Храмцова Наталья
Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников
▼ Скачать
Ребенок с дефектом не есть
непременно дефективный ребенок.
Л. С. Выготский
В настоящее время значительно увеличилось число детей, испытывающих трудности при подготовке к обучению и усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Нарушения письма и чтения являются достаточно распространенными среди учащихся как коррекционных, так и массовых школ, они препятствуют полноценному освоению школьных знаний, поэтому интерес к проблеме коррекции дислексии, дисграфии не только у специалистов (логопедов, психологов, лингвистов, но и у учителей начальных классов и русского языка не случаен.
Публикация «Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Следует отметить, что нарушения письменной речи сложны по своей структуре, в их симптоматике могут наблюдаться:
• нарушения устной речи;
• недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов;
• оптико-пространственная дезорганизация деятельности письма;
• рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции;
• отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Поэтому без специально организованной, систематической помощи специалистов, знающих причины и механизмы речевой патологии, эти нарушения не могут быть скомпенсированы.
В настоящее время коррекцией нарушений письменной речи занимаются логопеды школьных логопунктов, коррекционных школ.
Речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы:
• Первая группа — фонетические нарушения речи. Они выражаются в дефектах произношения отдельных звуков.
• Вторая группа — фонематические нарушения. Они выражаются
в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустически артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают новым составом слова и делают специфические ошибки при письме.
• Третья группа — общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую, так и на
смысловую сторону речи. Если такому ребенку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой.
Как известно, для развития письменной речи, важное значение имеет сознательный анализ составляющих ее звуков. Однако, чтобы обозначить при письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации. Умение выделить фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа.
Для правильного звукового анализа необходимо и другое условие — умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Звуковой анализ, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определенной учебной операцией, умственным действием "по установлению последовательности звуков в слове".
Установлено, что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова: они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируя на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся одним только звуком.
В письменной работе всех детей с фонематическим недоразвитием, независимо от степени овладения ими соответствующим навыком, имеются специфические ошибки на замену и смешение букв.
Примеры типичных ошибок: вошадь (лошадь, жубы (зубы, водка (лодка, рожка (ложка, синокл (шенок, тошта (кошка, луква (клюква.
Наряду со специфическими ошибками наблюдаются и такие, как пропуск букв, добавления, перестановки, замены букв по графическому сходству, так называемые антипации и персеверации.
Например: магазим, тезлевизор, девевья, бабабушка, жукчат жучейки.
Несмотря на знание заученного правила, дети не могут применить его на практике, так как не различают, какой согласный — звонкий или глухой — даже в тех случаях, когда звук стоит в сильной позиции, т. е. перед гласной.
Любой педагог должен помочь ребенку осознать его самоценность, полезность для общества, социальную востребованность. Ведь в каждом ребенке есть чувство прекрасного, и задача педагога найти и затронуть эту тонкую струну.
Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты развития детей говорится: «дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве.»
Памятка
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей необходимо :
• поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
• правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
• проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
• на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;
• проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.
Важно знать:
• ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;
• выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
• занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
• занятие не должно продолжаться свыше 15 минут;
• занятие не следует перегружать заданиями;
• на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
• к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
Ребенку важно уметь:
• определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
• делить слова на слоги;
• различать твердые и мягкие согласные;
• различать гласные и согласные звуки;
• различать слова, похожие по звучанию;
• различать слова, отличающиеся одним звуком;
• находить слова, в которых нет заданного звука;
• осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.