Лучший педагог года

Корреционная работа с детьми-дизартриками

Марина Ларина
Корреционная работа с детьми-дизартриками
▼ Скачать + Заказать документы

Речь предназначена для общения. Однако чтобы передать смысл того, о чем говорится, речь должна быть разборчивой. Это не так просто, как кажется. Для этого прежде всего нужно, чтобы мышцы органов артикуляции были достаточно подвижными и сильными, т. е. тренированными, наработанными. Если мышцы органов артикуляции оказываются неподготовленными к речи, то возникает речевое нарушение, называемое дизартрией. Это одно из наиболее тяжелых речевых расстройств. Чаще всего дизартрия - часть сложного комплекса нарушений, вызванных органическим поражением центральной нервной системы.

Публикация «Корреционная работа с детьми-дизартриками» размещена в разделах

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Расстройство артикуляции наступает из-за того, что язык, губы, небо, голосовые связки, диафрагма, т. е. все органы человека, участвующие в акте речи, не могут двигаться в полном объеме. Причиной этой неподвижности является парез мышц артикуляционного аппарата.

Впервые на трудности при коррекции звукопроизношения обратил внимание Г. Гуцман. Он отметил, что для этих нарушений характерны смытость, стёртость артикуляции. К проблеме речевых нарушений при стёртой дизартрии обращались многие авторы (О. В. Правдина, Л. В. Мелихова, О. А. Токарева, И. И. Панченко.

Дизартрии бывают нескольких видов. Характер отличий зависит от того, какие именно области мозга пострадали у ребенка. Общим признаком всех дизартрии является неразборчивая речь, т. е. нечеткое произношение звуков, слов, фраз. Ограничен, в движениях прежде всего основной орган артикуляции - язык. Он становится неловким, при высовывании отклоняется в сторону, чаще всего вправо. Затруднены движения других частей речевого аппарата: губы плохо выдвигаются вперед, не растягиваются в достаточной мере в «улыбку», маленький язычок в глубине рта (небная занавеска) провисает и не закрывает во время речи проход в нос. Воздух, который необходим для речи, при таком положении небной занавески утекает через носовую полость. Это влечет за собой носовой оттенок речи (гнусавость). Кроме того, при дизартрии из-за пареза голосовых связок страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым.

Таким образом, неразборчивость речи при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи - ее мелодики или просодии, как принято называть это в логопедии. Вследствие этого для дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонаций.

С первых дней жизни развитие ребенка c дизартрией значительно отличается от развития нормально развивающихся детей. Дети с дизартрией поздно начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. У некоторых дошкольниках с дизартрией наблюдается недостаточность мышечной силы, об этом нам говорит тот факт, что дети плохо удерживают предметы одной и даже двумя руками. Обнаруживаются нарушения ритма произвольных движений, темпа, движения неточные, мало координированные. Нарушения словесной регуляции действий проявляется в затруднениях при выполнении задания ребенком по словесной инструкции.

В 1,5 - 2 года отмечаются запоздалые навыки самостоятельной еды, ребенок только начинает есть ложкой и пить из чашки.

С 2,5 лет нарушения мелкой моторики у ребенка с дизартрией проявляются в продуктивных видах деятельности - изобразительной деятельности и ручном труде. Ребенок плохо или вовсе не контролирует силу нажатия при аппликациях или работе с пластилином, произвольного контроля над движениями нет, движения неточны и хаотичны.

В 2 - 3 года, ребенку сложно даётся складывание пирамидки различной сложности, мягких конструкторов. Элементарные навыки гигиены из-за моторных нарушений вырабатываются с огромным трудом. Малыш неопрятен – с трудом застегивает пуговицы, шнурует ботинки. Сложно даётся и складывание пирамидки, мягких конструкторов. При манипуляции с предметами ребенок не учитывает их свойства, а сами манипуляции чередуются неадекватными действиями (ребенок, настойчиво, пытается поместить в маленький гараж большую машинку и т. п.).

К 4-м годам в процессе трудовой деятельности затруднены координация движений в выполнении точных действий, как правило сила кисти руки мало контролируема или же является недостаточной.

К 5 - 6 годам ребенку являются доступными только самые простые движения. Ребенок затрудняется выполнить без посторонней помощи выполнять движение по подражанию («замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец). У детей также продолжает наблюдаться вялость пальцев, особенно ярко это проявляется при работе с ручкой или карандашом.

М. М. Кольцова в своих исследованиях отмечает: «Движения пальцев рук исторически, оказались напрямую связаны с речевой функцией человека. Жесты являлись одной из первых форм коммуникации древних людей, и здесь необходимо подчеркнуть важность руки, так как развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Дизартрии часто сочетаются с непроизвольными неприятными для окружающих гримасами лица, возникающими при попытках что-либо сказать. Эти гримасы также вызваны нарушением в нервном «питании» мышц лица со стороны мозга и могут ввести в заблуждение, создавая внешнее впечатление умственной неполноценности ребенка. Однако чаще всего оно ошибочно, и нужно проявлять большую осторожность, чтобы не сделать поспешных выводов и не навешивать на ребенка несправедливых ярлыков.

У детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией формирование грамматического строя речи совершается с ярко выраженными трудностями. Грамматические фигуры словоизменения и словообразования возникают у детей данной категории в той же очередности, что и при нормальном речевом развитии. Однако наблюдается замедленная скорость усвоения грамматических категорий. Согласно суждению Л. В. Лопатиной, одним из факторов неудовлетворительной сформированности грамматического строя речи, представляется нарушение дифференциации фонем. Это порождает проблемы различения грамматических форм слов из за нечёткости слухового и кинестетического образа слова, и в особенности окончаний.

У детей дошкольного возраста со стертой дизартрией отмечается первичное расстройство произносительной стороны речи, которое негативно воздействует на развитие иных компонентов речевой системы. Отклонения в формировании грамматического строя речи являются производными и носят характер второстепенных патологий.

Дети-дизартрики имеют, как правило, нормальный интеллект. С ними необходимо много и терпеливо заниматься. В будущем большинство таких детей может избрать себе любую специальность, если, конечно, она не связана с необходимостью совершения сложных движений. При правильном обучении дети, страдающие дизартрией могут научиться нормально читать и писать.

Естественно, что лечение детей с дизартрией, которая, подчеркну еще раз, не самостоятельное заболевание, а лишь часть его, возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия. Назовем самые важные из них:

- лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга и направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения ЦНС;

-физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений конечностей, а также органов артикуляции;

- общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма в целом;

- лечение сопутствующих заболеваний;

- логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Во всех видах лечения ребенка - дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Трудно переоценить тот вклад, который они вносят своим терпением, аккуратностью и точностью выполнения рекомендаций специалистов. Прежде всего, это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать, для чего даются те или иные речевые упражнения, понимать их смысл и представлять себе ожидаемые результаты.

В основном логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Это массаж органов артикуляции (логопедический массаж) и артикуляционная гимнастика.

Чтобы заинтересовать ребенка, следует обращать упражнения в форму игры. Например, движения языка к уголкам губ можно представить как игру в часики; удары языком по альвеолам — как игру в дятла, который долбит дерево, или в плотника, забивающего гвозди молотком и т. д.

Для выработки правильного речевого дыхания полезно различного рода дутье через рот: сдувание с ладони веток, пушинок, дутье на горячий чай, свечу, задувание именинных свечей и пр. Логопедическая работа по исправлению дефектов произношения звуков при дизартрии и косноязычии, называемом в логопедии дислалией, совпадает.

В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы.

Проба №1. Ребёнка просят открыть рот, высунуть язык вперёд и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за передвигающимися в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движения глаз отмечается некоторое отклонение языка в ту же сторону.

Проба №2. Ребёнка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а и иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Поэтому очень важно точно диагностировать речевое нарушение, именно от этого зависит выбор направлений коррекционно-логопедической работы, которая предполагает следующие этапы:

Подготовительный этап. Он включает в себя следующие направления:

1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Логопед проводит дифференцированный логопедический массаж.

2. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Артикуляционная гимнастика может проводится как в пассивной, так и в активной форме. Пассивная гимнастика проводится логопедом и направлена она на активизацию мышц языка, губ.

3. Нормализация речевого дыхания. С этой целью проводятся дыхательная гимнастика (упражнения на выработку длительного плавного выдоха).

4. Нормализация просодики. У детей со стё ртой дизартрией имеются нарушения просодических компонентов: нарушения темпа речи и тембра голоса; снижение разборчивости речи, бедные интонации; отсутствие пауз и логических ударений.

5. Нормализация мелкой моторики. С этой целью проводится логопедом пальчиковая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук.

Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков. Он включает в себя следующие направления:

Выработка основных артикуляционных укладов для постановки того или иного звука с опорой на зрительный и кинестетический контроль.

• Развитие, совершенствование фонематического слуха.

• Постановка звука. Эта работа при дизартрии проводится также, как и при дислалии. При коррекции дизартрии прежде всего ставят ту группу звуков, для постановки которых артикуляционные уклады сформированы.

• Автоматизация звуков. Это самое сложное направление на втором этапе. Для автоматизации звуков при стёртой дизартрии требуется большее количество занятий, чем при дислалии.

Третий этап логопедической работы – это этап коммуникативных умений и навыков. Он включает в себя следующие направления:

Формирование у ребёнка навыков самоконтроля.

Закрепление правильного звукопроизношения в различных речевых ситуациях (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).

Четвёртый этап логопедической работы – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие внимания, памяти, мышления.

Пятый этап - подготовка к обучению в школе. Он включает в себя следующие направления:

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Знакомство с буквами.

Совершенствование связной речи.

Подготовка руки дошкольника к письму (штриховка обводка букв, печатанье букв, конструирование букв из отдельных элементов).

Необходимо отметить, что успех коррекционной работы с детьми со дизартрией зависит от слаженности совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и родителей.

Публикации по теме:

Индивидуальная работа с детьми Индивидуальная работа Д/игра «Собери ромашку». Цель: автоматизация звука в речи, дифференциация звуков. Д/игра «Какая картинка лишняя?».

Коррекционная и психопрофилактическая работа с детьмиКоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми Следуя традиционным представлениям о психологических воздейст­виях в контексте нормального онтогенетического развития, «психо­коррекция».

Отчет «Работа с детьми на дому»Отчет «Работа с детьми на дому» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочется рассказать вам о работе, которую я провожу вне стен детского образовательного учреждения. А натолкнула.

Работа с детьми ОВЗ. Шумелки.Работа с детьми ОВЗ. Шумелки. .

Работа с детьми по формированию основ безопасностиРабота с детьми по формированию основ безопасности Одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением - это формирование у детей представлений об основах безопасности.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию Работа с детьми по патриотическому воспитанию Патриотическое воспитание находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим,.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Фотоотчёт «Работа с детьми с Зпрр»Фотоотчёт «Работа с детьми с Зпрр» В работе с детьми имеющими ЗПРР необходимо использовать различные методы развития. Прежде всего необходимо найти определенный подход для.

Работа с одарёнными детьми в 1 классе План работы с одаренными детьми. 1 «Д» класс. Актуальность - необходимость поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное.

Работа с одарёнными детьми в ДОУ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Корреционная работа с детьми-дизартриками
Опубликовано: 20 марта 2019 в 23:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Корреционная работа с детьми-дизартриками» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ларина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД