Кристина Березина
Коррекция агрессивного поведения методикой арт-терапии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессия – один из распространённых способов разрешения проблемных вопросов, возникших в сложных ситуациях, что является причиной психической напряженности. Агрессивное поведение, относительно свойственно всем, оно является интуитивной формой человеческих поступков, ключевой целью которого изначально является существованием в окружающем мире, однако, человек в отличие от животных, с накоплением опыта учится видоизменять свои инстинкты, иначе говоря, у большинства людей происходит социализация агрессии.
Публикация «Коррекция агрессивного поведения методикой арт-терапии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Девиантное поведение у дошкольников может принимать различные формы, принято различать вербальную и физическую агрессию, каждая из которой может быть прямой или косвенной.
Вербальная агрессия проявляется в виде жалоб, гневного крика, оскорблений с целью унижения объекта агрессии.
Физическая же агрессия направлена на причинение материального ущерба объекту путём непосредственных физических действий и может проявляться в виде непосредственного нападения на жертву и причинения ей физической боли или унижения.
При деструктивном поведении выделяют три основных источника это:
- недоверие и чувство страха к окружающему миру, угрожающие ребенку;
- столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;
- отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.
Основная цель родителя – это учить ребенка контролировать агрессивные эмоции и пользоваться ими лишь в мирных намерениях. Коррекция поведения несет особую форму психолого-педагогической деятельности, она направлена на создание выигрышных условий для упорядочного психического развития личности дошкольника, и оказание ему специальной помощи.
В настоящее время детские психологи и педагоги используют самые различные средства коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей : изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, и т. п., мы рассмотрим подробнее изотерапию.
Арт - терапия считается одним из новых методов психотерапии — это терапевтический подход, основанный на общении в сочетании с творчеством. Стратегической целью данной терапии является гармонизация развития личного самовыражения и самопознания в искусстве, а также развитие способностей к упорядоченным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда следует важнейший принцип художественной терапии – признание и принятие всех продуктов творчества ребенка не смотря на их содержание, форму и качество. Поскольку арт - терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются прежде всего на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; литература, книга – библиотерапия).
Одним из распространенных видов арт-терапии является изотерапия (лепка, рисование) — корректировка с помощью изобразительной деятельности. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно) выделяют направления этого метода :
— использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации;
— побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Изотерапия положительно сказывается в работе с детьми с разными отклонениями — задержкой психического и вербального развития, нарушение слуха, аутизме, где речевой контакт затруднен. В большинстве случаев арт-терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими внутренними проблемами. Рисуночная терапия в данном случае рассматривается, в первую очередь, как проекция своего «я» ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В работе с дошкольниками важно использовать гибкие формы работы, и арт - терапия предоставляет эту возможность.
При рисовании дошкольник выдает все свои чувства, переживания и мечты, он представляет, что строит свои отношения в различных ситуациях и во время этого с легкостью соприкасается с некоторыми неприятными и травмирующими его образами.
На занятиях арт - терапией основной целью является коррекционная работа в сочетании с косвенной диагностикой и решением некоторых воспитательных задач. Арт - терапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности, поощряет характер творческой деятельности.
При реализации арт - терапии необходимо придерживаться определенных правил. Так, в художественном процессе неприемлемы действия повелительного характера. Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также темп работы.
Арт-терапевтический подход к интерпретации детских рисунков не сводится только к количественному и качественному анализу формальных признаков, хотя, несомненно, элементы такого анализа присутствуют. Изучая непринужденные рисунки, как средство выражения стоит:
1. Рассмотреть изображение с точки зрения недостающих или пропущенных предметов. Недостающие элементы могут сыграть важное значение, они с большой долей вероятности символизируют то, чего не хватает этому человеку в реальной жизни;
2. Проанализировать то, что нарисовано в центровой части рисунка, часто именно эта деталь указывает на всю суть проблем или на то, что для этого человека является важным и на что стоит обратить внимание;
3. Важное значение имеют размеры и соотношения изображенных предметов, животных или людей. Большие фигуры вызывают усилительные действия, а маленькие — принижающие;
4. Горизонтальная линия, изображающая небо, или просто нарисованная линия, может обозначать то, что психологически доставляет дискомфорт, в большинстве случаев это груз, из-за которого человек испытывает различные страхи;
5. Написанные слова на рисунке должны быть под особым вниманием, так как в редких случаях ребенок испуган тем, что не смог выразить всю суть рисунка, поэтому слова призывают к ясности в нем.
Одно из достоинств метода - рисование, оно заключается не только в том, чтобы максимально выразить себя и отыграть психотравмирующую ситуацию, но и в том, чтобы оно требовало согласованного участия многих психических функций: мышление, способность выразить себя в речи, представление, память, воображение, зрительно-моторная координация.
Арт – терапия помогает ребенку пережить события и ситуации, которые его травмируют, восстанавливает эмоциональное равновесие, формирует психологическую защиту и дает возможность взросления. Арт-терапевтический подход является одним из наиболее успешных способов коррекции негативных эмоциональных состояний. Через рисунок можно проследить динамику изменений и осуществить диагностику актуальных эмоционально личностных проблем, но и с большим успехом провести работу над их коррекцией. Работа с дошкольником — это процесс, который требует внимательности, деликатности и осторожности, следует понимать, что в рисунке изображено восприятие ситуации, переживания, и следует обязательно провести беседу о том, что изображал на рисунке ребенок.
Таким образом мы видим, что арт-терапевтический подход приносит положительные результаты в коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников, он без трудностей помогает отреагировать на негативные эмоции, помогает прививать навыки приемлемого избавления от злости, гнева, агрессии и тренировать внутренний контроль. В арт-терапии каждый участник может оставаться самим собой, не испытывать чувства тревоги, неловкости, стыда или обиды, когда его сравнивают с более лучшими, по его мнению, детьми. При этом личностный подход не заявляют, а воплощают на практике.