квадрат в верхнем правом углу и т. д.).

· «Сложи двумя руками пуговицу в коробку».

· Бисероплетение.

Для развития зрительно – моторной координации эффективно использовать настольные игры:

«Футбол», «Баскетбол», «Бильярд»; «Хоккей», «Настольный теннис».

Игры на прослеживание движения объектов (на развитие глазодвигательной функции)

· «Прокати шар в ворота»;

· «Попади в цель»;

· «Позвони в колокольчик»;

· «Набрось кольцо»;

· «Поймай мяч»;

· «Проследи за движением флажка (фонарика, султанчика)»;

· «Лабиринты».

Различные штриховки:

· рисунков;

· геометрических фигур;

· букв;

· цифр.

Для более эффективного совершенствования тактильных и моторно-двигательных функций, а также для развития зрительно-моторной координации имеет место такое направление работы как работа с иглой.

В него включены два вида работы:

- обкалывание контура изображённого предмета;

- коррекционное вышивание.

На этом слайде представлено обкалывание контура листочка дерева. А на следую-щем – коррекционное вышивание с использованием различных швов, а также «крестом», на специальной решётке.

В печатном варианте представлена тематика 15 занятий по работе с иглой

При сформировании зрительно – моторной координации целесообразно переходить к следующему наиболее ответственному направлению в работе – формированию навыков написания элементов школьного письма в тетради.

Это наиболее трудоёмкая и сложная работа проводится с детьми старшего до-школьного возраста.

Для осуществления этого направления в работе также необходимо использование игровой формы для создания зрительного образа элементов букв. Дошкольнику ближе и больше нравятся игровые действия, чем монотонная, однообразная деятельность. И в от-личии от школьной методики характерным в таких занятиях является включение в струк-туру занятий графической игры, о чё м свидетельствуют названия заданий:

§ «Бегут рельсы как река - заповедны берега»;

§ «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, проедет поезд запоздалый»;

§ «Все вагончики бегут, зацепившись там и тут»;

§ «Не заметил сразу он, влез в оцепленный вагон»;

§ «Мы в вагоне все сидим и в окошечки глядим».

Постепенно, незаметно игровая задача свёртывается и на первый план выступает дидактическая. Система заданий (с постепенным их усложнением) даёт возможность по-следовательно усваивать необходимые навыки овладения письмом.

Задания включают:

- микроориентировку в тетради и на листе бумаги;

- ознакомление с разлиновкой;

- работу в пределах границ линии;

- совершенствование зрительно-моторной координации и мелкой мускулатуры пальцев.

На основе изучения литературы и практической работы с детьми, эффективно проводить игровые упражнения, состоящие из 11 заданий, направленных на коррекцию и формирова­нию умений письма. Эти задания являются фрагментом занятий по обуче-нию грамоте. Они тоже представлены в печатном варианте.

Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания с использованием предложенных средств развивается и совершенствуется зрительно – двигательная и моторная координация : ребёнок овладевает сложными, тонко дифференцированными движения-ми. У него вырабатываются навыки пользования таких инструментов, как, карандаш, кисть, ножницы.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Ледяные фигуры для развития двигательной активности дошкольниковЛедяные фигуры для развития двигательной активности дошкольников С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

Презентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольниковПрезентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольников Театр - один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 14:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Кудряшова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД