Анастасия Смиренская
Коррекция застенчивости посредством песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Второй обобщенный опыт мы получили, проводя коррекционно-развивающую с застенчивым ребенком подготовительной группы. Это была Люда в возрасте 6,10 лет. Спокойная, малообщительная со сверстниками, предпочитает игры-одиночки, при выполнении задании ответственна, на с помощью воспитателя присоединяется к подвижным и сюжетным играм, впечатлительна. Люда интеллектуально развита, но выше изложенные качества отрицательно повлияют на личностную сферу при поступлении в школу.
Со стороны воспитателя и родителя поступил запрос провести коррекционно-развивающее мероприятие, направленное на развитие коммуникации и преодоление застенчивости.
Публикация «Коррекция застенчивости посредством песочной терапии» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Продолжительность сеансов – 40 минут. Частота 1 раз в 2 недели, последний сеанс (третий) через месяц.
На первом сеансе в сухом песке расположились фигурки спонтанно. Люда находилась в состоянии ожидания, т. к. не знала с чего начать. И тогда второстепенную роль взял педагог-психолог, акцентируя ребенка на значимость создания песочной картины.
- Что делают фигурки? – спросил педагог-психолог.
- Стоят и смотрят, - ответил ребенок.
- Ты хотела бы изменить что-нибудь в сказочном мире? – спросил педагог-психолог.
- Да, хотела бы, сказала Люда, - хочу, чтоб фигурки общались друг с другом. И в центре попарно расставили игрушки.
Фото 6.
Расположение фигур в центре обозначает актуальное эмоциональное состояние «МНЕ МЕШАЕТ ТО, С ЧЕМ ЖИВУ Я - застенчивость». Лишь только пройдя все сеансы песочной терапии, мама будет удивлена, как дочь, набравшись смелости смогла, сдать успешно поступить в развивающий класс. На глазах мамы слезы радости и счастья. С другой стороны, это ценностное устремление ребенка, нечто значимое, осознаваемое. «Хочу быть общительной, открытой и уверенной со сверстниками». Но вначале Люде придется пойти путь от бессознательного к сознательному, пройдя все сеансы песочной терапии.
- Ты еще хотела бы изменить в сказочном мире? – спросил педагог-психолог.
На сыром песке разместился сюжет.
В нижнем левом углу лес, где живут волки, которые спят на кровати (кровати сделаны из песка и расположились в центре песочницы). Нижний левый угол отражает совершаемые в прошлом действия, они могут быть связаны с домом, группой детей (возможно, для Лиды это пассивная угроза). В левом верхнем углу расположила фигурку – грушу, ее «наказали» (символизирует процесс связанный с прошлым воспоминанием – обида на кого-то). В правом верхнем углу расположила зеркало, в зеркальце смотрит бегемотик, а на бортике песочницы выстроила в ряд зверюшек. Лида сказала, что зеркальце нужно бегемоту. Задача зверюшек, -наблюдать за происходящем в окружающем мире. В данной фразе она подчеркивает безвыходность в социальном положении. В реальном мире ни взрослые ни дети не беспокоят ее. Именно внутренний механизм – застенчивость – диктует неправильность видения окружающего мира, кто-то наблюдает, обижает и угрожает.
В центре песочницы слепила песочный стол, где сидят животные – это стол переговоров «Как начать общаться?» На наш взгляд, Люда находит выход из актуального эмоционального состояния «вместе со сверстниками прийти к единому решению».
В данном сюжете вдоль правой и левой ее стороны, проведены 3 кольца и дорожка.
- Они для красоты, пусть бегемот и груша бегают, а животные вокруг пусть общаются, - утвердительно сказала Люда.
Рисование линий обозначает границу некой территории или «пусть», по которому человек готов отправиться на освоение новых жизненных пространств.
В ящике с сухим песком в правом нижнем углу разместились две птицы.
- Они смотрят друг на друга, улыбаются, но не общаются, - сказала Люда. Данный сектор символизирует действие, которое возможно в будущем (начать общаться с улыбки). В левом верхнем углу солнце, - предмет даритель – помощник, включение внутреннего мистического ощущения. (Фото 8)
По сюжету песочная картина динамична, т. е. герои куда-то идут, стремятся, чего-то хотят, что-то ищут. Мы видим, прошлое (мир, из которого пришли герои) и будущее (мир, куда они стремятся). Преимущество динамической картины для педагога-психолога состоит в том, что фактически ребенок сам рассказывает о своих трудностях. Ребенок начинает понимать к чему должен прийти, что получить, какие средства для этого использовать.
Второй сеанс через 2 недели.
Мы увидели конкретность в создании сказочного мира. На сыром песке в правом верхнем углу «комната хозяйки». В ней помещено зеркало, ключи и деньги. Так деньги, зеркало символизирует достаток, таинство. В реальной жизни, родители Люды имеют низкий уровень доходов. Ключ – это помощник, чтоб открыть дверь к внутренней свободе, к знаниям, быть хозяйкой своей судьбы… Все это отражает мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада к школе.
В верхнем левом углу хозяйство: барашек куры, собаки.
- Барашек пришел к озеру напиться воды, подливает воду в ямку.
Ямка обозначает ворота в коллективное бессознательное, удаление чего0либо ненужного. В левом нижнем углу «участок для выращивания цветов». Грядки символизируют рост, развитие и движение во времени.
На сухом песке спальня для животных, сделанная из ткани.
- Животные охраняют хозяйку.
Данный сеанс отобразил переплетение двух миров – настоящего и будущего.
Третий сеанс через месяц.
На сыром песке с правой стороны слеплен бугорок, на котором расположился лес. Данный сектор отражает стремление к саморегуляции.
На сухом песке в верхнем левом углу «дом у дракона и собаки». По диагонали дорожка, по которой идет лисенок. Это путь человека, готового отправиться в новое жизненное путешествие. В верхнее правом углу зеркало – символ исцеляющей терапии, возможным в следствии глубокой осознанной работы.
Спустя несколько месяцев, Люда поступает в развивающий класс, со сверстниками открыта, игры насыщены сюжетными ролями, отсутствует чувство беспокойства во время занятий.
Тем самым мы подтверждаем слова Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «В песочной терапии становятся явными мечты; здесь можно посмотреть со стороны на жизненную непростую ситуацию и разыграть позитивный сценарий ее разрешения; здесь создается новая реальность, в которой все подвластно создателю-человеку, создающему картину из песка и миниатюрных фигурок» (3).
Литература :
1. Штейнхард. Песочная терапия. М. -2001
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Спб. : Речь, 2007.
3. Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук В гостях у Песочной Феи СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011 - 61 с.
4. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. : В 4-х томах. – М. : Генезис, 2000.