Анастасия Смиренская
Коррекция агрессивности посредством песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция агрессивности посредством песочной терапии
На улице дети из грязи строят недоступные замки….
Сколько хлопот возле забавы…
Николай Рерих.
Вопрос использования песочной терапии в рамках ДОУ затронуто в научной и практической литературе. Игры с песком в дошкольном возрасте является одной из форм «самотерапии», благодаря которому могут быть отреагированы конфликты и пробелы.
Публикация «Коррекция агрессивности посредством песочной терапии» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Благодаря песочной терапии перед нами отрываются естественные возможности погружение ребенка в «мир» бессознательного и сознательного, где он получает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядку эмоционального напряжения в безопасной обстановке.
Первый обобщенный опыт мы получили, проводя коррекционно-развивающую с агрессивным ребенком подготовительной группы. Это был Федя в возрасте 6,8 лет.
На первом этапе поступил запрос со стороны воспитателя данной группы. По словам воспитателя, мальчик неуправляемый, мешает и раздражает в учебно-воспитательном процессе. Дома старшую сестру не слушается, обзывает маму, иногда прикладывает на нее руку. Так мы и приступили к коррекционной работе с ребенком.
Первоначально, в течении недели, мы провели наблюдение за ребенком в группе, используя критерии агрессивности, разработанное американским психологом М. Алвордом и П. Бейкером.
Выявлены следующие отклонения в поведения:
1. Завистлив, мстителен со сверстниками;
2. Часто винит других в своих ошибках;
3. Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
4. Часто спорит, ругается с воспитателями;
5. Специально раздражает окружающих.
На втором этапе мы смело приступили к песочной терапии. Энергоинформационное поле картины, т. е. ощущение педагога-психолога, вызывало тревогу и беспокойство за ребенка. Продолжительность сеанса примерно 30-35 минут. Частота 1 раз в месяц. Проведено всего 2 сеанса, от третьего ребенок отказался.
Описание сеансов:
I сеанс. Использовался сухой и сырой песок. Вначале Федя расположил фигурки спонтанно. На сухой песочнице военные (динозавры, на мокром – полицейские (бегемоты). «Военные сидят в тюрьме», - сказал ребенок.
Педагог-психолог предлагает развернуть сюжет. Действие разворачивается на фоне войны. Все друг друга убивают, военные закопаны в песок в левом нижнем углу. Проводя параллель с символизмом пространственного расположения предметов в песочнице, мы увидим, что ребенок отражает агрессивные действие совершенные в прошлом по отношению к матери, дому, к сестре. Пряча военных (динозавров) ребенок пытается освободиться от неприятных качеств (в нашем случае – с агрессией).
Но вдруг на помощь приходит полиция (бегемоты, которые расположились на сухом песке в правом нижнем углу (символизирует спасение, которое возможно в будущем скажет себе – «Я САМ СЕБЕ ПОМОГУ»). Затем полиция спасают военных и все располагаются на сыром песке в левом нижнем углу. Ребенок озвучивает - «приходит врач – дракончик и вылечивает раненых». На наш взгляд, врач – это педагог-психолог, который заживляет у ребенка образовавшиеся душевные раны (обида, боль, ненависть к людям).
– Война закончилась!- воскликнул ребенок, и ставит фигурки друг против друга.
Сюжет картины динамичен, показаны адресаты агрессивных действий. Фигуры, на которую направлен агрессивный поток, ассоциируется у ребенка с конкретным лицом из реальной жизни (матери, сестры, сверстники).
В юнгианской песочной терапии существует описание динамики проявления конфликтного содержания картины. Выделяют 3 этапа:
1. Хаос: предметы беспорядочно расставляются на песке;
2. Конфронтация: выделяются активные противоборствующие стороны, которые ведут между собой баталии;
3. Консолидация: герои картины наконец приходят к согласию и объединяются – зло погибает, добро побеждает.
Следовательно, опыт психотерапевтов показывает, что и прошлое и современность имеют одну структуру конфликтного содержания картин, передаваемое генами человечества. Именно в дошкольном возрасте рождаются зачатки агрессивности, а своевременная коррекционно-развивающая работа погасит огненное пламя ненависти к миру.
Второй сеанс через месяц. Использовал сухой песок. Мы видим, что в правом нижнем углу образовалось озеро, с плавающими лодками, которое символизирует погружение в бессознательное, это социализирующая мужская часть, стремление к будущему, к спокойствию, постоянству.
От последующих сеансов ребенок отказался, т. е. идет осознание над совершенными действиями.
Между сеансами, мы приводили психологические часы с группой детей, включая игры разработанные К. Фопелем. Игры были на снятие агрессии «Обзывалки», «Доброе животное», «Разноцветные ладони»; игры на развитие эмпатии «Больной птенчик», «Жучок»; игры на чувственное восприятие «Рисунок на спине», «Рисунок в воздухе»; игры на умение сотрудничать со сверстниками. Также мы проводили арт-терапевтические упражнения «Мандалы» - (фото 4, «Придумай и нарисуй историю».
Спустя 6 месяцев мы провели повторное наблюдение и мини беседу с воспитателем и родителем, с целью узнать изменился ли характер и поведение у Феди. Со сверстниками мальчик стал более уравновешенным, покладистым, вежливым, объективно оценивал свои и чужие поступки, учитывая мнение взрослых. В домашней обстановке, по словам мамы, Федю будто подменили. Здоровается со взрослыми, помогает по хозяйству, выполняет просьбу старшей сестры.
Таким образом, комплексное и систематическое коррекционно-развивающие занятия, включающие терапевтические инструментария для работы, устраняют зачатки агрессивности в дошкольном возрасте, которое имеет большое значение для поддержания психического здоровья, влияет на становление всех сторон, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Литература :
1. Штейнхард. Песочная терапия. М. -2001
2. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. : В 4-х томах. – М. : Генезис, 2000.
3. Н. В. кузуб, Э. И. Осипук В гостях у Песочной Феи СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011 - 61 с.