Елена Парьева
Коррекция и развитие мыслительных операций у дошкольников с ОВЗ через развивающие игры
▼ Скачать
Е. В. Парьева, воспитатель
МБДОУ д/с № 39 г. Ставрополя
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.
Публикация «Коррекция и развитие мыслительных операций у дошкольников с ОВЗ через развивающие игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эффективное развитие познавательных способностей дошкольников – одна из самых значимых задач первой ступени образования.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ОВЗ. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична.
Полноценное развитие познавательных способностей важно для детей дошкольного возраста имеющих нарушения в развитии, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Так как большое значение, в школьной готовности имеет уровень сформированности произвольных мыслительных операций (умению рассуждать, делать выводы, понимать происходящие закономерности).
Мышление – это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.
Если рассматривать процесс мышления, то мы можем сказать, что мышление ребенка развивается по мере его роста от наглядно-действенного (связанного с практическими действиями над предметами, с реальным преобразованием ситуации в процессе действий с ними) к наглядно-образному (характеризующемуся опорой на представления и образы ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, а затем к словесно-логическому или абстрактному (осуществляемому с помощью логических операций с понятиями).
Кроме того, различают теоретическое (познание законов, правил) и практическое мышление, т. е познание определенной цели путем выполнения мыслительных операций : анализа, сравнения, синтеза, обобщения, абстракции, конкретизации, среди которых основными являются анализ и синтез.
Анализ – это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики.
Синтез – мысленный переход от частей к целому.
Сравнение – установление сходства и различия между предметами.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстракция – выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных.
Конкретизация – выделение нужного признака, свойства предмета или явления среди других, похожих на него или сходных с ним.
Следует обращать внимание, на то, что в процессе выполнения мыслительных операций могут проявляться индивидуальные качества мышления, являющиеся своеобразными свойствами личности: ширина, глубина, самостоятельность мышления, гибкость (постановка цели, создание плана, проекта для преобразования действительности, интуитивное (основанное на безусловных рефлексах) и логическое (опирающееся на жизненный опыт, суждения и точку зрения человека на разные предметы и явления) виды мышления.
Основной метод развития дошкольника – проблемно-поисковый, а основная форма его организации – игра.
Развивающие игры дают возможность развивать у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья такие процессы, как внимание и память, а также положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют от них не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии. Ребенок, увлеченный игровым замыслом, в доступной и занимательной форме получает новые сведения и знания, попадая в проблемную ситуацию, совершенствует свои умения и навыки.
Таким образом, именно игра создает благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка с особыми образовательными потребностями.
В современной педагогике существует большое количество развивающих и дидактических игр, которые способствуют развитию сенсорных и познавательных способностей ребенка.
Среди всего многообразия развивающих игр я выделяю игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Владимировича Воскобовича. Это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу развивающих игр заложены три основных принципа: интерес; познание; творчество. Развивающая игра является одним из способов развития интеллекта.
Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников.
В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на развитие мыслительных процессов ребенка с ОВЗ.
Данная игровая технология была выбрана мною как средство решения различных коррекционно-развивающих задач :
1. Коррекция и развитие у дошкольников мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование, средствами развивающих игр.
2. Формирование умений прослеживать, понимать, причинно-следственные связи и на основе их делать умозаключения.
3. Развитие произвольности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Развитие познавательного интереса, желанию и потребности узнавать новое.
5. Воспитание навыков контроля и самоконтроля в процессе познавательной деятельности.
Я использую развивающие игры в подгрупповых и индивидуальных занятиях. Это позволяет перейти от привычных занятий к игровой деятельности; осуществляя при этом познавательно-творческое развитие детей, повышая их коммуникативные способности.
Весь материал является доступным для восприятия детей дошкольного возраста, каждая игра позволяет ребенку задействовать психические процессы в зоне ближайшего развития, в рамках возрастной и индивидуальной психофизиологии.
При использовании игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» должны соблюдаться следующие принципы:
1. Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретного занятия.
Сказочный сюжет занятия вызывает интерес у всех категорий воспитанников, как у гиперактивных, так и у застенчивых и малоподвижных. Поскольку дети с ОВЗ отличаются несформированностью познавательной активности, именно игровая ситуация заставляет их мобилизировать все свои умения и навыки для разрешения той или иной проблемной ситуации.
2. Принцип дифференцированного подхода.
При организации занятия, для своевременного и успешного развития познавательных способностей, обязательно учитываю индивидуальные, возрастные, медицинские, психические особенности воспитанников с инвалидностью.
3. Принцип Активности всех участников.
Взрослый - организатор деятельности, в которой дети взаимодействуют, общаются, изобретают, применяют имеющийся у них опыт. В процессе игры ребенок и взрослый становятся партнерами.
4. Принцип Постоянного и постепенного усложнения (от простого к сложному)
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют совершенствования его знаний, умений и навыков. А постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Важно, что в каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.
1. Для развития логического мышления я использую следующие игры :
«Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Логоформочки», «Прозрачный квадрат», «Черепашки», «Чудо - головоломки», «Соты». Эти игры позволяют детям строить умозаключения, приводить доказательства.
2. Игры на развитие памяти :
«Волшебная восьмерка», «Квадрат Воскобовича» - Эти игры способствуют совершенствованию таких видов памяти как: слуховая, зрительная, тактильная.
3. Игры на развитие внимания, формирование навыков ориентировки в пространстве:
«Шнур малыш, и Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат», «Кораблики», «Волшебная восьмерка» - эти игры развивают произвольность и концентрацию внимания, находчивость, сообразительность. С их помощью формируется умение ориентировки в пространстве (понятие лево, право, середина и т. д.).
Это условное разделение игр на развитие психических процессов, потому что каждая из игр может развить все психических процессы и позволяет решить большое количество задач разного уровня.
Для активизации мыслительной деятельности детей, для повышения их интереса и активности на занятиях, для закрепления и углубления имеющихся знаний, а также способности использовать полученные умения в повседневной жизни, я использую игры Вячеслава Владимировича Воскобовича при проведении итоговых коррекционно-развивающих занятий игрового характера.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Помимо технологии «Сказочные лабиринты игры» для развития и коррекции мыслительных операций у дошкольников с ОВЗ я также использую различные интерактивные дидактические игры. При этом, для большей наглядности, применяю интерактивную доску, интерактивный стол, LED-песочницу, аква-стол, карточки с заданиями, пазлы и т. д.
Примеры таких игр:
1. «Найди пару» - игра, направленная на развитие умения сравнивать похожие с первого взгляда предметы, находить сходство и различия между ними.
2. «Четвертый лишний» игра, направленная на развитие умения детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.
3. «Что к чему подходит?» - игра, направленная на развитие логичности мышления, умение правильно ассоциировать друг с другом подходящие по смыслу или назначению предметы.
4. «Что идет дальше?» - эта игра направлена на развитие у детей понимания последовательности и умения ее продолжить.
5. «Угадай по тени» - данная игра помогает развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по их внешним очертаниям.
6. «Угадай предмет по его части» - эта игра помогает развить пространственные представления, логическое мышление детей.
Подводя итоги, мы можем утверждать, что включение развивающих игр в коррекционно-развивающий процесс помогает решить многие задачи по формированию и совершенствованию перцептивных действий, сенсорных эталонов, развитию внимания, памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, связной речи, творческой активности воспитанников с ОВЗ. Это позволяет оптимально приблизить к норме готовность дошкольников с нарушениями в развитии к школьному обучению.
Список литературы:
1. Бачурина В. Н. Развивающие игры для дошкольников. М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2006, 201 с.
2. Воскобович В. В., Мёдова Н. А., Файзуллаева Е. Д. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» : методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. СПб. : КАРО, 2017, 21с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. СПб. : АСТ, 2012, 480 с.
4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - Издание 3-е, стереотипное. М. : Юрайт, 2016, 348 с.
5. Панова Е. П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста. М. : Юрайт, 2015, 154 с.