Юлия Сметанина
Коррекция нарушений зрительного восприятия у детей с ЗПР дошкольного возраста по средствам развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п., с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Публикация «Коррекция нарушений зрительного восприятия у детей с ЗПР дошкольного возраста по средствам развивающих игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами И. М. Тонконогий, Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Особенно важно развитие восприятия у детей с задержкой психического развития. Исследования А. Р. Лурия, И. Ф. Марковской, Т. С. Третьяковой показывают, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Так, у этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы, отмечаются более низкие показатели зрительного опознания. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно – образного мышления.
При своевременной правильной диагностике детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия отклонения в сенсорном развитии могут быть скорректированы, что позволяет считать проблему изучения и коррекции специфики процессов зрительного восприятия у дошкольников с ЗПР актуальной.
Я работаю с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР, эти дети в своем развитии имеют специфические особенности. Дети с ЗПР не являются умственно отсталыми, но в то же время стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Основой этих симптомов является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, а на этой основе задерживается умственное развитие, ущербно формируется личность.
Но практика показывает, что задержка психического развития детей может во всех формах поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребенка.
Восприятие детей с ЗПР формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Тем не менее, имеются специфические особенности, зависящие от причин и характера нарушения.
У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета.
В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине.
Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно.
Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины, т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки также будет препятствовать овладению чтением и письмом.
Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.
Я считаю, что любая образовательная деятельность может иметь реабилитационный эффект, если при её осуществлении соблюдаются специальные условия, направленные на максимальное развитие личности каждого ребёнка. Из моих наблюдений я сделала вывод, что при создании адекватных педагогических условий можно достичь значительного уровня развития восприятия, у детей с задержкой психического развития. Особое внимание решила уделить зрительному восприятию, т. к. 90 % информации мы получаем через зрительный анализатор.
Свою коррекционную работу с детьми я начинаю с диагностики, которую провожу два раза в год: в сентябре и мае, как в старшей, так и в подготовительной к школе группе, чтобы проследить динамику развития как процессов восприятия, так и всей познавательной деятельности каждого ребёнка. В январе провожу срезовую диагностику детей с низким уровнем развития.
Цель обследования:
Выявить у детей уровень развития зрительного восприятия, а именно:
• восприятие цвета;
• восприятие формы;
• восприятие величины;
• восприятие пространства;
• восприятие времени;
• целостное восприятие.
При обследовании детей я использую следующие методы диагностики:
1. эксперимент
2. беседа
Результаты диагностики показали:
Большинство детей имеют недостаточную точность восприятия величины, низкий уровень восприятия пространства и времени, отмечаются ошибки в назывании не только оттенков, но и основных цветов спектра, в назывании формы предметов и геометрических фигур.
Сформированность способности воспринимать целостный образ предмета или сюжета также имеет недостаточный уровень.
Таким образом, проанализировав результаты обследования детей и определив уровень развития зрительного восприятия, я поставила для себя цель:
Корригировать нарушения зрительного восприятия у детей по средствам развивающих игр.
Исходя из намеченной цели определила следующие задачи:
1. Учить детей распознавать и правильно называть основные и промежуточные цвета и их оттенки.
2. Учить называть и различать геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг, тела (куб, шар, цилиндр).
3. Формировать умение детей сравнивать форму реальных предметов с геометрическими фигурами.
4. Уточнять представления о величине, учить определять размер предмета и характеризовать его протяженность по высоте, длине, ширине.
5. Формировать и развивать пространственное восприятие.
6. Формировать и развивать восприятие времени.
7. Развивать целостное восприятие предметных и сюжетных изображений.
Для успешного решения поставленных задач я определила следующие педагогические условия:
1. Педагогическая компетентность, постоянное самообразование,
овладение передовым опытом.
2. Ранее начало.
3. «Максимальное напряжение сил».
4. Уважение к личности ребенка.
Применяю правило трех «П»
- понимание
- принятие
- признание
Правило четырех «Не»
- не критикуй
- не оценивай
- не перебивай
- не осуждай
5. Помощь взрослых.
6. Сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Учитывая тот факт, что любая психическая функция, в том числе и восприятие, развивается в деятельности, и в первую очередь, в совместной деятельности со взрослым, я продумала систему заданий с использованием развивающих пособий «Блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор», «Геоконт», которые дали свой развивающий эффект только в рамках коррекционно-развивающей работы, организация которой имеет следующие фундаментальные положения:
1. Личность - это целостная психологическая структура, которая
формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им
общественных форм сознания и поведения. (Д. Б. Эльконин).
2. Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослым. (М. И. Лисина).
3. Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (Д. Б. Эльконин).
4. Развитие аномального ребенка проходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. (Л. С. Выготский).
5. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Э. Сеген).
Для решения поставленных развивающие игры я использую в следующих формах работы:
• фронтальные и подгрупповые занятия;
• индивидуальная работа;
При подготовке и проведении данной работы я придерживаюсь следующих принципов:
1. Принцип «нормативности» развития.
Этот принцип постулирует существование некоторой возрастной нормы развития, своеобразного эталона возраста. При выборе средств я исхожу из сопоставления нормативного развития и конкретных особенностей того или иного ребенка. Этот принцип дает прообраз будущего развития ребенка.
2. Принцип коррекции «сверху вниз».
Этот принцип отражает ведущую роль обучения в развитии ребенка. Продумывая содержание занятий, ставлю в центр внимания «завтрашний день ребенка», создаю зону ближайшего развития, тем самым обеспечиваю развивающий эффект.
3. Принцип системности.
Вся работа по развитию зрительного восприятия находится в тесной связи с другими видами деятельности. Эту взаимосвязь учитываю при планировании занятий.
4. Принцип единства диагностики и коррекции.
Данный принцип помогает построению индивидуализированного обучения, обеспечивает информацией для построения программ, помогает выявить потенциальные возможности детей, которые могли бы остаться незамеченными. В самой коррекционно - развивающей работе заложен диагностический материал, а диагностика содержит в себе коррекционные возможности.
5. Принцип личностного подхода.
Подход к ребенку как к целостной личности со всеми его сложностями и индивидуальными особенностями.
6. Временной принцип.
Этот принцип позволяет мне строить работу с детьми не только с учетом возраста, но и в зависимости от того, на каком уровне психического развития он находится.
7. Принцип гуманизма.
Учитывая данный принцип в работе с детьми, я стараюсь находить позитивные ресурсы самого ребенка, помогаю осознать их самим ребенком и вселяю веру в их возможности.
8. Принцип реальности.
Считаю важным помочь ребенку принять себя таким, какой он есть.
9. Принцип деятельного подхода.
Личность ребенка проявляется и формируется в деятельности. Я предлагаю детям задания не как простую тренировку умений и навыков, а как целостную деятельность,
опираюсь на ведущий вид деятельности, свойственный данному возрасту — игре.
10. Принцип осознанности деятельности.
Использование этого принципа позволяет формировать убеждения в жизненной необходимости данных знаний. Ребенок должен понимать, зачем ему нужны те или иные умения.
11. Принцип наглядности.
Этот принцип помогает повысить интерес к занятиям, делает их интересными и продуктивными, способствует развитию зрительной памяти.
С целью успешного развития зрительного восприятия использую в своей работе наиболее эффективные методы:
- Метод упражнения в практических действиях.
Сущность этого метода в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться и активно действовать. Важным элементом метода упражнения я считаю постановку конкретной задачи перед детьми. В процессе работы у детей включаются зрительные и слуховые анализаторы, память.
- Метод успеха и похвалы
Этот метод позволяет поддерживать интерес детей к самим занятиям, обретать уверенность в результативности своей деятельности и тем самым пробуждает дальнейшее желание учиться. Я стараюсь отмечать любые достижения ребенка, вовремя и обоснованно похвалить его, даже если его успехи минимальны. «Ничто так не способствует успеху, как сам успех» (английская поговорка).
- Метод проблемных, развивающих ситуаций, побуждающих к
творческим и практическим действиям.
Данный метод позволяет мне развивать у детей активность, самостоятельность, инициативу, творчество. Например, предлагая детям решить проблему, возникшую у сказочного персонажа, с целью научить его тем навыкам и умениям, которыми владеют дети.
- Метод развивающего обучения
- Моделирование
- Метод проб и ошибок.
Позволяет детям упражняться в выполнении заданий, не опасаясь за допущенную ошибку.
В процессе работы использую следующие методические приё мы:
- Демонстрацию способа действия с объяснением
- Вопросы детям
- Пояснения и указания
- Раскрашивание, штриховка
- Показ образца
- Художественное слово
- Элемент соревнования
- Создание игровой ситуации
А также приёмы коррекционной работы :
- пошаговая инструкция
- рука в руку
- поощрения
Развитие зрительного восприятия требует целенаправленной, систематической работы с детьми, поэтому всю работу веду по перспективному плану, который составила, учитывая и руководствуясь следующими принципами:
- строгая последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности;
- временная регламентированность (ежедневно);
- учет индивидуального уровня и темпа развития (качество заданий для разных детей варьируется);
- ориентировка на успешность ребенка выполняющего задание. Оно составлено таким образом, чтобы ребенок обязательно выполнил его, справился с предложенной задачей, добился успеха. Это не позволит травмировать ребенка, повышает его самооценку, настраивает на победу.
Всю коррекционную работу по развитию зрительного восприятия веду в 5 направлениях:
- формирование сенсорных эталонов;
- формирование предметности восприятия (узнавание предметов в различных модальностях – зашумленных, наложенных и т. д.);
- развитие восприятия целостных предметных и сюжетных изображений;
- формирование пространственных представлений;
- формирование временных представлений.
Для работы по каждому направлению подбираю необходимый дидактический материал.
Для формирования сенсорных эталонов - это единичные предметы, в которых ярко выражен отличительный признак, группы предметов, объединённых по какому-либо внешнему признаку и свойству (круглые, красные, карточки по соотнесению предмета с эталоном и другое.
Для формирования предметности восприятия – это объекты, предложенные в различных модальностях (силуэтное, контурное, группы объектов для формирования целостного восприятия (разрезные картинки) и другое.
Для формирования пространственных представлений – натуральные объекты большого пространства по изучаемой теме, объекты для уточнения взаимного положения частей в предмете (карточки для обводки, различные пересекающиеся контуры) и другое.
Для формирования временных понятий – иллюстрации, картинки, схемы и другое.
Для развития восприятия сюжетных изображений – наборы сюжетных и пейзажных картинок, наборы иллюстраций и картинок к сказкам, схемы предметов и животных для работы развивающими пособиями «Блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор», наборы картинок с изображением человека в различных позах, частей суток и событий сюжета, времен года и событий сюжета, наборы сюжетных изображений персонажей и предметов к сюжету, «Живая картинка», «Что сначала, что потом?», разрезные картинки с сюжетным изображением и другое.
Работу по развитию восприятия я веду сразу в пяти направлениях.
Так как основной формой воздействия на ребёнка в группе компенсирующего вида являются организованные занятия, игры, и игровые упражнения на развитие восприятия я включаю в каждое из них: в занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи – 2 раза в неделю, в занятия по математическому развитию – 2 раза в неделю, в индивидуальные занятия по развитию познавательных процессов – 2 раза в неделю.
Дети с ЗПР страдают нарушением произвольности, поэтому необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служат дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый. А другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра, с использованием развивающих пособий «Блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор» позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Именно поэтому дидактические игры и упражнения по развитию восприятия я включаю в занятия ежедневно, согласно перспективному планированию не только подгрупповой, фронтальной, но и индивидуальной работы.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственно действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён. В связи с этим я стараюсь на занятиях отдавать предпочтение практическому методу. Я использую следующие группы заданий:
1. Задания, в которых решение задач на зрительное восприятие должно осуществляться в интеллектуальном и практическом планах:
• «Разложи предметы в определенном порядке»
• «Выложи вторую половину»
• «Какая фигуры заколдована?»
• «Сгруппируй по одному признаку»
• «Составь целое из частей»
• «Расставь предметы в пространстве, как на рисунке»
• «Составь узор»
• «Расставь предметы под словесный диктант»
• «Составь открытку по образцу»
• «Найди место и расставь недостающие по сюжету силуэты человека или животного».
2. Задания, в которых решение задач на зрительное восприятие осуществляется в практическом плане, т. е. в процессе решения этой задачи ребё нок должен выполнить конкретное действие и получить конкретный результат:
• «Спрячь на фоне»
• «Переведи через кальку»
• «Обведи по трафарету»
• «Соотнеси изображение с контуром»
• «Соедини линиями»
• «Собери разрезную картинку»
3. Задания, в которых решение задач на зрительное восприятие осуществляется во внутреннем плане, а результат решения проявляется либо в выборе объекта, либо словесно. Выбор объекта ребёнок может производить либо по наглядному образцу, по словесному признаку, либо в свободной ситуации:
• «Найди пару образцу»
• «Определи что ближе, что дальше»
• «Выбери по описанию»
• «Подбери героев ситуации»
• «Узнай и назови»
• «Что перепутано»
• «Составь загадку»
• «Опиши предмет с помощью алгоритма»
• «Подбери точное слово»
• «Сделай классификацию предметов»
• «Докажи, что это квадратная форма»
Все игры и игровые упражнения по развитию зрительного восприятия распределяю по видам занятий преимущественно следующим образом:
- в занятия по развитию элементарных математических представлений включаю игры на развитие восприятия формы, величины, пространства, времени;
- в занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – игры на формирование предметности восприятия, целостности предмета или сюжета, формирование восприятия цвета.
Хотя, как отмечалось выше, я веду работу по развитию восприятия сразу во всех направлениях, но первостепенное значение всё-таки имеет формирование сенсорных эталонов. Для решения этой задачи использую следующие игры и упражнения:
• Игры на развитие восприятия цвета : «Прицепи к паровозику вагончики», «Помоги Незнайке составить букет», «Узнай и назови», «Составь картинку», «Играем в лото», «Найди цветок для бабочки», «Подбери пару», «Светлее – темнее», «Какого цвета не стало?», «Что бывает такого цвета?» и др.
• Игры на развитие восприятия формы : «Найди подходящую заплатку», «Укрась коврик так же», «Зрительный диктант», «Подбери по форме», «Из каких фигур изображение?», «Геоконт», «Продолжи ряд» и др.
• Игры на развитие восприятия величины : «Разложи по порядку», «Собери матрёшку», «Выложи в ряд», «Найди пару», «Вкладыши» и др.
Практика моей работы показала, что достижение эффекта в ситуации специальных занятий, проводимых с детьми в детском саду само по себе еще не гарантирует переноса позитивных средств в реальную жизнедеятельность ребенка дома. Необходимо активное участие в этой работе близких ребенку взрослых - родителей. В работе с родителями ставила следующие задачи:
1. Построить доверительные отношения с родителями ребенка.
2. Развивать у родителей желание сознательно принимать участие в коррекционно - развивающей работе с ребенком.
3. Повышать компетентность семьи в вопросах помощи детям с ЗПР.
3. Укреплять веру семьи в успех коррекционной работы.
Мною систематически проводятся родительские собрания, мастер-классы.
В процессе проделанной работы с родителями, я заметила их заинтересованность к данной теме и эмоциональный отклик.
Работая по данной теме, я еще раз убедилась, что развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста (особенно с ЗПР) немыслимо без использования развивающих игр и упражнений. Игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.
В конце второго года обучения, проведя диагностику, я пришла к следующему выводу: дети с программой по сенсорному развитию справились. Результаты диагностики были следующими:
• Зрительное восприятие развито у детей на достаточном уровне.
• По всем видам восприятия большинство детей имеют высокий уровень.
• Низкого уровня выявлено не было.
Но некоторую трудность дети испытывали при ориентировке во времени и в пространстве по отношению к другому человеку. Необходимо продолжать работу по развитию восприятия пространства и временных предствалений.