Никитина Ирина Викторовна
Коррекция поведения у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом намечается тенденция к возрастанию числа детей с поведенческими нарушениями.
Поведение – это реакции и действия человека, выражающие его отношения с окружающим миром.
Чаще всего обозначаются такие его формы, как негативизм, упрямство, расторможенность, капризы, агрессивность, плаксивость, тревожность, замкнутость, несамостоятельность.
Причины отклоняющегося поведения детей :
– врождённые личностные особенности ребёнка, тип высшей нервной деятельности, как природная основа темперамента;
– сопутствующие заболевания, нарушения психологического, психического развития;
Публикация «Коррекция поведения у детей с ОВЗ» размещена в разделах
– возрастные кризисы;
– особенностями, условия и стиль семейного воспитания.
В первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. По мнению взрослых, идеальный ребенок – это послушный ребенок. Но оказывается наоборот: кто-то чересчур активный, задиристый, а кто-то робкий, боязливый, неумелый, кто-то самостоятельный, а кто-то нет, вот такие они разные, наши дети.
Часто дети растут и воспитываются в одной семье, в равных условиях, а ведут себя по-разному. Уже с самого рождения дети отличаются друг от друга. Это накладывает отпечаток на поведение ребёнка в будущем.
Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети имеют различные психические, психологические заболевания и нарушения развития:
– ДЦП;
– невротические расстройства мозговых дисфункций;
– синдром гиперактивности с дефицитом внимания;
– эмоционально-волевая неустойчивость;
– нарушения аутистического спектра развития или аутизм;
–задержка психического развития;
– умственная отсталость.
Нам приходится изучать, вникать, разбираться в этих нарушениях и в особенностях обучения и взаимодействия с такими детьми. Это называется индивидуально-ориентированный подход к детям в связи с сопутствующими заболеваниями.
Практика показывает, что в первые недели общения педагога с детьми целесообразно быть с ними и строгим и ласковым, постепенно устанавливая «границы дозволенного». А затем уже, по мере привыкания ребёнка к взрослым и их требованиям начинается взаимодействие с ребёнком, образно говоря, на «демократической основе».
Важно помнить, что установление «границ дозволенного» – это одно из проявлений любви к ребёнку. Известная истина: любовь и требовательность – зависимые друг от друга понятия, и они не исключают, а, наоборот, подразумевают проявление любви к ребёнку.
Дети часто прощупывают пределы дозволенного и пытаются утвердиться, чтобы стать независимыми. В принципе такое желание нормальное, но стоит помнить, что постоянное непослушания – это не норма.
Чтобы предупредить негативное поведение, важно дать ребенку представление о допустимом и недопустимом поведении. По степени дозволенности поведение детей условно можно разделить на три типа.
1. Поведение ребёнка, которое мы, взрослые, допускаем и поощряем.
2. Поведение, которое допустимо лишь в исключительных случаях – только, когда рядом взрослый, например: можно пользоваться каким-то пособием, игрой или инструментом только вместе с педагогом.
3. Поведение, которое совершенно неприемлемо и недопустимо ни при каких обстоятельствах, например: в детском саду нельзя бить детей и взрослых, ломать игрушки, убегать с участка.
Для определениия границ дозволенного можно использовать 4 «табу» : нельзя причинять вред природе, вещам, себе и другим людям.
Эти «правила» обговариваются, рассматриваются на картинках, в мультфильмах вместе с детьми и педагог помогает их понять. Например: в ссоре не дерёмся – обращаемся за помощью к педагогу, если кто-то из детей обижен, предлагаем помощь, утешаем.
Принятые «правила» можно оформить в виде картинок на этапе, когда детский коллектив только формируется. Это помогает воспитывать дисциплину и усвоить правила поведения в группе.
Важный момент – это общий подход к дисциплине, то есть единые требования взрослых к ребенку. Разные требования приводят к непослушанию, капризам, упрямству и даже к агрессии. Как показывает опыт, и у строгого и у доброго педагога ребенок будет стараться добиваться своего.
Чтобы капризный ребенок не манипулировал взрослыми с помощью криков, отказов, непослушания необходимо всегда следовать одной и той же тактике. При первых проявлениях детских прихотей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева попытайтесь объяснить что можно, а что нельзя. И если через какое-то время, ребёнок снова начнёт капризничать, добиваясь своего, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то занять. Поведение педагогов «сегодня нельзя, а завтра можно» лишь расшатывает детскую психику, дезориентируя ребенка в положительных и отрицательных вещах.
Цепной реакции не должно быть – не срывайтесь и контролируйте свои эмоции.
Непослушные дети очень восприимчивы и сильно реагируют на то, как вы с ними обращаетесь. Научитесь себя контролировать – следите за тоном своего голоса, жестами. Бывает строгость разумная, спокойная, конструктивная, а бывает запредельная, когда дети боятся – это недопустимо.
Если ребенок в общении с вами испытывает дискомфорт, он будет всячески пытаться себя защитить – спорить и бунтовать, проявлять агрессию или плакать.
Как известно, агрессия вызывает агрессию. И крича, на ребёнка вы вызываете негатив, визжание и рыдание. Чем больше ругать, тем ребёнок всё больше будет невменяем. Спокойным тоном скажите, что так себя вести нельзя, и своим видом покажите, что вы сильно огорчены. Далее, разговор продолжать не следует, поскольку в данный момент это бесполезно, никакие доводы сейчас не помогут. Лучшим решением станет игнорирование истерики. Ведём себя терпеливо, спокойно и следим, чтобы не нанёс ни себе ни другим травм. И уже после нескольких раз такого спокойного, сдержанного поведения со стороны взрослого ребёнок станет более уравновешенным.
Не стыдитесь признавать и исправлять свои ошибки. Все взрослые небезгрешные и иногда допускают промахи и ошибки в отношениях с детьми. На почве этого возникают разногласия и конфликтные ситуации. Не бойтесь признать свою неправоту, быть откровенным, попросить у ребёнка прощения за свою горячность или несправедливые слова. Такое поведение создает атмосферу доверия, укрепляет связь между педагогом и ребёнком.
В общении педагога с родителями сложных детей обязательно необходимо соблюдать:
– профессиональную этику;
– тактичность;
– конфиденциальность информации вам доверенной;
– никаких прогнозов, говорим о том, что есть не сгущая краски, но и не строя радужные перспективы (работаем, исходя из возможностей ребёнка и т. д.).
Вывод:
Каждый взрослый может стать авторитетом, выбирая верную стратегию воспитания и сопоставляя её с характером и особенностями ребёнка.
Всем взрослым необходимо создавать обстановку любви, спокойствия и постоянства.