МААМ-картинки

Коррекция застенчивости посредством песочной терапии

Анастасия Смиренская
Коррекция застенчивости посредством песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы

Второй обобщенный опыт мы получили, проводя коррекционно-развивающую с застенчивым ребенком подготовительной группы. Это была Люда в возрасте 6,10 лет. Спокойная, малообщительная со сверстниками, предпочитает игры-одиночки, при выполнении задании ответственна, на с помощью воспитателя присоединяется к подвижным и сюжетным играм, впечатлительна. Люда интеллектуально развита, но выше изложенные качества отрицательно повлияют на личностную сферу при поступлении в школу.

Со стороны воспитателя и родителя поступил запрос провести коррекционно-развивающее мероприятие, направленное на развитие коммуникации и преодоление застенчивости.

Публикация «Коррекция застенчивости посредством песочной терапии» размещена в разделах

Продолжительность сеансов – 40 минут. Частота 1 раз в 2 недели, последний сеанс (третий) через месяц.

На первом сеансе в сухом песке расположились фигурки спонтанно. Люда находилась в состоянии ожидания, т. к. не знала с чего начать. И тогда второстепенную роль взял педагог-психолог, акцентируя ребенка на значимость создания песочной картины.

- Что делают фигурки? – спросил педагог-психолог.

- Стоят и смотрят, - ответил ребенок.

- Ты хотела бы изменить что-нибудь в сказочном мире? – спросил педагог-психолог.

- Да, хотела бы, сказала Люда, - хочу, чтоб фигурки общались друг с другом. И в центре попарно расставили игрушки.

Фото 6.

Расположение фигур в центре обозначает актуальное эмоциональное состояние «МНЕ МЕШАЕТ ТО, С ЧЕМ ЖИВУ Я - застенчивость». Лишь только пройдя все сеансы песочной терапии, мама будет удивлена, как дочь, набравшись смелости смогла, сдать успешно поступить в развивающий класс. На глазах мамы слезы радости и счастья. С другой стороны, это ценностное устремление ребенка, нечто значимое, осознаваемое. «Хочу быть общительной, открытой и уверенной со сверстниками». Но вначале Люде придется пойти путь от бессознательного к сознательному, пройдя все сеансы песочной терапии.

- Ты еще хотела бы изменить в сказочном мире? – спросил педагог-психолог.

На сыром песке разместился сюжет.

В нижнем левом углу лес, где живут волки, которые спят на кровати (кровати сделаны из песка и расположились в центре песочницы). Нижний левый угол отражает совершаемые в прошлом действия, они могут быть связаны с домом, группой детей (возможно, для Лиды это пассивная угроза). В левом верхнем углу расположила фигурку – грушу, ее «наказали» (символизирует процесс связанный с прошлым воспоминанием – обида на кого-то). В правом верхнем углу расположила зеркало, в зеркальце смотрит бегемотик, а на бортике песочницы выстроила в ряд зверюшек. Лида сказала, что зеркальце нужно бегемоту. Задача зверюшек, -наблюдать за происходящем в окружающем мире. В данной фразе она подчеркивает безвыходность в социальном положении. В реальном мире ни взрослые ни дети не беспокоят ее. Именно внутренний механизм – застенчивость – диктует неправильность видения окружающего мира, кто-то наблюдает, обижает и угрожает.

В центре песочницы слепила песочный стол, где сидят животные – это стол переговоров «Как начать общаться?» На наш взгляд, Люда находит выход из актуального эмоционального состояния «вместе со сверстниками прийти к единому решению».

В данном сюжете вдоль правой и левой ее стороны, проведены 3 кольца и дорожка.

- Они для красоты, пусть бегемот и груша бегают, а животные вокруг пусть общаются, - утвердительно сказала Люда.

Рисование линий обозначает границу некой территории или «пусть», по которому человек готов отправиться на освоение новых жизненных пространств.

В ящике с сухим песком в правом нижнем углу разместились две птицы.

- Они смотрят друг на друга, улыбаются, но не общаются, - сказала Люда. Данный сектор символизирует действие, которое возможно в будущем (начать общаться с улыбки). В левом верхнем углу солнце, - предмет даритель – помощник, включение внутреннего мистического ощущения. (Фото 8)

По сюжету песочная картина динамична, т. е. герои куда-то идут, стремятся, чего-то хотят, что-то ищут. Мы видим, прошлое (мир, из которого пришли герои) и будущее (мир, куда они стремятся). Преимущество динамической картины для педагога-психолога состоит в том, что фактически ребенок сам рассказывает о своих трудностях. Ребенок начинает понимать к чему должен прийти, что получить, какие средства для этого использовать.

Второй сеанс через 2 недели.

Мы увидели конкретность в создании сказочного мира. На сыром песке в правом верхнем углу «комната хозяйки». В ней помещено зеркало, ключи и деньги. Так деньги, зеркало символизирует достаток, таинство. В реальной жизни, родители Люды имеют низкий уровень доходов. Ключ – это помощник, чтоб открыть дверь к внутренней свободе, к знаниям, быть хозяйкой своей судьбы… Все это отражает мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада к школе.

В верхнем левом углу хозяйство: барашек куры, собаки.

- Барашек пришел к озеру напиться воды, подливает воду в ямку.

Ямка обозначает ворота в коллективное бессознательное, удаление чего0либо ненужного. В левом нижнем углу «участок для выращивания цветов». Грядки символизируют рост, развитие и движение во времени.

На сухом песке спальня для животных, сделанная из ткани.

- Животные охраняют хозяйку.

Данный сеанс отобразил переплетение двух миров – настоящего и будущего.

Третий сеанс через месяц.

На сыром песке с правой стороны слеплен бугорок, на котором расположился лес. Данный сектор отражает стремление к саморегуляции.

На сухом песке в верхнем левом углу «дом у дракона и собаки». По диагонали дорожка, по которой идет лисенок. Это путь человека, готового отправиться в новое жизненное путешествие. В верхнее правом углу зеркало – символ исцеляющей терапии, возможным в следствии глубокой осознанной работы.

Спустя несколько месяцев, Люда поступает в развивающий класс, со сверстниками открыта, игры насыщены сюжетными ролями, отсутствует чувство беспокойства во время занятий.

Тем самым мы подтверждаем слова Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «В песочной терапии становятся явными мечты; здесь можно посмотреть со стороны на жизненную непростую ситуацию и разыграть позитивный сценарий ее разрешения; здесь создается новая реальность, в которой все подвластно создателю-человеку, создающему картину из песка и миниатюрных фигурок» (3).

Литература :

1. Штейнхард. Песочная терапия. М. -2001

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Спб. : Речь, 2007.

3. Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук В гостях у Песочной Феи СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011 - 61 с.

4. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. : В 4-х томах. – М. : Генезис, 2000.

Публикации по теме:

Коррекция агрессивности посредством песочной терапии На улице дети из грязи строят недоступные замки…. Сколько хлопот возле забавы… Николай Рерих. Вопрос использования песочной терапии в рамках.

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаРоль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Актуальность и проблема исследования определили цель моей методической разработки: изучение возможности песочной терапии как средства развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция застенчивости посредством песочной терапии
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 15:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция застенчивости посредством песочной терапии» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Смиренская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД